29.11.2013

 - Газета

Автор: Беседовала Екатерина АПАРИНА


Лидеры сезона. «Аэротрэвел»: «Черногория всегда была дефицитным направлением»

В нашей новой рубрике «Лидеры сезона» мы хотим представить самые популярные пляжные направления летнего сезона 2013 года (Болгария, Турция, Греция, Испания, Черногория) и компании, эти направления успешно реализовавшие. Наш первый лидер – небольшое балканское государство, сумевшее за несколько лет стать одним из самых любимых мест отдыха белорусских туристов. Конечно, речь пойдет о Черногории. Нашим собеседником по черногорской теме выступила Татьяна Еленская, представляющая лидера сезона – компанию «Аэротрэвел».

– По предварительным подсчетам, в Черногорию этим летом улетело около 11 тысяч туристов (в прошлом году – 8 тысяч). Не меньшее количество туристов уехали в Черногорию на автобусах. На чем, на ваш взгляд, основан практически 50% рост потока в эту страну? За что белорусы так любят Черногорию?

– Да, по сравнению с прошлым годом мы видим, что поток туристов значительно увеличился. Какие факторы способствуют успеху страны на белорусском рынке? Конечно, первое – это то, что Черногория по-прежнему остается для нас безвизовой. Наверное, это единственная страна в Европе, не считая бывших советских республик, куда белорусских туристов пускают без дополнительных визовых формальностей. Без сомнения, это огромное преимущество. Второе – хорошая частота полетов (4 раза в неделю), а значит – возможность выбрать абсолютно любую продолжительность отдыха (7, 10, 12, 14, 16, 21 и более дней). Третье – хороший климат и оптимальная продолжительность сезона: с мая по сентябрь. Четвертое – цена. На сегодняшний день благодаря специфическому размещению (виллы, апартаменты) в Черногории всегда можно найти какой-то приемлемый вариант по стоимости и качеству. Вообще, в черногорском отдыхе туристов привлекает как раз то, что здесь они абсолютно свободны в выборе пляжей, ресторанов, развлечений. Туристы здесь не прикованы к отельным территориям, ресторанам, анимации или еще чему-то. Многие, к слову, именно поэтому и выбирают отдых в этой стране. При этом, несмотря на открытость и демократичность отдыха, Черногория всегда может удивить туриста какой-то своей аутентичностью и экзотичностью. Все-таки это Балканы! Кстати, в этом году Черногория отметила очередной пик популярности со стороны российских туристов. Так как Хорватия опять ввела визы (для россиян некоторое время они были отменены), значительная часть россиян опять полетела в Черногорию. Отмечу, что черногорцы меняются, они стараются подстраиваться под желания туристов. Так, сейчас они позиционируют свою страну и как отличный вариант для проведения свадебной церемонии – в этом сезоне там уже зарегистрировались около 90 пар иностранных туристов, среди которых есть и россияне, и украинцы. Кроме того, теперь здесь готовят и программы к Новому году, и к майским праздникам. То есть, видя интерес и спрос со стороны туристов, Черногория идет к тому, чтобы стать круглогодичным направлением.

– Компания «Аэротрэвел» – это не только консолидатор, но и один из основных загрузчиков черногорского рейса. Сколько лет вы занимаетесь Черногорией? С чего начинали?

