https://www.traditionrolex.com/8

Что происходит в отельной индустрии Минска в связи со введением безвизового режима, почему Минску не нужен отель у цирка, отчего Минск так и остался не туристическим, а корпоративным направлением, и что нужно делать, чтобы не потерять российский турпоток? об этом мы говорим с директором по продажам и маркетингу «Ренессанс Минск Отеля» Федором Бахваловым.

Федор, можно ли сказать, что отельная индустрия Минска, и в целом Беларуси, сейчас находится в сложной ситуации?

– Сложная ситуация в отельном бизнесе всегда и везде – в любой стране! Как сказал мистер Марриотт, «успех никогда не бывает окончательным!» Всегда есть что-то, что заставляет напрягаться и над чем надо работать. Просто в отельном бизнесе Минска надо работать больше и усерднее, чем  на других рынках.

DSC_0018.jpg

Больше, чем в России?

– Россия большая! Невозможно сравнивать загрузки Москвы и Минска. Москва – огромный геополитический и корпоративный центр. В Москве у тебя практически изначально есть загрузка, с которой можно работать. Ты просто определяешь свои стратегии по сегментам, вырабатываешь  тактику и более пристально следишь за тем бизнесом, который тебе интересен. В Минске изначально ничего нет. Все нужно делать с нуля.

DSC_0046.jpg

– Мы так сильно отстали от других стран?

– Наверное, отстали – это не очень правильное слово. Просто Минск другой! Неуместно сравнивать Лондон, Париж или Берлин с Минском. У них своя история, у этого города – своя. И я не могу охарактеризовать то, что сейчас происходит в гостиничной индустрии Беларуси, словом «плохо». После 2014 года количество номерного фонда удвоилось, появились качественные игроки – наш отель, «Виктория», «Пекин», позже – «Марриотт», «Хамптон бай Хилтон», «Даббл три бай Хилтон». Новые отели – новый бизнес. Загрузка в городе растет! Во всяком случае в «Ренессансе» она растет ощутимо, и в настоящее время чуть выше, чем в среднем в городе.

Вы сказали, что Минск «другой»? Что это значит?

– То, что загрузка связана с общей ситуацией в стране. Бизнеса недостаточно. Мало гостей и много стереотипов в отношении Минска и Беларуси в целом. Я имею в виду те представления, которые имеют о нас западные туристы.

С чем связаны эти стереотипы?

– Если мы говорим про туризм, то в первую очередь они связаны с незнанием того, что есть такая страна. Вот сейчас у нас есть замечательная инициатива – безвизовый въезд на пять  дней для граждан из 80 стран мира. Правда, под эту инициативу не приготовили соответствующую программу развития. Мы все об этом узнали из новостей. В какой-то момент нам сообщили, что, возможно, через пару недель у нас будет безвизовый въезд. А надо было хотя бы за год об этом проинформировать. Тогда и туроператоры, и гостиницы, и все заинтересованные лица сделали бы все необходимые шаги, для того чтобы проанонсировать это событие, проинформировать партнеров, подготовить программы. 

Указ подписан на год. Что будет дальше – непонятно. Как в такой ситуации планировать работу?! Туристический рынок имеет сильную инерцию. Мы не можем мгновенно привлечь потоки. Если мы говорим о серьезных турпотоках, то турбизнесу необходимо как минимум несколько лет, чтобы заключить долгосрочные договора с партнерами. И, конечно, к этой программе требуется серьезное финансирование для продвижения. Причем именно на целевых рынках.  Нужно было заранее сделать  интернет-рекламу, привлечь популярных блогеров, показать ролики на европейских телеканалах, пригласить National Geographic и многое другое. Но сделать это все надо было гораздо раньше – до подписания указа. По большому счету сейчас уже поздно. Два месяца из отпущенных двенадцати уже прошло. 

А потом посмотрят итоги безвизового режима и скажут: где результат?

