Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

На следующие 12 лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган может получить практически абсолютную власть в своей стране. Основу для этого создают итоги прошедшего 16 апреля референдума по конституционной реформе. Аналитики считают, что Турция становится еще более непредсказуемым игроком на мировой арене. А как отразится новый политический уклад на туристах и туристической отрасли, которая является ключевой в экономике страны?

700.jpg

Анталья против

Окончательные итоги плебисцита пока официально не утверждены, по предварительным же конституционная реформа Эрдогана получила поддержку у 51,2% населения.

Тем временем в СМИ уже появилась карта Турции с результатами голосования по регионам. Обращает на себя внимание, что усилению президентской власти сказали «нет» на всех курортных побережьях – от Эгейского до Анталийского, а также в Стамбуле.

01.jpg

Там уже состоялись протестные митинги. Правда, пока они немногочисленны и «укладываются в норму» – недовольные выборщики во всех странах выплескивают гнев, а потом, как правило, успокаиваются.

Неизвестно, как долго продлятся протесты и как отреагирует Эрдоган на несогласие курортных регионов с усилением его власти.

С одной стороны, ряды оппозиционных сил в Турции существенно поредели после прошлогодней попытки военного переворота. И хотя оппозиция буквально сразу обвинила власти в манипуляциях на референдуме, аналитики полагают: устроить в ближайшее время реальные беспорядки ей будет проблематично.

С другой – учитывая сложный характер турецкого лидера, нельзя исключать ответных действий с его стороны. Например, наказания строптивцев урезанием экономических преференций от государства. Курортным регионам есть что терять – они, например, получают помощь в виде субсидирования авиарейсов и т.п. Так как президенту теперь переходят и полномочия главы правительства, возможность надавить на несогласных у него будет. Впрочем, раскачивать лодку Эрдогану тоже нет резона. Вставлять палки в колеса турбизнесу, который критически важен для экономики прибрежных регионов, ему вряд ли есть смысл.

Европа в шоке

Для туристического бизнеса Турции итоги референдума – новость скорее плохая, чем хорошая. В Европе, которая долгие годы была главным поставщиком туристов, царит беспрецедентно негативный информационный фон. А уж итоги плебисцита медиапространство ЕС комментирует с нескрываемым раздражением. В одних изданиях Турцию называют не иначе как «Эрдоганистаном». 

02.jpg

03.jpg

В других источниках Эрдогана сравнивают с Владимиром Путиным, считая итоги референдума крахом европейской политики в этом регионе. «Это ознаменовало эпохальный провал ЕС, который годами принимал участие в переговорах, направленных на то, чтобы подтолкнуть Турцию ко вступлению в Евросоюз, а в результате наблюдает, как страна вновь скатывается в пучину репрессий и авторитарности», – пишет журналист Оуэн Мэттьюз в британском издании The Daily Mail. По словам автора, Эрдоган «фактически присоединился к российскому лидеру Владимиру Путину в качестве нового авторитарного лидера на восточной границе Европы».

Не добавляет взаимопонимания с Европой и заявленное Эрдоганом сразу после победы намерение узаконить в стране смертную казнь.

Сокращение турпотоков из Европы в Турцию началось еще несколько лет назад и усугубилось в начале прошлого года, после теракта в Стамбуле. Каждый год в ходе европейских туристических выставок ключевые западные операторы фиксируют: их квоты в Анталье, Белеке, Бодруме, Стамбуле и других регионах сокращаются существенно. Под прессингом СМИ жители Германии, когда-то бывшей туристическим донором Турции, все чаще выбирают альтернативные направления. Ясно, что после референдума, наделившего Эрдогана дополнительными полномочиями, негативные тенденции ослабления въездного потока из Европы в Турцию только усилятся.

Из России – на «дачу»

Отношения между Россией и Турцией, как мы помним, тоже непростые. Недавняя история с предупреждением Росавиации в адрес российских авиакомпаний о возможности приостановки выполнения чартеров в Турцию показала: турпотоки в эту страну по-прежнему зависят от большой политики, а точнее, от того, что скажет Эрдоган.

Определять политику он теперь может без оглядки на другие ветви власти, что делает турецкого лидера еще более спонтанным, чем раньше. Но в своих решениях он так или иначе ограничен. На внешнем фронте лидеру Турции предстоит тонко лавировать между интересами США и России. Со Штатами его связывают общие обязательства в рамках НАТО и антиигиловской коалиции в Сирии, а с нашей страной – экономические интересы.

В случае чрезмерного крена в сторону Америки страна может в одночасье недополучить миллионы туристов из России, лишиться сбыта сельскохозяйственных товаров. С учетом кризиса на европейском рынке потери от обострения отношений с Россией для турецких предпринимателей будут еще более чувствительными, чем в 2015 году.

Отечественному турбизнесу сложившаяся ситуация несет и очевидные угрозы, и преимущества. С одной стороны, на фоне высокого спроса в отношении турецкого турпродукта туроператорам будет сложно планировать долгосрочные инвестиции в программы. Сама шаткая политическая ситуация между нашими странами не позволяет строить уверенных планов даже в среднесрочной перспективе. Это осложнит целый ряд важных процессов: кредитование, контрактинг с авиакомпаниями, отелями.

С другой стороны, Турция генерирует огромный поток выгодных спецпредложений для отдыха россиян, являясь тем самым драйвером привлечения к турбизнесу потребителей. За путевкой на берег турецкий туристы традиционно идут именно в турагентства. Другое дело, что даже на большом трафике турецких продаж заработать участникам рынка вряд ли удастся. Но это уже совсем другая тема.

А в том, что желающих поехать в Турцию из России достаточно, сомневаться не приходится. Многие туристы по-прежнему рассматривают Анталью чуть ли не «дачей» и готовы летать туда по нескольку раз в год. Благодаря соотношению цены и качества страна по-прежнему выглядит, пожалуй, самым привлекательным местом для летнего отдыха. По данным консолидаторов розничного рынка, несмотря на предупреждение Росавиации, которое на сутки остановило бронирование курортов страны, прошлая неделя показала: в объеме всех запросов на туры доля турецкого продукта заняла около 30%. А это обычный показатель спроса в текущем сезоне.

Так что если рассматривать перспективы для российского рынка через призму политических процессов, происходящих в Турции, то в большой бочке дегтя находится место для ложки меда. Что примечательно, ложка эта достанется потребителю, который сможет приобрести поездку на курорты страны по сказочно низким ценам.