https://www.traditionrolex.com/8
О чем болит душа у фест-организаторов и как нам перестать быть Парком юрского периода в центре Европы. 

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Как бы ни поругивали осеннюю турбиржу за устаревший, невнятный формат, если оставить нытье за порогом выставочного комплекса, то на «Турбизнесе» можно обнаружить много интересного. В частности, отличное мероприятие в рамках выставки провели Национальное агентство по туризму вместе с Центром стратегического развития «Маркетинговые системы». Тема круглого стола не новая – «Развитие событийного туризма в Беларуси», но за подбор спикеров, поднятые проблемы и угол зрения – как говорится, респект организаторам – директору Национального агентства по туризму Веронике Дорожко и директору «Маркетинговых систем» Анатолию Акантинову.

Сразу скажем, что дискуссия крутилась вокруг только одного из сегментов событийного туризма – фестивалей.  О том же спорте или конференциях не говорили, возможно, потому что это дело выходит за рамки частных инициатив, там у нас уже работает глобальный административный ресурс, об этом сегменте тоже, конечно, можно рассуждать, но госмашина все равно будет двигаться сама по себе. Другое дело – разномастные фестивали – от картофельных до пивных. Некоторые из них проводят райисполкомы на местах, но большинство все-таки оказалось в руках частников в больших городах. От этих фестов ждут коммерческого эффекта, в них присутствует пугливый интерес туристического бизнеса и, в конце концов, они создают некую новую реальность в стране, какой-то атмосферный контекст, приближенный к европейскому, – во всяком случае, так нам хотелось бы думать.

Что же у нас в текущей ситуации происходит с фестивалями и о чем болит душа у тех, кто заинтересован не только в коммерческой выгоде и в реализации своих организационных талантов, но и в том, чтобы народу было чем развлечься по выходным?

Как заметил Анатолий Акантинов, к одной из проблем можно отнести местечковость наших фестов. Наверное, тут речь идет не о добротной провинциальности, а о рецидивах «совка».  Известный гид Евгений Апанасевич вспомнил Вишневый фестиваль в Глубоком – все-таки в фестивале больше «сборной солянки», чем вишни. Другая проблема заключается в том, что многие фестивали проводятся энтузиастами. Надолго их романтического запала, естественно, не хватает – один-два раза – и вроде бы хорошее дело умирает. Так было с «Сырным фестивалем», в какой-то мере так происходит и с «Мотольскими прысмаками», старт которых был отмечен бешеным успехом, а потом ситуация оказалась достаточно кислой. Возможно, - заметил Акантинов, - нам стоило бы сосредоточиться на развитии фестивалей какой-нибудь одной направленности. Кстати, что у белорусов лучше всего получается?

вишни.JPG

Пожалуй, самыми стильными в свое время были исторические фесты. Если копнуть историю, фестивальное движение в Беларуси, по сути, и начиналось с рыцарских фестов. Это было связано с интересом к средневековой европейской истории Беларуси и с целой плеядой замечательных, просто классных парней, которые эту историю любили и таким вот образом пропагандировали. Сейчас эта тема подзатухла, и неясно, можно ли ее реанимировать в том объеме, в котором она присутствовала в конце 90-х и начале 2000-х. Зато мы наблюдаем относительную активность загородных площадок – как частных, так и государственных – Парк истории «Сула», музей народной архитектуры и быта в деревне Озерцо. Очевидно, что наши небольшие и не очень подготовленные площадки заинтересованы в том, чтобы привлекать людей на коммерческие open-air. И движение в этом направлении явно есть. Также, по словам Анатолия Акантинова, потенциально можно было бы привлекать в страну так называемые мигрирующие фестивали. Но под это у нас просто нет площадки (как нет, например, в стране достойного выставочного центра, поэтому весь отечественный MICE-туризм сосредоточен в стенах небольших отельных конференц-залов).

наш грюнвальд

Тут к месту пришелся небольшой экспрессивный спич Владимира Рудого, который упорно занимается продвижением караванинга в Беларуси. Свои слеты караванеров до последнего времени Владимир проводил на озере Селява. Кстати, если на первый слет в Беларусь приехало 10 польских экипажей, то в нынешнем году, по словам Владимира, их было уже 140! Это – к вопросу о том, так уж ли не хотят на самом деле к нам ехать туристы? Вполне вероятно, что многие не против собраться здесь по интересам, только мы не понимаем, кто и чего от нас хочет! Но в настоящий момент проведение подобных слетов в Беларуси под вопросом. Нет площадки! Зато есть 150 га свободной пригодной земли около Птичи, распоряжается которой Министерство культуры. В принципе, там можно было бы сделать и место для слетов караванеров, которых сюда тучами грозится привозить Владимир, и постоянную площадку для глобальных отечественных и мигрирующих международных фестивалей. Кто сможет уломать, убедить в этом наш Минкульт?

