https://www.traditionrolex.com/8
Управляющий столичной гостиницы «Виктория Олимп» Алексей Подоматько рассказывает о том, каковы особенности...

Управляющий столичной гостиницей «Виктория Олимп» Алексей Подоматько рассказывает о том, каковы особенности загрузки муниципального отеля, почему белорусским отельерам так тяжело находить общий язык с белорусскими турфирмами и нужны ли городу новые отели.

5-1.jpg

– Алексей, «Виктория Олимп»  государственный отель. Но, насколько нам известно, изначально в здании, в котором теперь находится ваша гостиница, должен был располагаться отель известной сети «Рэдиссон»…

– Да, именно здесь, в нашем здании, должен был находиться «Рэдиссон Блю». Но инвестор проекта – банк «Москва-Минск» – в 2009 году резко прекратил финансирование, и городу пришлось забрать отель себе: Минский городской исполком получил поручение президента о строительстве отеля «под ключ».

– Если бы это был «Рэдиссон», это была бы совсем другая история. Это был бы сетевой отель с западными стандартами управления и обслуживания – подобными тем, которые сейчас в Минске предлагают «Марриотт» и «Хилтон». Что означает для отеля принадлежность государству? Есть ли, например, какой-то административный ресурс при загрузке?

– Сегодня наш тренд – это консолидированные усилия по загрузке отелей, которые входят в гостинично-коммунальное хозяйство «Бизнес-центр «Столица». Напомню, что в холдинг входит три гостиницы «Виктория» на проспекте Победителей, «Виктория на Замковой» и гостиница «Монастырская». В настоящее время мы делаем  ребрендинг гостиниц «Виктория». К 10-летию открытия первой гостиницы (1 июля нынешнего года) будет изменено все, что касается фирменного стиля и оформления. 

Безусловно, все гостиницы сети работают консолидированно, в том числе и в части загрузки. Но скажу откровенно: «Виктория Олимп» не пользуется административным ресурсом для заполняемости отеля. Вчера было ровно три года, как мы открыли гостиницу, я работаю с первого дня, и за эти три года было всего несколько делегаций, которые мы обслуживали по линии горисполкома.

– А каким гостиницам легче грузиться, потому что можно воспользоваться административным ресурсом?

– Тут скорее нужно говорить о гостиницах Управления делами. «Президент-Отель», «Минск» – они успешно и качественно обслуживают различные государственные делегации. Загрузка «Виктории Олимп» – эта задача полностью находится на плечах менеджмента нашей гостиницы. У нас есть собственный маркетинг, который реально работает, мы единственная государственная гостиница, которая открыла отдел продаж для бизнес-, или – одним словом – MICE-мероприятий. Если клиентам нужно экскурсионное обслуживание, то мы привлекаем DMC-операторов.

Радует, что в стране открылись «Марриотт» и «Хилтон», это отели известных мировых брендов, они всколыхнули рынок, это очень хорошо. А «Виктория» – это национальный гостиничный бренд, национальная сеть отелей. У нас имеется свой стандарт обслуживания. И этот стандарт, по нашему мнению, ничем не уступает стандартам других сетей. И я хочу подчеркнуть, что многие сотрудники, которые работали в том числе и в нашей «Виктории», сейчас трудятся и в «Ренессансе», и в «Марриотте», и в «Даббл три бай Хилтон», и в других отелях. То есть уровень подготовки наших кадров очень высок.

– По-прежнему ли сохраняется кадровая проблема в белорусском отельном бизнесе?

– Да, рынку не хватает отельных бизнес-аналитиков, квалифицированных сотрудников отделов продаж, revenue. Тут возникает вопрос подготовки кадров в вузах и правильного обучения молодых специалистов в отелях во время студенческой практики. Кстати, практика эта должна, на мой взгляд, проходить с первого курса и так, чтобы молодой человек мог поработать на различных позициях – ведь он должен знать всю механику отельного бизнеса.  Вообще белорусские профессиональные кадры в отельной сфере в стране появляются, но еще нужно время, чтобы рынок был насыщен.

– Ваша гостиница – одна из первых гостиничных площадок, предназначенных для MICE. Что можно сказать о развитии делового туристического сегмента в нашем городе?

– В Минске MICE-туризм означает локальные мероприятия в рамках отелей. Крупных мероприятий в городе нет, поскольку нет специально предназначенных для этих целей выставочных площадок. Когда у нас большое количество корпорантов, мы задействуем все свои корпусы и даже привлекаем к сотрудничеству другие отели. 

