Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Во время конференции по брендингу, которая прошла на прошлой неделе в Минске и была организована Министерством спорта и туризма и ЮНВТО, состоялся разговор представителей турбизнеса с генеральным секретарем Всемирной туристской организации Талебом Рифаи. 

07d3fe278cc60c2a413b6f344bad0d9d.jpg

Это была закрытая встреча, в том смысле, что Министерство спорта и туризма не приглашало прессу. В этом есть резон, поскольку разговор без журналистов имеет, как правило, более рабочий характер. Тем не менее, не так часто к нам приезжает генсек ВТО, чтобы не сообщить деловой белорусской среде те важные вещи, которые своим внимательным глазом подметил господин Рифаи.

Как рассказал глава компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков, присутствовавший на встрече, она действительно прошла в деловом, рабочем и полезном ключе. Талеб Рифаи, несмотря на то, что не так часто бывает в нашей стране, продемонстрировал тонкое понимание проблем и четко ответил на вопросы представителей турбизнеса. Как сообщил господин Ванюков, с первых слов стал понятен масштаб личности и профессионализм Талеба Рифаи. На вопросы отвечал спокойно, никуда не торопился, расставил все точки над «і» в вопросе, что же происходит с нашим туризмом, за исключением, может быть, тех самых тонких моментов, о которых мы сами всегда мучительно умалчиваем.

Итак, какие изменения нужны Беларуси для более интенсивного развития туризма? Этот хоть и довольно общий, но важный вопрос был задан представителями турбизнеса одним из первых.

Во-первых, Талеб Рифаи не считает, что Беларуси в нынешней ситуации нужно «взахлеб» наращивать инфраструктуру, напротив, на встрече он сказал что-то вроде «прекратите строить отели, тратьте деньги на промоушен!». 

17_06_02_09_50_1026216435.jpg

«Легко сказать – тратьте деньги, – комментирует Александр Ванюков. – А откуда эти деньги брать?» Как считает Талеб Рифаи, белорусам нужно было бы создать такую систему финансирования туристических проектов в сфере туризма, которая не зависела бы целиком от воли чиновников: дадут – не дадут… Тут нужен какой-то вариант частно-государственного партнерства, некая структура, которая при лояльности властей все же контролировалась бы заинтересованными частниками. Во всяком случае, по словам Александра Ванюкова, генсек скептически отнесся к озвученной идее некого фонда развития белорусского въездного туризма, деньги в который поступали бы в виде «побора» с людей, которые выезжают на отдых за рубеж. Тут цивилизованнее и уместнее были бы, например, сити-таксы – то есть использовать нужно все же те приемы, которые применяют в любых нормальных странах, а не изобретать какую-то свою социально-неуравновешенную систему «поборов». 

Во-вторых, несмотря на значительные подвижки в визовом вопросе (в связи со введением 5-дневного «безвиза» Беларусь уже не кажется такой «железобетонно закрытой», как еще некоторое время назад!), все-таки этот вопрос хорошо было бы решить еще более кардинальным способом. Так считает генсек ВТО. И он прав. Впрочем, способы решения проблемы могут быть разными. И необязательно вести речь о  полной отмене виз. Это может быть электронная виза или штамп на границе – главное, чтобы турист, открывая визу или пользуясь «безвизовым режимом», не испытывал никаких препятствий, связанных с бюрократическими процедурами.

Интересно, что, несмотря на возможную приверженность процессам глобализации, которая свойственна современным европейцам, представителям западной цивилизации, Талеб Рифаи поддержал мучительное недовольство наших операторов, которое они испытывают в отношении иностранных компаний, все активнее заходящих на белорусский туристический рынок. «Да, практика защиты национальных операторов – это нормально, – подчеркнул генсек ВТО, – защищать права своих туристических фирм, своих гидов и экскурсоводов, своих ресурсов, своих интеллектуальных капиталов – это нормально!» 

XcOtJdG76hU5P0qr.jpg

А в общем, некие ограничительные меры – это, конечно, не главное, чем должна быть озабочена туристическая отрасль Беларуси. Главное – Беларусь нужно сделать страной, привлекательной для туристов. Как? «Сделайте так, чтобы о вас узнали», – настаивал Талеб Рифаи. 

По его словам, нет ничего такого уж уникального в том, что у нас далеко не все чиновники понимают важность туризма для экономики страны. Генеральный секретарь за время своей карьеры встречался с 86 министрами в различных странах мира, и далеко не все из них отличались продвинутостью в этом вопросе. Хотя на сегодняшний день туризм занимает третье место по доходности после химической промышленности и добычи нефти.

Главное, сказал Талеб Рифаи, Беларуси нужно создать бренд. И это не в том смысле, что мы можем придумать слоган и логотип и успокоиться. Под брендом понимается четкое позиционирование страны – что мы обещаем туристам и собираемся ли мы это обещание выполнить. 

ad40534852515ed8e163ced644c9276e.jpg

На вкус генерального секретаря ВТО, перспективными для Беларуси являются экологический (наши леса, реки, озера дают все возможности!), оздоровительный и культурно-экскурсионный туризм. С этим материалом надо работать, этот бренд развивать.

По словам господина Ванюкова, присутствующий на встрече заместитель министра спорта и туризма господин Портной, очевидно, принял к сведению все те мысли, которые прозвучали во время встречи и, похоже, будет стараться методично, как он это умеет, воплощать их в жизнь. 

f8e6669c00e892f68b625c645727f541.jpg

На встрече, кроме компании «Санни Трэвел», присутствовали также представители ведущих инкаминговых фирм Беларуси – «Виаполь», «ЦентрКурорт», «Белинтурист», «Солвекс», «Праймтур», «Белагротрэвел», TEZ TOUR и других.