https://www.traditionrolex.com/8
Актуальные вопросы сохранения и возрождения объектов историко-культурного наследия Беларуси обсуждались на пресс-конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест.

Как в Беларуси будут сохранять историко-культурное наследие

Актуальные вопросы сохранения и возрождения объектов историко-культурного наследия Беларуси обсуждались на пресс-конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест.

Актуальные вопросы сохранения и возрождения объектов историко-культурного наследия Беларуси обсуждались на пресс-конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест.

Мероприятие открыла Наталья Хвир, начальник отдела по охране историко-культурного наследия Управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры. Она рассказала об итогах 2016 года. В частности, Минкульт выдал 732 разрешения на восстановительные работы на различных объектах, принял 106 решений о вводе законченных объектов в эксплуатацию. Среди этих объектов, к примеру, военно-исторический мемориал «Прорыв».

11221514106_dc751b5647_o.jpg

Реставрировались Любчанский замок, училище, где обучались Марк Шагал и Казимир Малевич в Витебске, дворец в Смиловичах, Пустынский монастырь около Мстиславля, дворец Пусловских в Коссово, дворец Сапег в Ружанах. Велись работы на мемориальном комплексе в Тростенце. Продолжаются работы в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке по восстановлению настенной живописи. Принято решение в нынешнем году законсервировать Княжескую башню в Кревском замке. Министерство в настоящее время активно принимает заявки на сооружение мемориала в Куропатах.

iкрево.jpg

Эту информацию дополнила Ольга Левко, заведующая Центром археологии и древней истории Беларуси, доктор исторических наук, профессор. По ее словам, в 2017 году будет осуществлено благоустройство левого берега реки Днепр в городе Копысь. Сейчас на древнем городище Петровский вал XI–XVII веков стоят деревянные элементы, имитирующие въезд в замок, башню и фрагмент стены, которые были поставлены еще в 2003 году. Было принято решение перейти к той реконструкции, которая бы соответствовала духу времени. Как научный руководитель, она руководствовалась планом города 1665 года. Согласно этому плану, определили зоны размещения тех башен, которые находились на горе и шли по периметру ограждения Копыся. Кроме трех башен, поставят копию въездной брамы, будут выложены дорожки, а также обозначено место, где стоял господский дом. Въездная брама украсит въезд и в сам город.

Kopyś,_Rynak._Копысь,_Рынак_(1905)-00.jpg

Татьяна Горанская, заведующая отделом архитектуры ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы» НАН Беларуси, обозначила два вектора сохранения историко-культурного наследия: реставрация и восстановление. И то, и другое должно иметь четкое обоснование, чтобы избежать вольной интерпретации. Учитывая, что четкой законодательной базы здесь не существует, зачастую сохраняется наследие более ранних эпох в ущерб наследию более позднего времени.

Что касается воссоздания исторических объектов, то часто при их строительстве применяются современные законы градостроительства, и в результате объект лишается подлинности. А еще очень важно, чтобы современные строения и памятники архитектуры находились в гармонии и сочетались друг с другом и с окружающим городским ландшафтом.

Старший научный сотрудник ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы» НАН Беларуси Татьяна Кухаронок затронула очень важную тему – нематериального наследия страны. В частности, она отметила, что при большом количестве разнообразных старинных обрядов, что, безусловно, является плюсом, возникает ряд этических проблем. Зачастую в традиционные обряды вносятся несвойственные элементы, местная администрация проводит эти народные мероприятия «для галочки». Более того, на места доводятся «планы» по их проведению, которые необходимо выполнять.

Одним из болезненных моментов является взаимодействие с церковью. Бывает, что священнослужители на местах просто запрещают те или иные «действа», считая их языческими. Например, так случилось с обрядом «Пахаванне стралы». Не всегда удачным получается взаимодействие с турфирмами, которые получают дивиденды, но при этом мешают проведению обрядов, многие из которых являются сакральными. Представители СМИ также часто ведут себя бестактно во время проведения обряда, особенной бесцеремонностью, на взгляд Татьяны Кухаронок, отличаются фотографы.

4185.1174x802.1371112721.jpg

Борис Лазуко, заведующий отделом древнебелорусской культуры ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы» НАН Беларуси, посетовал на проблемы, которые возникают у музейных работников с восстановлением найденных во время экспедиций артефактов. Крупные музеи с этой проблемой справляются, а небольшие – нет. Если есть специалисты, которые могут, например, восстановить иконы, то гораздо сложнее найти умельцев, работающих с деревом, текстилем или стеклом. Он подчеркнул также, что существует проблема социальная – трансляция наследия в настоящую жизнь: «Мы не можем взять что-то из прошлого и применить это прямо сейчас. Взять модные сегодня вышиванки. Прекрасно, что они вошли в моду, но их изготовители не задумываются, соответствуют ли именно ЭТИ узоры их современному предназначению». Он привел и еще один любопытный пример: «Сейчас на всех сельских праздниках принято надевать на головы женщин и девушек соломенные венки и другие украшения. А ведь в старину такое «украшение» считалось символом неприличного поведения женщины!»

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen

https://www.traditionrolex.com/8