Брестская фирма «кинула» туристов, купивших путёвки в Турцию
Двум брестчанкам захотелось продлить лето — «бархатный сезон» решено было встретить в Турции. «ВКонтакте» нашли молодую, но успевшую ярко засветиться в соцсетях туристическую фирму, заказали тур. Выбор пал на недорогой отдых с вылетом из Львова с известным украинским туроператором Join UP. Всего в компании оказалось четверо — трое взрослых и один ребёнок.
20 июля в кассу турфирмы была внесена сумма за бронирование в размере 30%. За месяц до вылета стоимость 4-х туров оплатили полностью — белорусскими рублями в эквиваленте 1645 долларов. Вылет был назначен на 5 октября, за день до этого брестчанам должен быть предоставлен бесплатный трансфер до Львова.
Вскоре появились моменты, которые заставляли будущих курортников волноваться: например, то, что накануне выезда никому из них не позвонили из турфирмы. Это было неприятно, и девушки начали набирать начальницу сами. Но абонент был либо «временно недоступен», либо прятался за короткими гудками. Девушки завалили турфирму звонками и SMS, но начальница не отвечала. Тогда напрямую набрали номер туроператора Join UP, где менеджер сообщила, что их заявление отклонено. По какому праву?! Этого представитель туроператора сказать не могла.
Утром 4-го октября, в день обещанного выезда во Львов, начальница брестского турагентства все же отозвалась со словами: «Всё улажу за 2-3 часа и перезвоню». Эти два-три часа, конечно, оказались потерянными. Дальнейшие попытки дозвониться «партнёру» тоже были безуспешны. Вечером того же дня обманутые туристки занесли заявление в РОВД Ленинского района. Почти одновременно пришло известие, что их сигнал уже не первый.
В группе «ВКонтакте» «Происшествия Бреста» девушки анонимно разместили пост с вопросом: «Кто был обманут (такой-то) брестской фирмой, отзовитесь». Оказалось, в числе пострадавших от фирмы с «турецким» и другими морскими направлениями оказались минимум семь человек. Все они обратились с заявлениями в правоохранительные органы.
— Обращений в управление спорта и туризма по данному вопросу не поступало, — говорит начальник управления спорта и туризма Брестского облисполкома Николай Глушеня. — При этом отдельно отмечу, что сегодня государственные структуры на деятельность туристических фирм имеют очень ограниченное контролирующее воздействие. Это связано со значительной либерализацией деятельности туристических фирм, которая и вызвала целый ряд ограничений в регулировании туристической отрасли. В настоящее время туристическую фирму можно открыть по заявительному принципу, лицензирование этой деятельности отменено. Турфирм стало больше, но качество услуг у некоторых оставляет желать лучшего. К тому же количество авантюристов, пользующихся падкостью брестчан к скидкам, увеличивается. К сожалению, туристы не всегда идут в компании, которые годами завоёвывали авторитет в этой сложной, имеющей множество нюансов работе. Возможно, недобросовестный руководитель фирмы взяла на себя риски, с которыми не смогла справиться. Такое тоже бывает. В любом случае пострадавшие туристы должны обратиться в общественное объединение «Защита прав потребителей» и восстановить справедливость.
Что делать?
Рекомендации председателя правления БООО «Защита прав потребителей» Владимира Леоненко:
— В данном случае имеет место невыполнение исполнителем договора оказания туристических услуг, что является нарушением прав потребителя. В соответствии c Законом РБ от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей», в рассматриваемой ситуации потребитель вправе по своему выбору:
1) назначить исполнителю новый срок на оказание услуги;
2) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить её своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
3) потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за оказание услуги;
4) расторгнуть договор об оказании услуги.
При расторжении договора потребителю должна быть возвращена вся уплаченная сумма. Но надо знать: описанные выше требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло по вине потребителя или вследствие действий третьих лиц либо обстоятельств непреодолимой силы.