Августовский канал готов к приему туристов. 

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Наш собеседник – Сергей Коледа, заместитель председателя ОО «Республиканский туристско-спортивный союз» –  рассказывает, как обстоят дела с развитием инфраструктуры на Августовском канале:

– Насколько увеличился поток туристов в связи со введением безвизового въезда?

– Безвизовым режимом уже воспользовалось более 26 тысяч человек. А в прошлом году цифра еле-еле приближалась к двум тысячам. Поток, как видите, увеличился более чем в 10 раз!

Кстати, сам город Гродно официально входит в парк «Августовский канал» (в границы парка включены белорусская часть Августовского канала и русло реки Неман с прилегающими территориями, расположенными в городе Гродно и Гродненском районе). Поэтому у зарубежных туристов есть шанс посетить без визы и наш красивый город.

Сегодня этим потоком в городе активно занимается порядка пяти турфирм, хотя желание работать на внутреннем туризме выросло в разы. Это реальный заработок – и за ним далеко ехать не надо! Организовал для туристов въезд без виз, экскурсию, покормил-разместил, предложил комплекс развлечений, взял денежки – и все, готово. Считаю, что для всей территории нашей страны надо вводить такой безвизовый въезд!

b0ea83a1b85d2984ea37eb4dbad3061e.jpg

– А какие перемены происходят непосредственно на самом канале? Их тоже можно назвать позитивными?

– По инициативе губернатора Владимира Кравцова, который сам уже несколько раз за сезон проехал на велосипеде вдоль Августовского канала и лично курирует тему развития туризма в этих местах, вокруг канала активно создается сеть велосипедных маршрутов. Это, скажем так, идеальный случай, когда руководитель области лично заинтересован в развитии веломаршрутов и сам их проверяет и контролирует.

Сеть дополнительных новых маршрутов составит около 40 километров и соединит уже созданные велодорожки. Ведь почему до этого тормозилось развитие? Маршруты в определенных точках существовали сами по себе и никак не были связаны друг с другом.

В Немново, Соничах, Домбровке, Лесной, Рынковцах планируется разместить пункты проката, чтобы там можно было сменить автомобиль на велосипед и проехать по кругу.

Много полезного для местности делают Гродномелиоводхоз под руководством Бориса Богданца, а также наши дорожники – Гроднооблдорстрой: стараниями сотрудников Дмитрия Волковича построен небольшой, но очень важный отрезок дороги – от деревни Новики до заставы Усова. Она будет сразу с велосипедной дорожкой. Ура, у нас дороги уже будут обустраиваться с учетом потребностей велосипедистов!

За зиму была построена стояночная полоса от шлюза «Черток» до «Домбровки», которая сегодня одновременно выполняет функции и велосипедной дорожки. Полностью оборудована автобусная остановка на «Домбровке». Раньше во время больших праздников здесь наблюдался настоящий коллапс: дорогу с обеих сторон заставляли машинами, и по ней было сложно двигаться.

– А как обстоит дело с питанием? Помнится, были существенные проблемы…

– Серьезные проблемы с общепитом остались, но по крайней мере на горизонте появился частник. Частный предприниматель из Сопоцкина вышел с предложением организации общепита. Раньше монополистом был облпотребсоюз, и он, к сожалению, со своей задачей не справлялся. Конечно, когда проходят массовые праздники, то торговля приезжает с удовольствием: ведь публика и – соответственно! – покупатели гарантированы. В будние дни поесть куда сложнее…

Стараниями гродненского предпринимателя Виктора Барташевича в деревне Радзивилки открылось кафе в старопольском стиле. А вообще-то глобальный проект Виктора – восстановление заброшенной усадьбы Свяцк-Гурских – возможно, скоро станет одним из самых интересных и привлекательных туристических объектов в районе Августовского канала. Кстати, в те же Радзивилки сегодня пришла асфальтовая дорога, и это тоже элемент инфраструктуры.

f1f16359aa9c67dd06f61f0f7c3b5fb3.jpg

Райисполком подал пять заявок по благоустройству и модернизации дорог в регионе на проекты международной технической помощи. Если они будут осуществлены, то в выигрыше будут все: ляжет сеть современных дорог – и можно будет смело запускать автобусы. Ведь в районе Августовского канала очень мелкая пыль, быстро забивающая воздушные фильтры. (Неслучайно около Тартака стояла королевская фабрика по производству стекла, но это уже совсем другая история). Необходим асфальт – и тогда технике ничего не угрожает.

Вместе с гминой Пласка райисполком подал заявку на финансирование проекта модернизации подъезда к погранпереходу. Кстати, интересный вопрос: что сегодня сдерживает многие европейские проекты?! Многие из тех, кто претендует на международную помощь, ведь рассуждают так: мы подадим заявку, получим финансирование – и будем готовить проект. Такое не проходит! На момент подачи заявки необходимо уже иметь готовый проект. По сути, в исполкомах необходимо модернизировать отделы экономики, как это сделано в Европе, в отделы развития и инвестиций, проектов международной технической помощи и экономики. Тогда появляется орган, который может целенаправленно заниматься заявками. Это очень актуальный вопрос, и я говорю об этом со знанием дела.