– Про итоги. Вот я смотрю новости и слышу, что за такой-то период без виз к нам приехали, условно говоря, 1000 человек. Я слышу эту цифру и не понимаю, хорошо это или плохо, много или мало. Любая цифра сама по себе ничего не значит. Цифры надо подавать в сравнении и анализировать. Вы сравните, сколько гостей в прошлом году прибыло через Национальный аэропорт по визе, сколько приехало сейчас, и проанализируйте, приехали бы эти люди, если бы им приходилось открывать визу. Вот тогда мы сможем объективно оценить цифры. 

Тогда давайте поговорим конкретно о «Ренессансе» и его загрузке в «отчетный» безвизовый период.  У вас же есть цифры за аналогичный период нынешнего и прошлого года? Отель почувствовал эффект от «безвиза»?

– Для этого мне нужно стоять на стойке и каждого гостя спрашивать: вы приехали сюда, потому что у нас безвизовый режим, или у вас есть мотивы приехать в нашу страну с визой или без визы? Иначе корректного сравнения не проведешь. К тому же пока еще прошло совсем мало времени. То, что безвизовый режим дает возможность нашим гостям чаще бывать в Беларуси, в первую очередь я имею в виду корпоративных клиентов, которые приезжают по бизнес-интересам, – это отлично само по себе. Я не говорю, что они чаще приезжают, но такая возможность есть, и это, конечно, повышает привлекательность пребывания в стране.

Но хотя бы что-то изменилось в приеме в связи со введением «безвиза»?

– Пока ничего, к сожалению. По той простой причине, что никто ничего не знает о наших новых возможностях. В тех странах, которых этот указ касается, никто и не догадывается, что у нас свободный въезд на пять дней через воздушную гавань. Поэтому самая главная задача сейчас – объединиться всему рынку и всем игрокам. Да, информация о том, что указ будет подписан, не была донесена заранее. Указ подписан – прекрасно! Сейчас всем вместе надо работать над тем, чтобы как можно больше людей об этом узнало. На этой неделе я буду делать в Москве вебинар для представителей турбизнеса почти 30 стран Европы и расскажу о том, что у нас есть такая возможность. Надеюсь, что благодаря этому определенное количество заинтересованных партнеров будет проинформировано о том, что Беларусь существенно облегчила въезд.

DSC_0015.jpg

Продвигая безвизовый въезд, какой продукт, на ваш взгляд, нужно рекламировать в первую очередь?

 – Это непростой вопрос. Сейчас у нас есть новость. Новость о том, что в Беларусь можно въехать на пять дней без виз через Национальный аэропорт. Просто появилась такая возможность. Но, для того чтобы эту возможность реализовать в полной мере, действительно нужен продукт. Так вот, этот продукт еще предстоит создать. Продукт под названием «Беларусь». Будем говорить откровенно, такого продукта сейчас – увы! – не существует. У иностранцев, европейцев, американцев Беларусь в настоящее время более ассоциируется с политическим контекстом – причем негативно окрашенным. Мы не ассоциируемся со страной, куда европейцу интересно приехать на уик-энд. Можем ли мы представить себе такую ситуацию: сидит в Париже влюбленный француз и думает: полечу-ка я с любимой девушкой на выходные в Минск! Вряд ли это реальная ситуация, не так ли? А ведь это именно то, для чего безвизовый режим и появился: сделать страну привлекательной и доступной для иностранных туристов. Но просто подписать указ мало – надо объяснить жителям стран, которых он касается, что им надо приехать в Беларусь. Нужно доносить до аудитории, что Беларусь – это классное новое направление, что у нас летают «Белавиа», «Остриан Эйрлайнз», «Люфтганза», другие авиакомпании, что  у нас безопасно, красиво, что здесь хорошо встречают и вкусно кормят. Вот чем сейчас надо заниматься!

То есть это мы уже о продукте говорим?

– О продукте, который еще надо создать! Но это никто кулуарно, как говорится, «под себя» и под свои личные бизнес-интересы, не в состоянии сделать. Здесь нужны аналитики и маркетологи экстра-класса, которые смогут создать продукт в масштабах страны. Это серьезные вливания, серьезный стратегический шаг, который надо сделать. В противном случае ощутимых результатов мы не увидим.