Хороший пример подобной консолидации – заседание Международной электротехнической комиссии, которое прошло в Минске в октябре 2015 года. Тогда в столицу приехали полторы тысячи делегатов, в том числе первые лица транснациональных корпораций.  Все основные заседания прошли на наших конференц-площадках, гости жили в гостиницах нашего холдинга, но не только – часть делегатов остановилась в таких отелях, как «Ренессанс», «Беларусь», «Минск». Часто у нас проживают спортивные делегации. Правда, если сравнивать с 2016 годом, количество спортивных мероприятий в городе в этом году уменьшилось в два раза.

– А экскурсанты?

– Экскурсионные группы, которые едут транзитом или специально приезжают в город, – это не наша ниша. Для такого сегмента туристов есть гостиницы «Беларусь», «Планета» и другие отели, которые могут предложить бюджетный вариант размещения. Наши гости – бизнес-путешественники, которые приезжают по делам бизнеса, спорта, на конференции.

– Алексей, в чем заключается проблема взаимоотношений между нашими DMC-операторами и отелями?

– Этот момент на днях обсуждался на совещании в Минспорта, посвященном MICE-туризму. Ситуация заключается в следующем. В гостиницу приходит запрос от российской ивент-компании на проведение мероприятия либо размещение группы, и точно на эту же группу приходит запрос от белорусской туристической компании. Мы предоставляем всем одинаковые цены. Но наш туроператор хочет дополнительную комиссию за размещение группы. А мы не понимаем, в чем в таком случае заключается продукт белорусского DMC-оператора. Мы эту группу можем напрямую взять у российского ивент-агентства. Почему тут должны предоставляться какие-то преференции белорусскому  туроператору? 

DMC-компании от случаю к случаю пытаются работать с отелями. Мы не против сотрудничества – пожалуйста, помогайте с загрузкой, мы готовы дать квоту мест и с радостью сотрудничать, если будем уверены, что вы станете гарантированно предоставлять загрузку отелю. Мы согласны дать туроператорам специальные тарифы для размещения – но в таком случае гарантируйте нам увеличение загрузки. Я понимаю операторов: они хотят зарабатывать! Но каждый должен заниматься своим делом. Гостиница должна хорошо обслужить гостя, предоставить качественное размещение. DMC-компании должны формировать продукт и на этом зарабатывать – тут может быть много составляющих: экскурсии, логистика и так далее. Но наши операторы почему-то хотят зарабатывать только на размещении, получив комиссию от гостиницы. Нам в данный момент это невыгодно. Более того, не уверен, что если я предложу  большую комиссию туроператору, то он точно привезет эту группу в наш замечательный отель. Запросы нужно очень быстро обрабатывать, поскольку они забрасываются во многие отели. Не факт, что туроператор оперативно обработает мое коммерческое предложение – для того чтобы отдать заказчику.

4-1.jpg

– Может быть, вы не можете договориться, потому что на самом деле этот рынок очень небольшой? И, кстати, он исключительно российский…

– На сегодняшний день около 90% продаж на MICE-рынке – это российский сегмент. Оставшиеся проценты – это мероприятия белорусских компаний. Опять-таки количество мероприятий в этом году уменьшилось.  Это не потому, что мы плохо обслуживаем, а из-за реальной экономической ситуации в стране.

– Прошлой осенью, помнится, все отели и все MICE -площадки занял конгресс, который проводил «Гербалайф» в Минске…

– Вообще центром для проведения корпоративных мероприятий «Гербалайфа» раньше был Киев, но из-за известных политических событий в Киеве эти мероприятия больше не проходят, они переместились в Минск. Последние три года каждый сентябрь каждая гостиница Минска заполнена представителями компании. 

Кстати, многие мероприятия, которые раньше проходили в Киеве, переехали в Минск. 2016 год в этом смысле был очень показательным – был просто всплеск интереса россиян к нам. Это произошло благодаря оттоку с других направлений, в том числе Грузии, Турции, Армении и Украины. Сегодня россияне уже, образно говоря, «наелись» этих направлений как MICE -площадок. И дело не в качестве предоставляемых услуг и даже не в ценах. Дело в том, что корпоранты периодически хотят менять площадки. Вот, собственно, на волне всех этих событий Минск и заработал как MICE-площадка. Сейчас нам стоит обратить внимание на качество обслуживания корпоративных клиентов – я считаю, это наша главная задача.

