Главной причиной проблем «ЮТэйр» называют рост цен на авиатопливо

Почему «ЮТэйр» оказался на грани банкротства?

Главной причиной проблем «ЮТэйр» называют рост цен на авиатопливо

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Читайте TIO.BY в Telegram и Яндекс.Дзен

Авиакомпания «ЮТэйр», один из крупнейших авиаперевозчиков России, оказалась на грани неплатежеспособности из-за кризиса выездного туризма и резкого повышения цен на авиатопливо. 

«ЮТэйр» в рамках реструктуризации кредитов приостановила выплаты по части долговых обязательств. Об этом говорится в сообщении авиакомпании, поступившем в РБК ещё в конце декабря. «Чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон, компания предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре [2018 года] и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде [2019 года]. По 12-летним обязательствам Utair произвела платежи без задержек и в полном объеме», — говорится в сообщении.

Платеж по семилетнему кредиту должен был состояться 20 декабря, рассказал РБК источник в одном из банков — кредиторов «ЮТэйр»: авиакомпания его не провела. Это подтвердил представитель крупнейшего кредитора «ЮТэйр» — банка «Траст».

В 2015 году авиакомпания заключила два соглашения с банками о синдицированных кредитах. Первый кредит сроком на семь лет на сумму 18,9 млрд руб., второй — на 24,1 млрд руб. на 12 лет. Под первый правительство одобрило госгарантии на 9,5 млрд руб. Как следует из отчета «ЮТэйр» по МСФО за первое полугодие 2018 года, у нее есть банковские кредиты на общую сумму 38,66 млрд руб. со сроком погашения в 2020–2027 годах.

Главной причиной проблем «ЮТэйр» называют рост цен на авиатопливо: уже к лету 2018 года авиакеросин в аэропортах московского авиаузла стал дороже на 46%. Компенсировать затраты путём повышения стоимости билетов компания не может из-за экономического кризиса в стране, сообщает "Туристер.ру".

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к руководству авиакомпании, госбанки на базе «ЮТэйр» создадут новую региональную авиакомпанию. Механизм перехода компании в собственность банков в настоящий момент прорабатывается, его детали будут обнародованы позднее.

При этом, как отмечает The Village, в 2018 году перевозчик провел рекордное количество распродаж: в марте продавал билеты по 499 рублей, в ноябре делал 30%-ные скидки, а в декабре представил новые тарифы с билетами по 990 рублей. По итогам года именно Utair предлагал самые дешевые билеты по стране. 

В синдикат кредиторов «ЮТэйр» входят 11 банков, принимать решение об отсрочке платежей по кредиту они могут только при положительном голосовании 66% кредиторов, пояснил источник РБК в одном из банков. По его сведениям, большинство кредиторов выступили против отсрочки платежа.

Что будет с "ЮТэйр"?

В сложившейся ситуации может быть два варианта развития событий, считает старший аналитик АКРА Александр Гущин: если авиакомпания не согласовала процентные каникулы с кредиторами и не достигнет с ними компромисса, то результат может быть печальным — они начнут забирать залоги (самолеты и двигатели) и операционная деятельность перевозчика может оказаться под угрозой. Если же кредиторы согласуют отсрочку по выплате процентов, то ситуация будет схожа с той, что сложилась в конце 2015 года, когда Utair в прошлый раз проводила реструктуризацию кредитов. Тогда на помощь авиакомпании пришел «Сургутнефтегаз», НПФ которого контролирует Utair.

В случае отсутствия компромисса с банками и без поддержки со стороны «Сургутнефтегаза» уже в феврале—марте могут начаться разговоры о подаче иска о банкротстве компании со стороны кредиторов, предполагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Utair станет сложно рассчитываться с поставщиками горючего, сервисными аэропортовыми службами, возможно, начнутся задержки рейсов, поставщики будут требовать предоплату, предполагают эксперты. В случае подачи иска на признание Utair банкротом может уйти несколько месяцев. Но учитывая, что компания является одним из крупнейших российских авиаперевозчиков, в ситуацию может вмешаться государство, указывает Жарский.

Сейчас в авиапарке перевозчика имеется 50 воздушных судов «Боинг» и 12 самолётов ATR-72. В минувшем году компания обслужила 7.9 миллионов пассажиров.

Читайте TIO.BY в Telegram и Яндекс.Дзене