Но у нас везде проблемы: инфраструктура, цены, сервис, набор достопримечательностей, имидж – все неоднозначное…

– В этом и сложность этого продукта! Поэтому я и сказал, что наш продукт «другой»!

DSC_0001.jpg

А отели сами по себе могут быть продуктом? Могут они привлекать публику самим фактом своего присутствия – те же цепочные отели, как «Ренессанс»?

– Отели – это не продукт, это средство размещения. Вы же не будете говорить, что Минск – это «Марриотт», «Ренессанс» или «Пекин». Когда мы говорим «Париж», мы подразумеваем целый комплекс факторов, притягивающих туриста, и мы очень хорошо представляем себе эти факторы. Собственные ассоциации должен вызывать у туристов и Минск. Отели сами по себе в город никого не притянут. Но если говорить о нашей нише – отельном продукте, то он в городе представлен на достаточно хорошем уровне.

На ваш взгляд, каково место «Ренессанса» в «иерархии» минских отелей?

– Мы предоставляем качественный сервис и заслуженно являемся лидером рынка – я, пожалуй,  замахнусь на это звание. У «Ренессанса» была определенная временная фора, мы открылись раньше других отелей аналогичного уровня, и успели наработать хорошую базу. Но время – не самый главный фактор. Главный – это высокий уровень сервиса, который мы предоставляем. Кроме того, наш сервис по достоинству ценят наши партнеры и гости, которые остаются с нами, несмотря на новые продукты в городе. Теперь в нашем сегменте открылись и другие очень хорошие отели – «Марриотт», «Даббл три бай Хилтон». Очень хорошим отелем для города стал «Хамптон бай Хилтон», для Минска это просто прекрасный продукт по соотношению цена–качество. 

DSC_0030.jpg

На одной из конференций было заявлено, что Минск перенасыщен отелями сегмента «люкс»…

– В Минске нет сегмента «люкс». Где у нас отели St.Regis, JW, Four Seasons, Mandarin?..  У нас есть гостиницы хорошего уровня, я их уже перечислял. Но  все это бизнес-отели. В городе нет ни одного люксового отеля. Произошло смешение понятий. Для Минска такие отели, как перечисленные мною «Ренессанс», «Марриотт» или «Даббл три бай Хилтон», – это продукт наивысшего качества, но это не люкс-сегмент. В настоящее время люкс-сегмент просто не нужен Минску. Отчасти поэтому у нас так и не открылись ни «Хайатт», ни «Кемпински».

Вероятно, и не откроются?

– Они не нужны в настоящее время. Если в Минске сейчас откроется «Кемпински» – это будет просто «каннибализация» сегмента и всего отельного рынка. У этого отеля не будет своего клиента в достаточном количестве, и «Кемпински» будет вынужден уйти в более низкий ценовой сегмент, в наш сегмент. А это будет неправильно. Здесь нет потока гостей для люкс-сегмента. Здесь нет необходимого масштаба выставок, симпозиумов, семинаров – всего того, что может привлечь спрос в такие отели. Нет такого количества высокопоставленных гостей в Минске. Точнее, они есть, но в таком количестве, которое способны переваривать существующие отельные возможности. 

DSC_0025.jpg

Один из трендов последнего времени – говорить, что Минск – это идеальная площадка для MICE- туризма, то есть для делового туризма…

– Деловой туризм – это здорово! И в рамках существующих отельных возможностей мы им занимаемся. Но, к сожалению, для «взрослого» MICE-туризма  в стране отсутствует инфраструктура. Кроме отелей, ничего нет! Выставка в Футбольном манеже – это несерьезно. Это не инфраструктура! Нет качественных выставочных площадей.

Мне кажется, что, кроме инфраструктуры, у нас нет и бизнес-атмосферы, в которой могли бы происходить глобальные мероприятия в сфере делового туризма?

– Прежде всего нужна инфраструктура! Конгрессный туризм – это туризм, который едет в инфраструктуру. Организаторам нет никакой разницы – провести выставку в Москве, Санкт-Петербурге или Минске. Более того, сейчас в Минске удобнее, потому что европейские делегаты могут приехать без виз, чего в России сделать нельзя. Но инфраструктуры нет. Здесь шикарные дороги, развязки, отличная логистика, город спокойный, без пробок, можно быстро добраться до любого отеля, но выставочных центров нет. Сегодня мы не можем переварить мероприятие более чем на 500 человек. Причем эти 500 человек будут жить в разных отелях! 

