«Мы маем міфы». В Березинском заповеднике открылся Центр мифологии
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
23 июня в Березинском биосферном заповеднике состоялось официальное открытие уникального Центра мифологического туризма. Центр создан Белорусским общественным объединением «Отдых в деревне» и Березинским заповедником в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Выступая на торжественном открытии Музея мифологических существ – одного из важных составляющих центра, глава представительства Евросоюза в Беларуси Андреа Викторин отметила, что идея создания подобного центра – «не безумная и не абстрактная»: «Нужно возвращаться к своим корням, к своим истокам, чтобы строить будущее. Возможно, этот проект послужит примером и для других регионов Беларуси. Мы пробуем целый ряд идей, которые помогут развивать в вашей стране «зеленый» туризм. Этот музей – прекрасная возможность узнать много интересного о существующих мифах, которые являются частью духовного наследия и общими для многих народов».
Руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова рассказала обо всех этапах создания центра вообще и музея в частности. «Все началось с разработки концепции с участием большой команды креативных и талантливых людей. А у самой идеи есть своя история. Тема мифов просто витала в воздухе Березинского заповедника. Количество сакральных мест, легенд, преданий, сказок, свидетельств каких-то чудесных и необъяснимых явлений здесь просто невероятное количество. Пять лет назад актер и режиссер Виктор Ровдо впервые представил туристам образ Болотника. Теперь это любимый образ гостей заповедника. Эту идею поддержали и стали развивать молодые специалисты Алексей Римша и Елизавета Сидоренко.
Учитывая, что БОО «Отдых в деревне» также занималось белорусским нематериальным наследием, то было решено воплотить уже имеющиеся идеи в рамках проекта ПРООН, приняв участие в конкурсе заявок. Одним из первых шагов стала установка малой солнечной электростанции, которая рассказывает о тайне энергии Солнца современным языком.
Самым значимым событием стало открытие осенью 2016 года мифологической экотропы под названием «У краі міфаў». «Изюминкой» экологической тропы стали 17 необычных инсталляций, созданные при участии известных белорусских дизайнеров и скульпторов. Чтобы сделать визит в центр еще более эмоциональным и запоминающимся для посетителей, специально для экотропы была разработана уникальная ночная экскурсия. А сегодня мы представляем еще один объект центра – Музей мифологических существ, или «Музей міфічных істот». При его разработке создателями был изучен обширный пласт исследований в области белорусской мифологии. В основе концепции музея лежит модель «Сусветнага дрэва». В соответствии с этой моделью в музее создается три пространства: «ніжні свет», «свет людзей» и «неба». Слоганом всего мифологического проекта стало выражение «Мы маем міфы».
Директор ГПУ «Березинский биосферный заповедник» Андрей Прокошин подчеркнул, что главная цель центра – «через рассказы о мифологии развить у туристов, в особенности у детей, чувство бережного отношения к природе». «Обращение к мифологии станет важным инструментом экологического просвещения. Богатый мир белорусской мифологии пока еще не так часто используется в туристических программах, обладает большим потенциалом в развитии этнографического туризма, и это положение нужно исправлять», – добавил он.
Выступающие сошлись во мнении: открытие Музея мифов и мифологического центра – это только первый шаг, начальный этап. «Любое хорошее дело нужно постоянно развивать, – резюмировал Андрей Прокошин. – И мы обещаем, что будем двигаться вперед в этом направлении»,
После того как почетные гости по традиции перерезали ленточку, присутствующих пригласили на премьеру экскурсии, которую для самых первых посетителей провел эксперт в области белорусской мифологии Дмитрий Скворчевский.
Он рассказал, что предки современных белорусов считали, будто каждый биотоп (лес, болота, водоемы, поле) имеет своего «покровителя» – лешего, болотника, полевика и многих других, – и отношения человека с природой регулировались этими существами, которые одновременно могут быть и добрыми – если человек грубо не вторгается в природу, и злыми – если видят, как люди приходят к природе в качестве врагов, а не друзей.
Экспозиция музея небольшая и состоит из трех комнат. В первой, посвященной связи мифологии и времен года, можно увидеть символы, соответствующие лету, зиме, весне и осени. Зима, к примеру, – это Коляды.
