Восточная сказка, или Как белорусские туроператоры знакомились с Узбекистаном

Восточная сказка, или Как белорусские туроператоры знакомились с Узбекистаном

Вы спросите почему? Да потому, что Восток и только Восток дает возможность для изобретения новых и новых оригинальных сюжетов. Именно здесь навсегда поселилась изысканная СКАЗКА, в которой есть все: и юмор, и любовь, и хитрость, и лукавство, и доброта, и всяческие кошмары, и радость, и горе, – в общем, все человеческие чувства… А кроме того, эти рассказы и сюжеты упакованы так изящно, так красиво, да и поданы, словно некая драгоценность, в парче и бархате… Впрочем, что это я? На самом деле я никакая не Шехерезада, а просто человек, недавно побывавший в восточной стране под названием Узбекистан. Когда-то мне уже пришлось увидеть эту экзотику, да и направление считалось одним из самых популярных в бывшем Союзе вообще, и в Беларуси в частности. Затем все изменилось: перестал летать самолет из Минска, да и народу на долгое время стало не до дальних странствий. Но, говорится, новое – это хорошо забытое старое, и пришло время заново открыть для туристов Узбекистан.

Путешествие в страну четырех «м»

Так назвала свою родину очаровательная Умида (моя тезка) – представитель туристической компании Dolores Travel Servis, которая любезно принимала группу белорусских туроператоров плюс двух директоров турфирм из Казахстана. Четыре «м» в интерпретации Умиды – это мавзолей, мечеть, минарет и медресе. На самом деле слов, начинающихся на эту букву, здесь гораздо больше – мусульманство, михраб, минбар, метро... Но вот слово «море» отсутствует. Поэтому туристы, а их только в Ташкент ежегодно прибывает более полутора миллионов (в основном это европейцы), посещают Узбекистан исключительно ради уникальных памятников, древних сооружений, тщательно оберегаемых и любовно охраняемых, и ради истинно восточного гостеприимства.

Самый активный туристический сезон начинается в конце апреля и заканчивается… ближе к зиме. Несмотря на температуру – а термометр показывал 35-36 градусов, – мы на каждом шагу встречали толпы туристов, слышали английскую, французскую, испанскую и итальянскую речь.

«Сияй, Ташкент, звезда Востока…»

Программа, подготовленная для нас, начиналась в столице Узбекистана – Ташкенте, огромном городе с более чем тремя миллионами жителей. Наш самолет-аэробус прилетел вечером (время + 2 часа), когда солнце уже провалилось за горизонт, поэтому после ночлега в отеле Shodlik Palace

знакомство с городом состоялось на следующий день под чутким руководством молодого, но весьма опытного  гида Санжара (в переводе – острый или доминирующий).

В Ташкенте сохранилось не так много памятников – сейсмическая зона все-таки, но тем не менее кое-что туристам показать можно. Поэтому мы отправляемся осматривать архитектурный ансамбль Хазрет Имам, который начали возводить  в XVI веке и который окончательно отреставрировали в   2007 году. Своим именем комплекс обязан одному из первых и самых почитаемых имамов Ташкента, настоящее имя которого  Абубекр Мухаммад Каффаль Шаши. Он прославился как великий мусульманский ученый, который пользовался большим уважением  народа. 

В XVI веке над захоронением имама был воздвигнут мавзолей, а вся часть города вблизи него стала называться Хазрет Имам. Мавзолей  построен в необычном для подобных зданий архитектурном стиле  ханака. Изначально ханаки строились как приюты для дервишей и странников. Этим они напоминают христианские монастыри, однако существенная разница заключалась в том, что в ханаку, в отличие от монастыря, можно было легко войти и выйти.

Перед входом в подобные места необходимо снять обувь...

Однако центральным сооружением комплекса в то время считалось медресе Барак-хана XVI века. К нему относились два мавзолея и библиотека, богатая рукописями восточных авторов. Мечеть Тилля-шейха, построенная в 1856-1857 годах, тоже является частью ансамбля Хазрет Имам и находится напротив медресе Барак-хана.