Встречаясь с клиентами, мы говорим: «Минск – классный город для вашего мероприятия». Нам отвечают: «Отлично, у нас полторы тысячи человек». Все, разговор закончен. Нет площадки, которая может переваривать такое мероприятие. Есть «Фалькон», но он все же предназначен для спортивных мероприятий, это арена. Профессионалы никогда не поедут с серьезной выставкой или симпозиумом на неспециализированную площадку! То, что получает Минск, – это скорее исключение из правил, нежели какой-то тренд.

DSC_0062.jpg

Как же развивать этот вектор?

– Нужна помощь государства в развитии инфраструктуры, иного выхода просто нет. С тем, что мы имеем сейчас, можно проводить лишь локальные мероприятия в отеле. Это тоже MICE-туризм, и в этой «лиге» мы чувствуем себя очень хорошо. Прежде всего я имею в виду российский рынок и российских бизнес-туристов. Здесь не надо питать каких-то иллюзий. Западные бизнес-путешественники о нас как ничего не знали, так и не знают.

А ведь, издавая указ о безвизовом въезде, рассчитывали, видимо, на то, что к нам активнее полетят именно деловые люди, инвесторы. Может быть, если бы сделали безвизовыми наземные границы, толку было бы больше?

– Я не поддерживаю эту позицию – сетовать на какие-то возможности, которые не предоставили. Нам дали инструмент и сказали: используйте его. Говорить о том, будто проблема в том, что не открыли автомобильные границы, – это неправильно. Откроют – и тоже возникнут вопросы. Давайте работать с тем, что есть. Давайте использовать на 500% реальную возможность со всеми ее плюсами и минусами. Есть пять дней безвизового режима через аэропорт – надо действовать. Пока мы будем рассуждать – аэропорт закроют!

Федор, что в настоящий момент происходит на столичном гостиничном рынке? Насколько жесткую конкуренцию испытывают отели? Как отразилось на общей ситуации открытие в конце минувшего года двух таких больших отелей, как «Марриотт» и «Даббл три бай Хилтон»? Иногда мы слышим слово «демпинг», и есть мнение, что белорусские гостиницы конкурируют только ценами, а не качеством услуг…

– Демпинг – это неправильное  слово. Цена минских отелей снижалась, но демпингом это не назовешь. Сейчас рынок стабилизировался. Дальнейшее падение цен просто не имеет смысла. Я даже не назову это падением. Это была коррекция цен. Нормальный процесс для рынка! Длительное время белорусские отели существовали в одной ситуации, потом пришли новые игроки, конкуренция возросла, произошло естественное движение цены. 

На мой взгляд, в ближайшее время, несмотря на открытие двух таких значительных отелей, как «Марриотт» и «Даббл три бай Хилтон», ценник должен немного вырасти. Сначала было непонятно, кто эти игроки, с какими ценами они выйдут, как будут влиять на рынок. Рынок слегка испугался, его полихорадило. Но сейчас все стало очевидным, и наверняка начнется обратное движение – в сторону нормализации цен. Давайте смотреть правде в глаза: от снижения цены туристов в Минске больше не станет. Туристы в Минске – это не вопрос цены. Минск – корпоративное направление, во всяком случае в нашем ценовом сегменте. И здесь цена является второстепенным фактором. Сейчас пришло время думать, что нам делать вместе, как дальше развивать свой бизнес и уберечь свои инвестиции.

DSC_0027.jpg

О потоке туристов, обычных путешественников, экскурсантов, а не деловых людей, я так понимаю, в вашем сегменте, мы не говорим? Туристов нет?

– Они есть, их немного, и это россияне. Но это сегмент, с которым надо работать. Я часто бываю в Москве и что-то не вижу в российской столице биллбордов с красивой картинкой и надписью: «Выходные в Минске». А надо, чтобы такие биллбороды были. Надо, чтобы целый месяц вся Москва была завешана картинками с красивыми видами Беларуси, и посмотрим, что будет!

