компетентно

Чехия не из окна автобуса

Директора компании Czech holidays Яна Кучеру профессионалам белорусского туризма представлять не надо. Почти двадцать лет он ассоциируется на нашем рынке с крупной принимающей чешской фирмой, с которой сотрудничают основные белорусские туроператоры.

Мы побеседовали с Яном о том, что он сам любит в Чехии и, в частности, в Праге, что бы он рекомендовал увидеть, услышать и ощутить в этом атмосферном городе нашим туристам, а также о том, что его озадачивает в сотрудничестве с белорусскими компаниями и что навевает грустные мысли.

A29V1449_1021.jpg

– На мой взгляд, туриста приводит в совершенный восторг пражская архитектура, если бы я сам строил экскурсию по городу, то начинал бы ее от Пороховой башни, где когда-то пролегала граница древнего города, а башня была его входными воротами. Во времена Карла IV все визитеры ехали по так называемому «Королевскому пути», который начинался от башни. Отсюда через Староместскую площадь выходим к реке, и через Карлов мост попадаем в Малостранскую сторону.

Дом за домом, история за историей – смешение эпох, стилей, легенд и фактов – эта субстанция и создает живое ощущение Праги! Нигде в мире вы не увидите такого, честно. Можно пытаться сравнивать Прагу с Краковом, Флоренцией, но там все-таки нечто иное.
И на этом пути существуют такие моменты, которые обычный турист может не увидеть, если он «гуляет» по Праге бегом. Напротив Ратуши, к примеру, находится здание отеля «У Принца», где расположен одноименный бар (Terasa U Prince). И наверху, на крыше, также есть ресторан, где уже «сервирован» прекрасный вид на город: Пражский Град, Староместская площадь и Староместская ратуша. Я бы предложил подняться и неспешно полюбоваться за трапезой или просто за бокалом пива. И таких моментов на «Королевском пути» множество.

А самое мое любимое место – это смотровая площадка у Страговского монастыря, откуда, как на ладони, открывается Прага со всеми ее бессчетными красотами.

Когда я встречаю гостей, прибывающих на самолете (а это как раз направление от аэропорта), то привожу их сюда, показываю и говорю: «А теперь, за эти дни, которые вы проведете в городе, вы должны все пройти собственными ногами!»

Архитектура. Можно выбрать любой стиль и исследовать только его. Готика, неоготика, барокко, югендстиль, или сецессия, модерн – можно, как по учебнику, изучать каждый из них в отдельности. Парижская улица, Староместская площадь – вот где настоящее раздолье! Там вы найдете все. К тому же, сегодня вдоль туристического пути расположено множество лавочек, магазинов, ресторанчиков и кафе на любой вкус. Это способствует восприятию.

Кстати о вкусах, их вам откроет гастрономическая Прага. Чехи любят вкусно поесть, прекрасно разбираются в пиве, винах и крепких настойках. Все наши лучшие рестораны, атмосферные подвальчики и пивоварни тоже необходимо освоить туристам. Это тема отдельного разговора.

Если у меня есть свободное время, я сам с удовольствием прохожу «Королевский путь», особенно люблю январь, когда там не так много туристов.

А еще очень люблю места, куда туристы и вовсе не заходят.

Рядом с рекой, на Малостранской стороне, есть остров Кампа – это место называют Пражской Венецией, – с каналами и парками, с музеями Кафки и современного искусства, с авангардными композициями молодых скульпторов «Марш пингвинов через Влтаву» и «телевизионными младенцами» неоднозначного мастера Давида Черны.

A29V2745_1021.jpg

A29V2742_1021.jpg

Литература. Много групп студентов-германистов, которые обучаются в столице Чехии литературе. Самый известный из романистов, творивших в Праге на немецком языке, это Франц Кафка. Его творчеству, вне всякого сомнения, помогла сформироваться полная мистики и загадок атмосфера города.

Из известных писателей-белорусов, связанных с Прагой, это Василь Быков.

Или возьмем тему музыки. Прага – город чешских композиторов, которые черпали здесь вдохновение. И не только чешских, вы услышите Моцарта, который жил и работал в Праге над оперой «Дон Жуан», и других. Можно слушать и слышать!

Очень люблю место, которое называется «Новый свет» – новый мир – это романтичная маленькая улочка, там прекрасно гулять.

