Особенно активно продаются на раннем бронировании отели на "все включено"
направление

Тодор КАМАРАШЕВ: «Болгария возвращается на уровень бронирования 2014 года»

Особенно активно продаются на раннем бронировании отели на "все включено"

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Фирма «ТЕДИ КАМ» – самый крупный болгарский игрок на белорусском рынке. Традиционно в феврале Минск посещает глава компании Тодор Камарашев с тем, чтобы встретиться с партнерами, обсудить ход раннего бронирования и заключить новый договор с «Белавиа». Мы встретились с Тодором, чтобы узнать, чего ожидать белорусам в этом году от болгарского направления.

– Тодор, что в этом сезоне происходит с ценами по Болгарии?

– Цены, к сожалению, немножко повысились – приблизительно на 5-10%. Это связано с тем, что в последние два-три года, из-за падения спроса на Турцию, в Болгарию массово поехали европейцы – немцы, англичане, поляки, чехи, шведы – все рынки показали приблизительно 20%-ный рост. Причем некоторые гостиницы полностью загружаются гостями только из одной страны – например, Германии. Три-четыре отеля в Болгарии принимают только немецких туристов.

Небольшой рост цен связан не только с повышенным спросом, на который реагируют отельеры. Улучшается и болгарский сервис, это самое важное. Когда поток туристов в Болгарию был невелик, отельеры снижали стоимость проживания, и она была просто смешная. Поэтому то, что сейчас происходит с болгарскими ценами, можно назвать даже не повышением, а возвращением на прежний уровень.

– Как меняется инфраструктура на курортах и в отелях?

– На Золотых песках, Солнечном берегу, в Албене, Дюнах и Елените все гостиницы постоянно добавляют количество услуг и улучшают качество. Одна из тенденций – строить небольшие аквапарки и парки развлечений – на курортах и в отелях.

Несколько лет назад на Солнечном берегу появился «Луна-парк», затем пятизвездочный отель «Планета» обзавелся собственным аквапарком. Также аквапарк появился на курорте Золотые пески в «Престиж отеле». Все хорошие высококлассные гостиницы строят собственные аквапарки. Пусть это мини-парк в отеле, но он есть. Это привлекает людей. Многие отели переходят на систему питания «все включено. Мало уже осталось гостиниц на завтраках, как это было прежде в Болгарии, около 70% отелей работают на «все включено».

– Такое ощущение, что весь европейский гостиничный сервис – болгарский и не только – идет по пути турецкого – «все включено», аквапарки, анимация на территории отеля, в общем – клубная система отдыха…

– Перенимать положительный опыт – в этом нет ничего плохого! Мы можем только учиться у коллег.

– Как идет раннее бронирование? Сколько турист сейчас может сэкономить на покупке тура? И каков нижний ценовой предел на тур в Болгарию по акции?

– Раннее бронирование идет очень успешно! Мы возвращаемся на уровень бронирования 2014 года, который на белорусском рынке был самым успешным. Скидки на раннем бронировании достигают 20-30%. В настоящее время можно найти путевку в трехзвездочный отель без питания от 230 евро с перелетом для одного человека. Отличная цена! Самое главное – сейчас можно забронировать проживание в популярных отелях, которых уже не будет в сезон. Это гостиницы на таких популярных у белорусов курортах, как Албена, Дюны, Елените. В сезоне востребованные отели будут на стопах. Особенно быстро закрываются продажи в отелях, работающих по системе «все включено». Такие отели пользуются большим спросом у россиян.

– Можно ли назвать прошлый год провальным?

– Скорее, мы получили не то, что ожидали. В минувшем сезоне мы подняли много самолетов на Болгарию – может быть, гораздо больше, чем было нужно белорусскому рынку. Поэтому нынешним летом мы оптимизировали программу. В Бургас летаем каждый день, в Варну – пять раз в неделю. В этом году поставили рейс из Бреста, не первый год поднимаем самолеты в Болгарию из Гродно, Гомеля, Витебска. То есть, продолжаем наращивать программы из регионов. Конечно, цыплят по осени считают, но мы надеемся, что в этом году будет успешный сезон. Прошлым летом компания «ТЕДИ КАМ» приняла около 25 тысяч белорусских туристов. В самом успешном 2014 году мы обслужили около 35 тысяч гостей из Беларуси. 2016-ый и 2017-ый были самыми трудными годами. Хочется верить, что в этом году мы вернемся на прежние позиции. В прошлом году турецкие пятерки продавались на уровне наших четырехзвездочных отелей. Конечно, в таких условиях Болгария была неконкурентоспособна, поскольку наш сервис, будем говорить откровенно, пока еще трудно сравнить с турецким, который, в основном, ориентируется на пятизвездочные стандарты. Сейчас туристы возвращаются в Турцию, и местные отельеры поднимают цены. Это, можно сказать, нам на руку.

– Болгарию часто сравнивают с другими направлениями – Турцией, Грецией. Теперь вот Болгарию начали сравнивать с недавно появившейся на нашем рынке Албанией – наверное, имея в виду, прежде всего, цены…

– Это разные направления. Во-первых, Албании нужны еще годы, чтобы приблизиться к уровню нашего сервиса. Во-вторых, Албания никак не может сравниться с Болгарией в сегменте детского и семейного отдыха. В Албании нет, как в Болгарии, отелей, ориентированных на семейный отдых. Наши курорты, пляжи, гостиницы, питание, развлечения – все идеально подходит для отдыха родителей с детьми. Хочу подчеркнуть, что в последние годы в Болгарии замечательно продается детский отдых. Я сейчас говорю про детские лагеря, которые пользуются хорошим спросом в Украине, России и Беларуси. Интересный факт: если в прошлом году был общий спад спроса на Болгарию на белорусском рынке, то на детском отдыхе это никак не отразилось. Наоборот, мы наблюдали 10-15%-ный рост спроса в этом сегменте. Хорошая анимация, питание, собственные отельные территории и пляжи – у нас созданы все условия для отдыха детей. Ну, и взрослым отдыхать у нас тоже комфортно и приятно. Не случайно, Болгария является направлением номер один на белорусском рынке!

Спасибо за интервью. Удачного сезона!

болгария.jpg