Считается, что россияне приедут и так!

– Есть хорошее выражение: то, что приносит тебе деньги, надо развивать! Раз россияне к нам едут – значит, этим вектором надо заниматься еще сильнее и активнее. Чтобы Минск стал направлением «номер один» для россиян – и не только на майские праздники или Новый год, а на каждый уик-энд. Можно посмотреть, как это делала Грузия: рекламная кампания в России была очень массивной! Что, по сути, нужно для туристов? Красивая картинка! Что, в Беларуси нет красивых видов? Полно! Давайте покажем их туристам!

Что в целом происходит с российским потоком? Что видно по прибытиям россиян в отель?

– Очень сильно структура потока поменялась после скачка курса осенью 2014 года. Беларусь исторически была для россиян дешевым направлениям. Все ехали сюда именно потому, что здесь дешево и здорово. Белорусская привычка жить, условно говоря, в долларе помогала и способствовала этому развитию. И она же сгубила  российский поток в конце 2014 года. Проживание стоило 100 долларов, оно и осталось у нас 100 долларов. Но эта сотня для россиянина, который привык считать в российских рублях, превратилась из 3300 рублей в почти 7000! То есть белорусское направление подорожало для россиянина в два раза. Естественно, поток уменьшился. Сейчас россияне привыкают к новым реалиям. По сути это не кризис, это новая реальность. Все уже поняли, что курс обратно не уйдет. Опять же белорусский рынок немного просел в ценнике, в силу конкуренции и других причин. 2015-й, 2016-й – эти года были переломными, мир уже не станет прежним.

Что можно сейчас сказать о загрузке «Ренессанса», о спросе, об активности гостей и партнеров?

– Сейчас мы чувствуем очень большую активность. Эта активность в два раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. Я имею в виду и текущую загрузку, и спрос, и работу с партнерами. Весна началась очень хорошо, мы довольны.

Мне кажется, Минск оказался в следующей ситуации – есть пять-шесть успешных отелей и  пять-шесть успешных игроков инкаминга. Этим отелям и игрокам хватает нашего небольшого, «естественного» турпотока. То есть  все довольны своим куском пирога, но рынок не растет!

– А знаете, почему эти отели и эти игроки успешны?.. Потому что они работают! Усердно работают над тем, чтобы привлечь, привезти, обслужить и чтобы в конечном итоге гость остался доволен. Если бы гораздо большее количество игроков работало так же, то рынок рос бы и «пирог» тоже увеличивался бы. Не надо сидеть и жаловаться, что не открыли для безвизовых туристов автомобильные границы! Надо работать с тем, что есть. Все, кто получает свой «кусок пирога», – все это лидеры и драйверы белорусского рынка. Они нашли свои ниши, работают в них и развивают свой бизнес. 

DSC_0047.jpg

Что нового происходит в отеле?

– Мы стали более активны в части кухни. У нас появился новый повар. Он из Франции, работает с  июня прошлого года. Проводим кулинарные вечера. Чередуем различные темы – например, один вечер посвящен устрицам, второй – мидиям. Недавно проводили французский ужин в рамках международного гастрономического фестиваля Good France. И далее будем активно развиваться в этом направлении. Все это повышает качество сервиса и услуг в отеле. Поэтому говорить, что белорусские отели конкурируют исключительно ценами, – в корне неверно. Мы во всяком случае привлекаем клиентов тем, что действительно является самым важным для любого отеля, – а именно высоким сервисом и постоянным повышением качества услуг.

Спасибо за беседу. Успехов в привлечении клиентов в отель и туристов в Минск!

DSC_0133.jpg

Для съемки интервью использованы интерьеры Executive Lounge отеля «Ренессанс Минск». Благодарим за помощь в организации интервью специалиста по маркетингу и связям с общественностью Ольгу Духович.

Автор текста: Лилия КОБЗИК
Фото: Виктор ВЕДЕНЬ
https://www.traditionrolex.com/8