Российские турагентства потребовали от операторов 10% комиссии. Что вы об этом думаете?

Российские турагентства потребовали от операторов 10% комиссии. Что вы об этом думаете?

Российские турагентства потребовали от операторов 10% комиссии. Что вы об этом думаете?

Более 700 российских турагентств подписали петицию (ознакомиться с которой можно по данной ссылке) с требованием установиться минимальный размер комиссии в 10%.

Как отмечается в тексте обращения, снижение агентской комиссии и промо-тарифы ведут к коллапсу всей туристической отрасли: «Снижение агентского вознаграждения, расширение «зоны» промо тарифов, необоснованное использование туроператорами других подобных инструментов в отношении турагентств, привели к тому, что многие турагенты оказались на грани, а то и за гранью рентабельности», -- отмечается в тексте петиции, -- настаиваем, что в условиях сегодняшних реалий, минимальный размер агентского вознаграждения, необходимый для эффективной работы по реализации продукта того или иного туроператора, не может составлять менее 10% от цены турпакета, включая полный перечень доплат и сборов».

Комментируя свой шаг отчаяния, российские агенты сетуют, что «жить на 7% комиссии просто невозможно. Нам надо платить зарплату сотрудникам, платить за рекламу, аренду и т.д. На данный момент турагентства поставлены на грань выживания». Российские агентства считают, что таким образом – подписанием петиции, они привлекут внимание общественности к болезненной теме падающих турагентских доходов, вызовут реакцию Госдумы и других управляющих органов. Также подписанты указывают, что фактически уже сложившаяся система урезания доходов турагентов со стороны туроператоров в скором времени вызовет «волну мошеннических действий со стороны агентств, поскольку некоторым из них нечем будет перекрывать долги - у них будет соблазн воспользоваться деньгами клиентов. В целом же такая политика туроператоров в корне дестабилизирует всю цепочку, сложившуюся в туристическом бизнесе. И фактически получается, что турагентов пытаются выдавить из этой цепочки, не понимая того, что это звено необходимо. Консультации со стороны агентств невозможно заменить ни искусственным интеллектом, ни операторами в колл-центрах».

На белорусском рынке петиции не подписываются, но ропот по поводу промо-тарифов и пониженных комиссий с определенного времени тоже слышен достаточно явственно.

Введение промо-тарифов операторы изначально объяснили желанием отрегулировать рынок в плане скидок, в этом вопросе, по общему мнению, давно творится беспредел, и сами агентства частенько негодовали по поводу откровенно демпингующих коллег. Пониженные комиссии – вполне логичный шаг после достаточно массового открытия франчайзинговых офисов крупных туроператоров и собственной сети продаж. 

В целом, тенденции что в России, что в Беларуси очевидны: крупные операторы стремятся наладить иные каналы продаж, кроме турагентов, они более не хотят делиться своей прибылью с «посредниками» в том же объеме, в котором делали это раньше. Кроме собственной сети продаж, туроператоры все больше уходят в онлайн-продажи, которые сегодня уже позволяют при реализации как отдельных туруслуг, так и целых турпакетов вовсе избавиться от «третьих лиц». В настоящее время мы видим, как активно операторы, в том числе и в Беларуси, подключают прямое онлайн бронирование пакетных туров на своих сайтах. В этой схеме продаж, оператор вовсе не нуждается в турагенте.

Не будем забывать, что в свое время аналогичную картину мы наблюдали на рынке продаж авиабилетов. Поначалу перевозчики плавно снижали комиссию агентам, а затем и вовсе установили от нуля до трех процентов за продажу билета. В ответ авиабилетные агенты вынуждены добавлять свой процент за консультацию и услугу по бронированию. Как показала практика, это не убило рынок агентских продаж авиабилетов, но сделало его более структурированным и технологичным. Возможно, аналогичный путь сейчас проходит весь туристический рынок в целом.

Любопытно, что пока крупные туроператоры различными способами снижают комиссию, наши отечественные небольшие туроператоры в отдельные моменты даже увеличивают комиссию, наращивая таким образом лояльность агентов и объемы агентской сети. Правильно ли это – над этим вопросом задумался глава компании «Тайм Вояж» Руслан Сегенюк, разместив тематический пост в фб: «Коллеги, а Ввс устраивают Promo Тарифы от белорусских операторов? -Верите ли вы, что они были введены, как борьба со скидочниками? Ваше мнение, эффективна ли оказалась эта борьба? Вопрос для меня важный. «Тайм Вояж» пока держится, мы даем по всем своим направлениям только 11% и ПОКА категорически против вводить Promo тарифы с заниженной комиссией. Как ни странно, столь непопулярное решение только за последний год позволило нам увеличить нашу агентскую базу: тех, кто продает наши операторские туры почти на 30% до 390 агентств. Я верю в то, что тем самым поддерживаю агентов, 11% позволяет агентству нормально существовать, а хорошему агентству и неплохо зарабатывать. Делать скидку или нет, отдаю на откуп самому агентству, если умеешь работать с клиентом, найдешь способ продать пакет с комиссией 11%. Трудно? Не хочется? Хочется легче, быстрее – отними 5%, будет тебе тот же Promo тариф. К тому же, трудно сказать связано или нет, но за последние 2 года (момента активного введения Promo), я наблюдаю среди агентств Беларуси самый большой всплеск закрытий и банкротств (разных – тихих и громких). Давление со стороны Promo на нас очень сильное – это факт, но мы ПОКА держимся, хотя и рентабельность приходится значительно снижать». 

В  любом случае, очевидно, что «лед тронулся», и этот лед ломает целую эпоху в развитии российского и отечественного турбизнеса. Что останется от турагентского и туроператорского рынков в результате слома эпох? На чем будут зарабатывать турагенты, когда операторская комиссия придет к мизерному проценту или даже нулю? Можно ли ожидать серии новых банкротств в связи с очевидным изменением доходности турагентской отрасли?

Ждем ваших ответов на эти вопросы!


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

Новости

Вверх