Яркий образец стиля модерн – Общественный (или Муниципальный) дом около Пороховой башни я бы вообще рекомендовал как must see в Праге: чтобы туристы покупали билет и могли увидеть всю эту роскошь изнутри. Там находится большой концертный зал, оформленный работами Альфонса Мухи, Яна Прейслера и других именитых мастеров. Это уникальная гармония архитектурных и живописных стилей рубежа XIX–XX веков: необарокко и неоренессанс органично сливаются с чешским модерном.

Знаковое место в городе – первая резиденция чешских королей и колыбель чешской культуры – Вышеград над Влтавой, где княгине Либуше, дочери воеводы Крака, явился пророческий сон о будущем Праги, «слава которой достигнет звезд».

Старый город – это настоящий музей, созданный для туристов! А вот сами пражане ходят другими маршрутами, и с ними тоже неплохо было бы познакомиться.

Театральная Прага – еще одна область для самостоятельных исследований. В городе несколько красивых театров, и крупнейший из них – Национальный. Это наша гордость, символ чешского возрождения. Я бы советовал посетить нашу первую национальную комическую оперу «Проданная невеста» знаменитого композитора Бедржиха Сметаны. Еще очень знамениты в городе театры марионеток.

Я уверен, что Прага не устанет вас удивлять! Мои знакомые из Германии приезжают дважды в год на протяжении 30 лет – и каждый раз обязательно находят здесь что-то новое, проходят не изведанными ранее маршрутами.

A29V1285_1021.jpg

A29V1283_1021.jpg

A29V2171_1021.jpg

A29V2174_1021.jpg

A29V2107_1021.jpg

A29V2187_1021.jpg

A29V1179_1021.jpg

A29V1193_1021.jpg

A29V1210_1021.jpg

A29V1220_1021.jpg

A29V1250_1021.jpg

A29V1264_1021.jpg

A29V1463_1021.jpg

A29V1292_1021.jpg

A29V1438_1021.jpg

A29V1728_1021.jpg

A29V1804_1021.jpg

A29V1816_1021.jpg

A29V1910_1021.jpg

A29V1974_1021.jpg

A29V2000_1021.jpg

A29V2021_1021.jpg

A29V2089_1021.jpg

A29V2282_1021.jpg

A29V1685_1021.jpg

Что же касается турбизнеса, то здесь, надо отметить, своя специфика. Например, партнеры из Западной Европы работают с предложенными нами программами, белорусские же стараются экскурсионное обслуживание осуществлять сами, прибегая к услугам своих представителей, живущих в Чехии, поэтому мы, к сожалению, не имеем никакого влияния на их программы. К нам не прислушиваются как к партнерам, хотят получить лишь бронь гостиниц и визовую поддержку. В борьбе за клиента белорусы стараются (насколько это возможно!) удешевить тур. И случается так, что туристы у дверей в пивоварню «вдруг» узнают, что за экскурсию надо доплачивать.

Меня это очень беспокоит, и я… не устаю предлагать различные новые маршруты! Обратите внимание, говорю я. Исторические города Чески-Крумлов, Тельч, Кутна-Гора, Тршебич, Брно с их объектами, находящимися в Списке Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

У нас в стране более 3000 замков!

У нас шикарные горнолыжные курорты!

Образно, я бы представил Чехию как маленький сад, в котором растут самые лучшие цветы мира. Именно поэтому я провел для своих партнеров рекламные туры, во время которых активно показывал им потрясающую по красоте Южную Моравию, где спеет наш лучший виноград, где в подвалах зреет наше самое замечательное вино и где проходят впечатляющие дегустации. Мы объехали все лучшие пивоварни, год назад посетили Пльзень. Кстати, многие туроператоры там оказались впервые за 20 лет работы с Чехией! Все их группы по пути в Карловы Вары довольствовались заездами в Крушовице. Работники турбизнеса отметили Пльзеньский пивовар как очень интересный для туристов, но, как показала реальность, продолжают работать по годами отлаженной схеме: Прага – Карловы Вары, Прага – Дрезден. В этом, видимо, специфика характера белорусского туриста: из столицы Чехии «покорить» половину Германии и Чехии, чтобы заявить: «Я там был!»

В нашем историческом городке Оломоуц на ночлег обычно останавливаются белорусские туристические группы, следующие на отдых в Хорватию или Италию. К сожалению, они проводят здесь ночь и даже не успевают познакомиться с этим прекрасным местом – и от этого у меня болит душа!

Я бы попросил коллег: «Дайте своим туристам свободу и время, пусть они как следует познакомятся с Прагой и с Чехией! Чтобы они увидели ее не только из окна автобуса…».

Чехия – это «марочный», фирменный товар, его надо уметь продавать – а для этого… надо просто-напросто любить!