– Но вернемся к главной теме нашего разговора. Что вы можете сказать о введенном весной этого года новом погранпереходе «Лесная–Рудавка»? Целесообразным ли было его открытие?

– Сегодня через «Лесную–Рудавку» проехало и прошло более 1,5 тысячи человек, проплыло 16 яхт. Встречается и такой вид туризма: подъезжает автобус, останавливается по ту сторону границы, выгружает туристов, те пересаживаются на белорусский транспорт – и поехали кататься. Недавно таким образом к нам приезжали работники лесного хозяйства из Польши.

Хочется отметить и новое явление среди белорусских туристов: приезжают в Лесную, ставят машину, снимают с крыши велосипед – и едут в Польшу. Люди остаются приятно поражены богатством предложений на польской стороне: от размещения до кафешек и развлечений!

Это прочувствовали и по ту сторону границы. Недавно к нам приезжали вице-маршалок Подлясского воеводства с коллегами, которые по инициативе нашего губернатора провели рабочую встречу по развитию Августовского канала. Ими уже инициирован вопрос открытия сезонного международного велосипедно-пешеходного перехода «Софиево–Липщаны». Была достигнута договоренность пуска в Рудавку регулярного рейсового автобуса из Августова. Белорусская сторона тоже озабочена тем, чтобы отправить регулярный рейс в Лесную, но у нас пока что имеются объективные трудности из-за несоответствия ширины дороги стандартам.  

– А все ли сделано на польской территории Августовского канала? Ведь одно время шлюз и небольшой участок не были завершены?

– Да, весь канал сегодня готов к приему туристов! Около 10  яхт в сопровождении лоцмана ходили даже до Гродно. В связи с этим назрела необходимость создания интерактивной карты, с нанесением всех камней и отмелей. И в августе также запланированы прохождения яхт и катеров из Республики Польша.

–  Что по местам размещения? Есть где остановиться «безвизовому» туристу?

– В Радзивилках, как я уже отметил, заканчивается строительство отеля. Его емкость – на автобус туристов.

Трест «Гродногорстрой» завершает основные работы по обустройству центра для туристов «Лукоморье» у шлюза «Домбровка». Обещали ввести в строй в начале сезона, но задержались со внутренней отделкой.

С хорошей загрузкой работает отель Гродномелиоводхоза в Соничах.

Отремонтирован отель благотворительного католического общества «Каритас» в Сопоцкине на 40 человек. «Каритас» взял под отель еще одно здание, где когда-то размещалась пограничная комендатура, там начались ремонтные работы.

53601eabf6357b8545512d1f01888fc0.jpg

Все наши 12 агроусадеб работают очень активно, с хорошей загрузкой! Строится еще пять агроусадеб – в национальном стиле, с крышей, крытой камышом, в дереве – думается, им тоже работы хватит.

Мы еще выступили с предложением модернизировать погранпереход «Брузги–Кузница»: выделить один канал для автобусов и один – для велосипедистов. Пока же во время оформления велосипедисты вынуждены стоять в общей очереди с автомобилистами. И коль уж речь зашла о модернизации, то в ней также нуждаются дороги и до Берестовицы, и до Брузгов – с польской стороны! Необходимо выделить на них велосипедную полосу. И от Гродно до Кузницы тоже пришла пора создавать веломаршрут.

В Сопоцкине напрашивается размещение заправочной станции. Ведь в выходные на канале одновременно находится по нескольку тысяч людей. Для автобусов необходим санитарный блок, небольшое кафе с каким-то минимальным набором: вода, печенье. Пока же почему-то у «Беларуснефти» бытует ошибочное мнение, что эта заправка не окупится! Могут и прогадать, если на это место придет кто-то другой.

– А какие мероприятия еще планируется провести в этом году на Августовском канале?

В этом году при поддержке Гродненского областного исполнительного комитета будет организован велопробег в поддержку целей устойчивого развития Bike4SDG, который пройдет 26 августа в партнерстве с 17-м фестивалем народного творчества «Августовский канал в культуре трех народов». Это будет массовое спортивное мероприятие, включающее в себя 18,5-километровый велопробег и 6-километровый сплав на байдарках. Ожидается, что в мероприятии примут участие более 400 человек, в том числе высокопоставленные лица, национальные партнеры, представители дипломатического корпуса, общественные организации.

43bfe132b551ce9a36e31e91485cd578.jpg

Также мы получили одобрение и финансовую поддержку Министерства спорта и туризма Республики Беларусь по проведению международного фестиваля «Школа выживания», который пройдет 5–7 ноября, в канун 100-летия Октябрьской революции. Уже разработана трасса: скажу честно, трудностей хватит на всех!

Наталья ПЛЫТКЕВИЧ, wildlife.by