Один из главных сувениров из Непала – поющие чаши. Чаши делаются из сплавов нескольких металлов: чем больше «составляющих» и чем объемней чаша, тем она дороже. Так объяснял мне мастер Шри Кришна Шахи в небольшом магазинчике при храмовом комплексе Сваямбуднатх. Жаль, мало было времени пообщаться и послушать увлекательные рассказы о чашах. Выбирая подарок подруге, я не удержалась от приобретения себе. Шри Кришна сказал мне: «Слушай: свою чашу ты отличишь, она зазвучит по-особенному!» Он показал, как мощно гудят большие, огромные чаши: подносишь к такой руку – и ощущаешь явную вибрацию воздуха. (Кстати, это свойство лежит в основе тибетского звукового массажа).
Сергей, завидев в руках мастера большой сосуд и меня с кошельком, явно обеспокоился за вес нашего багажа. Но Шри Кришна с улыбкой заверил его: «На эту у вас просто денег не хватит!» Верю, самая маленькая даже после «спортивного» торга стоила около 15 долларов.
В переводе Сваямбуднатх обозначает «создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда» и отсылает нас к легенде превращения святого старца в цветок лотоса.
Белая ступа-лотос теперь украшение холма Сваямбу.
Место, где располагается Сваямбуднатх, называют еще Обезьяньей горой, а сам храм – Храмом обезьян, которые, и правда, здесь смело хозяйничают.
Про здешних обезьян с юмором рассказывает одно из преданий. По этому мифу, храм родился из волоса одного из богов, а… вши в его волосах превратились в обезьян.
А еще по буддистским верованиям, место размещения ступы – самое благоприятное с точки зрения астральных сил. Поэтому молитвы здесь многократно усилены.
Обходя здание по часовой стрелке, люди вращают молитвенные барабаны, внутри которых находится записанная на ткани или бумаге молитва – мантра, «срабатывающая» при вращении барабана.
Один оборот равносилен многократному прочтению мантр. Мы тоже не устояли и прошли вокруг ступы...
А на ветру трепещут флаги молитв – тоже, получается, для ленивых – ежеминутно вознося свои асанны в высшие сферы!
Историю возникновения таких культовых сооружений как ступы раскрывает местная легенда. Мощи Будды по указанию его верного последователя индийского императора Ашоки были разделены на 84 000 частей – по числу причин, порождающих человеческие страдания, а также путей выхода, предложенных в учении Будды. Помещенные в шкатулки мощи были разосланы во все концы полуострова Индостан, где над ними воздвигли ступы – архитектурные символы освобождения от земных страданий и обретения вечного покоя.
Что касается самого строения ступы, то здесь все исполнено особого значения и подтекста: отвечает пяти тибетским первоэлементам, составляющим все сущее. Основание – мандала, что переводится с санскрита как «круг», – соответствует земле. Выше находится глиняная полусфера, символизирующая воду. Под куполом расположен куб, ориентированный по сторонам света и соответствующий огню. Коническая крыша из 13 колец, обозначающих ступени освобождения от сансары – круга перерождений, – элемент огня; она венчается зонтом, символизирующим воздух, нирвану, на котором в свою очередь высится шпиль – символ эфира.
А по форме ступа также напоминает сидящего Будду.
Своеобразная «визитная карточка» и Катманду, и Непала в целом – это «глаза Будды», которые изображены на кубе под куполом ступы.
На высокий холм, где находится Сваямбуднатх, можно подняться, преодолев 365 ступеней.
Но мы совершенно нечаянно заехали как-то хитро, сбоку, поэтому карабкаться в гору нам не пришлось.
Зато вместе с остальными паломниками и туристами попробовали попасть монеткой в специальную емкость в центре прудика...
Вокруг ступы Сваямбуднатх расположены тибетские монастыри и индуистское святилище.
Над городом, ниже храма, парят гордые птицы.
По легенде, за этой замурованной дверью находится тот, который выйдет к людям и даст им знания. А произойдет это тогда, когда они будут готовы его понять.
Вращая барабаны, люди возносят молитвы у центральной ступы.
Еще одна ступа, Боданадх – центр тибетского буддизма.
Это крупнейшая ступа Непала и одна из крупнейших в мире: диаметр основания – сто метров и высота – сорок метров.
Возле Боданадх настоящее голубиное царство. Специально для птиц по утрам насыпается корм – обильное угощение от прихожан – и выставляются плошки с водой.
Это дань богине, Белой Мачиндранатх, которая «заведует» дождями, обеспечивая посевы влагой.
Жизнь кипит: монахи в оранжевых одеждах заняты повседневными хлопотами, голову кружат тантрическая музыка и запах благовоний, сувенирные лавочки торгуют всякой всячиной, а многочисленные кафе зазывают традиционными пельменями мо-мо и прочим «хлебом насущным». Нищие с просьбами о милостыне, верующие со своими – мирскими и возвышенными! – мыслями. Суета сует! И всяческая суета...
И надо всем этим взгляд Будды – из вечности...