От имени организаторов фестивалей выступил Алексей Подрез (ивент-агентство KIT Solution). Его выступление продемонстрировало, что фестивальное движение в столице перешло в руки практичных молодых деятелей, которые готовы увеличивать объемы и деньги, но не видят смысла вести отвлеченные разговоры о проблемах. «Жаловаться нет смысла, -- сказал Алексей. – Идеальный  вариант – выделение государственных субсидий на раскрутку фестивального движения – невозможен. Но если бы государство пошло навстречу определенным фестивалям в части выделения бесплатной площадки в городе – тому же FSP, который проводился на Комсомольском озере, но переехал, потому что там безумно дорогая земля, – это было бы здорово!»

fsp

Если взглянуть на такие фестивали, как FSP, «Вулица Ежа», «А-Фест», «Лидбир», «Харли Дэвидсон», «Вива Браслав», «Рок за Бобров», «Камяница», то их можно назвать успешными. Особенно приятно, что у них есть рост. Та же «Вулица Ежа» в первый раз имела три палатки и кучу негативных отзывов, а теперь на мероприятие слетаются десятки тысяч минчан, и у организаторов получается все лучше и лучше.

Самый непонятный вопрос, связанный с белорусскими фестивалями, -- можно ли на них привозить иностранных туристов? Его разбирали все спикеры совместными усилиями. Тут целый пласт проблем. Во-первых, как заметил Евгений Апанасевич, -- нужны ли нам, в принципе, иностранцы на этих мероприятиях? Часто ли мы сами ездим на фесты за границу? Во-вторых, чтобы привлекать зарубежных гостей с помощью зарубежных партнеров, нужны  четкие графики – на год-полтора вперед. А мы не знаем, что у нас будет в текущем октябре, не говоря уже про лето-осень 2018-го.

В-третьих, наши заинтересованные операторы так и не отладили схемы работы с организаторами фестивалей – не все гладко даже в работе с отечественными туристами. Что уж говорить о зарубежных! На эту тему много чего сообщила Ксения Гулякевич  (турагентство «Парадайдз Трэвел»). По словам Ксении, туроператору интересно сотрудничать с фестивалем только на эксклюзивных условиях – то есть единолично продавать туры на фестиваль. В противном случае – «мы продвигаем фестиваль, а кто-то потом посредством демпинга продает и портит продукт!»

Отдельная проблема – маленькие, симпатичные этнические  мероприятия на местах – такие, как, например, «Женитьба Терешки» или «В гости к Лепельскому Цмоку». Сами по себе они так хороши, что, казалось бы, привезти на такую экзотику группу итальянцев, немцев или французов – проще простого. Но нет! Как сказала Ксения, условий для приема иностранцев как не было, так и нет. В этом году в день проведения «Женитьбы Терешки» был сильный мороз, замерзла канализация, гости-итальянцы ходили «за хату». А это уже экстрим, а не экзотика, тут вместо денег и благодарности можно нарваться на неслабые рекламации.

Женитьба Терешки

Резюмируя отметим, что только слепой не видит, как изменилась за последние два-три года ситуация с фестивалями в стране. После десятилетнего провала мы наблюдаем своеобразный ренессанс. Нельзя сказать, что ситуация прямо радужная. Можно вспомнить рыцарские бугурты в Несвиже и Заславле с присутствием 100 тысяч зрителей в «лихие 90-е» и справедливо заметить, что ничего подобного по масштабам и настроению сегодня мы не наблюдаем. Мы наблюдаем нечто иное, но тоже очень интересное. Open air, хэдлайнеры, современный антураж – дело движется.

Главное, что фестивалей уже достаточно много, и каждый из них обладает потенциалом.  А теперь, внимание, вопрос: что, собственно, с этим делать? Как их правильно развивать? Как сделать так, чтобы хорошие фесты не уходили преждевременно, потому что у организаторов закончился энтузиазм, а денег как не было, так и нет. Можно и нужно ли продвигать фестивальный продукт на экспорт?

На самом деле, когда в колоритном Мотоле собираются тысячи людей, огромное количество местных производителей «прысмаков» и ремесленников, то любой местный  гид, та же Татьяна Хвагина – известный полесский экскурсовод – бросит камень в любого, кто скажет, что на это нельзя привозить много-много поляков или израильтян, которые будут дегустировать и ностальгировать.

Мотальские прысмаки

А что касается тех самых «местечковых» фестов, то нельзя сказать, что у нас есть самобытность в сочетании со стилем и комфортом – то, что присуще европейским фестивалям. Но если с провинциальных фестивалей, которые проводятся под эгидой райисполкомов, убрать налет совка и привкус дожинок, а со столичных – омон по периметру, то определенный колорит в наших фестивалях, безусловно, тоже присутствует. Ведь можно же его развивать!

Что же мешает?

Увы, в каком-то смысле мы выглядим как динозавры из Парка юрского периода. У нас здесь идет своя жизнь – в темпе Jurassic Park, и никто о нас, по сути, ничего не знает.

Уже очевидно, что мы достаточно интересные – и для себя, и для тех, кто ни разу не был в нашем «юрасик парке», но мы будто ждем, что кто-то умелый и понимающий нас продвинет, отладит коммерческие схемы тех же фестов, каким-то чудом сведет воедино интересы государства, частных организаторов и искушенной публики. Если  все это не объединить, то мы так и останемся Парком юрского периода в центре Европы.

Динопарк минск

https://www.traditionrolex.com/8