– Почувствовала  ли «Виктория Олимп» приток гостей, связанный со введением безвизового режима?

– Я общаюсь с гостями, которые приезжают к нам, и вижу, что для них возможность посетить страну без визы – это очень удобно. Наши клиенты – это бизнесмены, они прилетают на несколько дней, и для них пятидневный «безвиз» – оптимальный срок. В то же время резкого всплеска прибытий мы не фиксируем. Мы ведем определенную статистику, с 12 февраля гостиница приняла около 650 безвизовых гостей. По нашей аналитике, только около 40% гостей приехали в первый раз. Ну, а для резкого притока гостей в город и в гостиницы, на мой взгляд, в Минске нужно проводить больше мероприятий событийного туризма – культурных, развлекательных, спортивных и так далее.

– Про минские отели уже нельзя сказать, что они дорогие?

– В 2013 году и в преддверии ЧМ по хоккею в 2014 году тариф на номер в «Виктории Олимп» составлял 180 долларов США за одноместное размещение с завтраком. Сегодня средний тариф – 90 долларов. Я считаю, что это адекватная цена для четырехвездочного отеля в столице. Хотя опять-таки от туроператоров мы иногда слышим: стоимость размещения в минских отелях должна быть ниже – как в других столицах ближайших стран: Варшаве, Вильнюсе, Москве, Риге!

– После ЧМ по хоккею в Минске построилось много отелей, и сейчас гостиницы также продолжают строиться и открываться. В частности, по соседству с «Виктория Олимп», за «Ареной-Сити» возводится новый большой отель. Как вы считаете, нет ли в Минске  переизбытка гостиничной базы?

– На мой взгляд, очень хорошо, что в столице появляются новые отели. Особенно если они принадлежат мировым отельным сетям. Они подстегивают рынок. Хотя тут возникает такой момент. По статистике, количество гостей, которые приезжают в Минск, – это приблизительно 450 тыс. человек в год. Ежегодный прирост потока гостей по статистике нашей гостиницы – 6-7%. Ощутимого притока туристов в Минске нет. И вот появляются новые игроки, и начинается передел рынка. И в этот момент в нашей конкурентной борьбе важно обслужить гостя так, чтобы он не ушел в другой отель, а вновь и вновь выбрал твою площадку. 

Для этого придумываем различные акции, подстегиваем продажи. В 2013 году никто из отельеров и не думал о том, что надо будет проводить такие акции, как, к примеру, «три ночи по цене двух», открывать раннее бронирование. Тогда не было в этом необходимости. Сейчас благодаря конкуренции отели стали более мобильными и гибкими.

– Как все-таки могли бы договориться туроператор и гостиница?

– Мы готовы к обсуждению проблемы. В частности, на совещании в Министерстве спорта и туризма речь шла о создании в Минске конгресс-бюро, которое объединит усилия отелей и DMC-компаний, создаст новый продукт. 

Что мы видим на сегодняшний день? Люди, которые работают в российских ивент-агентствах, – это в основном молодежь, которая практически ничего не знает о Беларуси. Менеджеры постарше тоже фактически не владеют информацией о том, что сегодня собой представляет наша страна как туристическая дестинация, как площадка для MICE-туризма. Конгресс-бюро должно решить и проблему информационного вакуума, и вопрос создания общего турпродукта в городе. 

На сегодняшний день у нас есть хорошие отели, нам уже не страшно провести, к примеру, еще один чемпионат мира, у города уже не болит голова, где разместить гостей. У нас есть операторы, готовые предложить хороший экскурсионный продукт. Пока нет площадки для проведения больших деловых мероприятий, принадлежащих, так скажем, к высшей лиге MICE-туризма, но будем надеяться, что такая площадка когда-нибудь появится. И, конечно, всем нам еще надо работать над сервисом. Ну, а туроператорам стоит задуматься о том, как на основании тех составляющих, что есть в стране, все-таки делать свой собственный качественный продукт. Задача продвижения Минска как MICE-площадки вполне решаема, и я уверен, что сообща мы добьемся успеха!

– Спасибо за беседу!

Беседовала Лилия КОБЗИК

Справка:

Алексей Подоматько

Окончил Белорусский государственный экономический университет (Высшая школа туризма).

Работал в туристических компаниях «Киприана Трэвел» и «Белинтурист», также – в отельном бизнесе Великобритании и Кипра.

https://www.traditionrolex.com/8