Весна – обычай украшать дома ветками березы, считавшимися мощным оберегом, праздники «Семуха» и «Русалье». Лето – это солнцестояние, осень – дожинки. Если поднять голову, то буквально улетаешь в высокое небо – такой эффект создают зеркала.
Следующий зал погружен во тьму: здесь логово Ужиного Короля, с которым связано множество легенд и преданий.
После осмотра музея высокие гости совершили еще один важный ритуал – посадили молоденький клен и установили около него табличку с надписью – «Музей мифов».
Когда все церемонии были выполнены, присутствующие разделились на группы и отправились на экскурсию по мифологической тропе. После того как в ноябре я побывала на ночной версии этого мини-путешествия, казалось, что удивить меня сложно. Но результат превзошел все ожидания: ночной и дневной варианты – это две разные экскурсии! Но обо всем по порядку. Сначала экскурсанты проходят через своеобразный портал, который как бы разделяет два мира. Чтобы оградить себя от темных сил, путник, и мы тоже, произносим традиционный заговор. В нем есть такие слова:
– Мяне маці нарадзіла, сонейкам абгарадзіла, месяцам падпаясала, у дарогу адпраўляла. Ранні бег – не дабег, позні бег – не дабег, а мне ад Госпада Бога – шчасліва дарога.
Этот заговор перевели и на английский язык, так что в загадочный лес теперь смело смогут войти и иностранные гости. А затем нам начали встречаться «пачвары» – Аржавейник, Полевик, Лесовик, Пущевик, Багник, Ужиный Король и другие сказочные персонажи.
При свете дня в лесу совсем не страшно, но некоторые звуки заставляют насторожиться. Далеко разносится печальная песня – и вот перед нами появляется красивая девушка по имени Зазоўка. По легенде, эта красотка – олицетворение женского коварства: зазывала мужчин, уводила с собой, а потом…топила в болоте. Просто так отделаться от нее не удалось – пришлось хором спеть песню.
Потом мы танцевали с Волосником, играли в игры с Кикиморой и Болотником…
И самая последняя встреча – с неприятной особой – Трасцай.
Заключительный этап путешествия – деревянный лабиринт.
Деловая часть мероприятия завершилась круглым столом по теме «Интерпретация природного и культурного наследия Беларуси через образы мифологической традиции».
Мероприятие началось с выступления известного музыканта, владельца усадьбы «Хутар дудара» Алеся Лося. Он показал присутствующим результаты своих исследований: оказалось, что именно на Лепельщине осталась локализация традиций дударства. Эти традиции были практически утрачены, но сегодня идет разговор об их возрождении. Сделанную собственноручно дуду Алесь подарил Березинскому заповеднику для Центра мифологии с условием, что на ней станут играть. У Дмитрия Скворчевского сразу возникла идея: почему бы не проводить «Дударский фэст» именно здесь? Впрочем, кроме этого предложения, у него оказалось немало других: создать отдельные маршруты, связанные с растительным миром и его значением в мифологии, с животными и их образами в мифологии, проведением фестиваля мифологии и пр.
Искусствовед Татьяна Бембель отметила, что при всей привлекательности нового музея и центра им требуется доработка, чтобы обеспечить гостям «комфорт пребывания». Это значит, что необходимы туалеты, киоски, где будут продавать репелленты (комары действительно были очень злые и голодные!) и прочие удобства. Кроме того, требуется дифференциация действа на мифологической тропе как для взрослых (средний уровень и те, кто хочет большего), так и для детей (будут ли они бояться?), да и по содержанию: «Можно сделать представление в виде чистого хоррора, софта и пр.».
Известный историк Андрей Киштымов высказал претензии к материалам, из которых сделаны инсталляции, упрекнув их в неэкологичности. Дискуссия получилась очень живой и заинтересованной.
…Логическую точку мероприятию поставила выставка лучших детских рисунков на тему мифологии. В них виден неподдельный интерес к этой теме, дающей огромный простор для фантазии. А это значит, что у Центра мифологии – большой потенциал, направленный в будущее.