– Мы занимаемся Черногорией с момента основания компании, то есть – уже более 10 лет. Когда-то, еще будучи «Юнионлайном», мы начинали с одного чартера, который летал один раз в десять дней. Кстати, это был очень популярный самолет, места в котором раскупались за несколько недель до вылета. В следующем сезоне мы стали летать раз в неделю, потом – два, затем – четыре. Вместе с частотой менялся и тип самолетов: мы возили туристов на ТУ-154, потом на Boeing (сначала на 737-500, потом на более вместительном 737-300). Ну а наш перспективный план – выйти на ежедневные полеты. Что касается продаж, то изначально, когда мы еще были «Юнионлайном», у нас были немножко другие задачи. Когда же «Юнионлайн» стал «Аэротрэвелом», мы стали активно налаживать продажи и наращивать объемы. Параллельно с авиа стали пробовать и автобусные туры. Работали со «Смолянкой», «Трейдвояжем», «Внешинтуристом», а в этом году поставили свой автобус и остались весьма довольны результатом. У нас очень интересные автобусные программы, предполагающие посещение Праги, Вены, Будапешта, Рима, Венеции и других стран. Говоря о том, как все начиналось, надо отметить, что со стороны Черногории практически не было каких-то вложений в рекламу, в раскрутку и продвижение черногорских курортов на белорусском рынке. И, возможно, первое время о Черногории даже не хватало информации. Но мы и другие белорусские турфирмы сами планировали рекламу, проводили семинары для агентов. К слову, к настоящему моменту ситуация в плане продвижения направления изменилась: так, в этом году совместно с нашей принимающей стороной, компанией R-Tours, мы провели два рекламных тура для наших коллег и думаем, что в следующем году продолжим знакомить представителей туркомпаний с черногорскими курортами.

– Что необходимо для того, чтобы продавать Черногорию? Были ли у направления взлеты и падения (провальные сезоны)?

– Для того чтобы хорошо продавать Черногорию, ее нужно знать. Здесь нужно побывать, попробовать местные блюда, пожить в предлагаемых виллах, посетить популярные пляжи. Все-таки Черногория – это специфическая стана. Хотя бы в плане размещения туристов. Надо уметь объяснить отдыхающим все нюансы проживания в виллах, чтобы они понимали, что такое «терраса», «мини-кухня» и так далее. Самое главное в продажах Черногории – это правильно ее преподнести. К счастью, по Черногории я могу вспомнить только взлеты, как таковых падений, наверное, не было. Был сезон пару лет назад, когда мы параллельно самолету поставили две автобусные цепочки, но они не пошли. Это был кризисный год: тогда авиарейс отлетал относительно нормально, а вот автобусы пришлось снимать.

– Был период, когда все воспринимали отдых в Черногории как нечто очень дорогое, потом – наоборот, стали сравнивать с Крымом. Откуда такие парадоксально разные мнения?

– Действительно, был момент, когда к Черногории боялись подступиться. Туристы, услышав про Черногорию, сразу говорили: «Нет-нет-нет, давайте лучше Болгарию или Турцию», но за прошедшие годы ситуация выровнялась. Из разряда каких-то эксклюзивных туров Черногория постепенно перешла в разряд массовых направлений. Цены уравнялись, и туристы сегодня рассматривают Черногорию как страну, куда можно улететь в любой момент и отдохнуть там по абсолютно приемлемой стоимости. Это – доступное и популярное направление с очень приятными ценами на питание и развлечения. Вообще, страна меняется. Там появилось много новых вилл, ресторанов, магазинов. Заметно и присутствие российского капитала. К сожалению, кое-где появился долгострой, перестраивается старая Будва. Кстати, говорят, что шикарные неосвоенные земли на юге страны также выкуплены кем-то из олигархов. Ведь известно, что в Черногории каждый год отдыхает Роман Абрамович, Билл Гейтс и другие известные люди. Думаю, этот факт тоже говорит об уникальности Черногории.

– Подошла ли Черногория к своему пику? Или еще есть куда расти на белорусском рынке?

– Я думаю, что пока еще нет. Даже глядя на российский рынок, на то, как он развивается, можно судить о тех процессах, которые ждут и нас. Так, россияне пришли к тому, что самолеты в Черногорию у них летают круглый год. Мы также постоянно про­длеваем сезон. Например, в этом году впервые стали летать с мая и сразу же получили положительный результат. У нас есть даты, на которые спрос гораздо выше предложения. Например, очень востребован бархатный сезон – вплоть до октября. Поэтому до черногорского пика пока далеко. К тому же наш партнер, туроператор R-Tours, всегда немножко сдерживал наши амбиции. Например, на четырех рейсах в неделю мы простояли около трех лет. Именно поэтому Черногория была и остается «спросовым» (дефицитным) направлением.