Эта   мечеть-намазгох и сегодня является действующей. Площадь Хазрет Имам известна прежде всего тем, что именно здесь хранится знаменитый подлинник Корана Халифа Османа, относящийся к середине VII века и написанный на выделанной шкуре оленя. В 2007 году напротив медресе Барак-хана, на месте бывшего медресе Муй-Муборак (XVI в.) специально для священной реликвии  был создан музей, где сегодня под стеклом хранится знаменитый Коран Османа. Здесь же содержатся более 22 тысяч религиозных книг. Приятно, что площадь окружена парком, в котором растут разнообразные деревья и кустарники.

Экскурсия по Ташкенту продолжилась на площади Амира Тимура. Ее неслучайно называют сердцем столицы. С годами эта площадь меняла свой облик и названия.

История площади и некогда находившегося на ее территории сквера началась еще в XIX веке, когда Узбекистан вошел в состав царской России, а Ташкент был объявлен центром Туркестанского военного округа. По инициативе генерала Черняева, в 1882 году рядом со зданиями мужской и женской гимназий, государственного банка и учительской семинарии был разбит небольшой парк. А в 1913 году здесь был установлен первый памятник, посвященный Кауфману – генерал-губернатору и почетному гражданину Ташкента.

После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году сквер благоустроили: расширили аллеи, установили фонтаны и разбили цветочные клумбы. В 1993 году его переименовали в честь Амира Тимура  знаковой фигуры, великого полководца и талантливого правителя, сумевшего организовать на территории Средней Азии могущественное централизованное государство. В центре был открыт конный памятник Амиру Тимуру. На постаменте можно прочитать слова: «Сила в справедливости».

Местный Биг-Бен тоже расположен на площади.

На площади есть и объект туристического интереса – гостиница «Узбекистан», которая раньше считалась весьма элитной. Сейчас она реновирована, а с обзорной площадки открывается замечательный вид на Ташкент.

Пока мы внимательно рассматриваем город сверху, Санжар рассказывает о его истории, которая началась более 2000 лет назад. Первые упоминания в письменных источниках встречаются у китайцев, которые называли город Ши, Чжэми, Юени. В  период со II -I вв. до н. э. встречается название Шаш-тепа (Чач-тепа). В раннее Средневековье город носит название Бинкент. Но уже с XI века он получает свое нынешнее название – Ташкент  «каменный город» («тош»  камень). Правда, наш гид считает, что название носит не только прямое, но и переносное значение. Дело в том, что жители хорошо защищали свой город, поэтому их назвали «каменными», то есть стойкими. А слово «узбек», кстати, означает «сам себе хозяин». 

В IV-V веках здесь появляется первое городское поселение. А затем начинается период, когда нынешний Ташкент переходит то под контроль Тюркского каганата, то под власть арабов, начавших насильственно вводить ислам, то находится в составе государства Саманидов, то попадает под власть  Караханидов...

Затем город  захватывает Чингисхан, а  в XIV веке Ташкент завоеван Амиром Темуром (Тамерлан) и превращен в крупную крепость государства Тимуридов. Позже Ташкент входит то в Бухарское, то в Кокандское ханство. Войны, пожары, уничтожение множества людей, смена религий – все это пережил многострадальный город.

В 1865 году Ташкент был взят русскими войсками. Русскими поселенцами начинается строительство так называемого Нового города. Старый и Новый город были разделены каналом Анхор. Кстати, это разделение существует и до сих пор. В 1966 году произошло крупное землетрясение, разрушившее большую часть города. На помощь Ташкенту пришел весь бывший Союз, и за несколько лет город восстановили.

Сегодня в Ташкенте множество современных кварталов, театры, музеи, много зелени и цветов, торговые центры и моллы, аквапарк, рестораны, построены современные отели. Здесь есть свой шарм, свой стиль и своя, неповторимая атмосфера. Нам город понравился, да и туристам, по нашему мнению, должно быть здесь весьма комфортно.

...После обеда в ресторане в национальном стиле,

отправляемся в Самарканд.

Продолжение следует.

P.S. Автор выражает большую благодарность принимающей туристической компании  Dolores Travel Servis, лично нашей милой Умиде, гиду Санжару и водителю Суннату за увлекательную поездку.

Читайте продолжение: http://www.tio.by/novosti/Vostochnaya-skazka-ili-Kak-belorusskie-turoperatory-znakomilis-s-Uzbekistanom-Chast-vtoraya

Новости

Вверх