– Каким в целом был этот сезон для Черногории?

– Сезон, я бы сказала, получился стремительным. Причем, стартовав в январе, активность не спадала до самой осени. В этом году отлично продавались и авиарейсы, и автобусные туры. Были какие-то даты (конец июня, конец июля), когда традиционно наблюдается некий спад интереса ко всем направлениям, но мы к этому готовимся и всегда заранее продумываем соответствующие предложения. 

– Горела ли Черногория в этом году?

– С 2008 года Черногория, в принципе, не горит. Был момент в 2007 году, когда одна компания, взяв большой блок, не смогла справиться с объемами. Но это была ошибка в стратегии, в распределении продукта. 

– Какими проблемными моментами запомнился сезон?

– Особых проблем по Черногории не было, скорее – замечания. Например, у человека был прописан «боковой вид на море», и реальный вид из окна не совпал с его ожиданиями. Все эти нюансы – ежедневная работа менеджеров. Для того чтобы избежать подобных претензий, надо показывать страну, обучать агентов, проводить семинары и мастер-классы.

– Появились ли за последние годы новые игроки на черногорском поле?

– Черногория – это сформированное направление и сформированные игроки. Наш главный черногорский партнер, компания R-tours, проводит здесь взвешенную политику и не намерен ломать сложившийся рынок.

– В чем секрет успеха продаж черногорских туров конкретно вашей компании?

– Наш успех складывается из многих факторов: первоклассные специалисты, наработанный годами опыт и, конечно, надежные партнеры. Мы знаем, что предложить туристу, чтобы он остался доволен. Менеджеры нашего черногорского отдела каждый год бывают в Черногории, знают обо всех новинках, обо всех изменениях. Естественно, на нашу популярность влияет и то, что наша компания является консолидатором рейса, но при этом мы абсолютно не тянем одеяло на себя. И «Ростинг», и Интерсити», и «Смолянка», и другие компании, работающие по Черногории, – далеко не новички, а наше общение в «пуле» позволяет нам не допускать демпинга и поддерживать этот рынок.

– Каков прогноз на следующий сезон?

– Все зависит от нашей экономической ситуации. Сегодня есть и оптимистичные, и пессимистичные настроения. Поэтому, безусловно, готовясь к дальнейшему увеличению полетной программы, мы продолжаем крепко держать руку на пульсе. Платить за воздух и возить пустые кресла никто не будет: это политика заказчика черногорских рейсов. Думаю, что в феврале – марте мы уже поймем, каким будет лето-2014.

– Такие направления, как Греция, Болгария, Турция (и соответственно, компании, с ними работающие), стали подстегивать интерес к будущему отдыху уже с октября. Насколько актуально (и актуально ли вообще) раннее бронирование для Черногории?

– Черногория на сегодняшний день – вполне самодостаточный продукт, который не нуждается в дополнительном стимулировании. Отельная база этой страны ограничена, и местным хотельерам нет смысла предлагать безумные скидки. Черногорцы говорят: если вам нужно – приезжайте к нам, если нет – поезжайте в другие страны. Впрочем, для того, чтобы поддержать туристов в их заблаговременном беспокойстве об отдыхе, мы обычно предлагаем 10% скидки по авиатурам и 40–50 евро – по автобусным турам. Данные бонусы ожидают тех, кто забронирует отдых до 1 марта. Помимо экономии, раннее бронирование черногорских пакетов позволяет гарантировать проживание в нужном номере выбранной виллы. На данный момент мы еще только просчитываем пакетные цены, но звонки от клиентов уже есть, общение идет, и в том, что мы успеем продать Черногорию, нет никаких сомнений!


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах