03.11.2014

 - Газета

Безвизовый въезд, жалобы и работа экскурсоводов. На круглом столе обсудили актуальные вопросы турбизнеса

Во время прошедшей в Минске туристической выставки «Турбизнес–2014» состоялась традиционная встреча профессионалов, посвященная злободневным темам в жизни отрасли.

Мероприятие началось с презентации новой книги издательства «РИФТУР», которую провел директор издательства Сергей Плыткевич. В частности, он рассказал, что этой книгой, посвященной известной в туризме личности – руководителю ТЭУП «Беларустурист» Федору Солянику, положено начало серии под названием «Легенды белорусского туризма», и призвал предлагать следующие кандидатуры для аналогичных изданий. Появление книги «Федор Соляник: «Туризм – это состояние души» инициировала его дочь Наталья.

Затем перед собравшимися выступил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин. Он озвучил некоторые предварительные итоги работы отрасли за 2014 год.

Учитывая проведение в стране такого крупного спортивного события, как ЧМ по хоккею, в лучшую сторону изменилось состояние материальной базы: практически в два раза увеличилось количество средств размещения, число объектов придорожного сервиса составляет 968, что также вполовину больше прошлогоднего,  большое внимание уделялось созданию сети стоянок для кемперов – уже создана 21 стоянка, а до 2016 года их станет на 16 больше. По оценке портала www.booking.com, отечественные места размещения «заслужили» 8,5 балла, что совсем неплохо. За первое полугодие 2014 года в Беларусь прибыло около 2 млн туристов из 167 стран. Основные гости – россияне. Затем следуют граждане Великобритании, Германии, Турции, США и других стран. В ТОП-10 впервые добавилась Швейцария. Вместе с тем, по предварительным подсчетам, наибольшее количество дней в Беларуси гостили выходцы из Азии и Африки (около 7 дней). Они же оставили у нас в стране наибольшее количество денег.

Во время проведения ЧМ по хоккею полностью оправдал себя безвизовый въезд в нашу страну. МСиТ удалось добиться подписания соответствующего документа об аналогичном въезде спортсменов на крупные соревнования. На вопросы из зала о кардинальном решении визового вопроса Вадим Кармазин ответил, что переговоры с ЕС ведутся, но процесс этот достаточно медленный: «Мы считаем достижением, что нам хотя бы удалось вернуть визы для иностранцев, открываемые в аэропорту».

Руководитель департамента коснулся также развития и совершенствования законодательной базы. Так, проект новых правил оказания туруслуг в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Министров.  Документ разработан для дополнительной защиты прав туристов. В нем прописывается механизм страхования при оказании тур­услуг. В частности, предполагается определить порядок заключения и срок хранения договора оказания туристических услуг, возможность его заключения в электронном виде, а также закрепить определение понятия «типовая форма договора» (для туристических услуг). Вадим Кармазин выразил уверенность, что этот важный документ будет подписан уже в ближайшее время. На согласовании в Совмине находится еще один документ, который касается изменений в деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков. В настоящее время Минэкомики разрабатывает положение «Об отраслевой политике» и выступает с инициативой, чтобы вопросы гостиничного бизнеса были отданы Минспорта. Минторг, в свою очередь, разрабатывает стандарты по услугам СПА.

На 2015 год запланированы изменения в Закон «О туризме». Будет приведен в соответствие с нормами ВТО глоссарий, внесены некоторые вопросы, касающиеся ТИЦ, а также приведена в соответствие норма, касающаяся запрета на проведение экскурсий в России и Казахстане не жителями этих стран. Если наши союзники по новому сообществу эту норму отменят у себя в законах, то и Беларусь ее отменит тоже.

В настоящее время разрабатывается методология внедрения сателлитных счетов в туризме, которые позволят увидеть реальную картину работы туротрасли.

Вадим Кармазин коснулся такого важного вопроса, как жалобы, и привел следующие данные: в 2011 году в МСиТ поступило 98 жалоб, из них на качество обслуживания – 38. В 2012 году – 61 и 36 соответственно. В прошлом году – 95 и 54. И за 9 месяцев текущего года получено 63 жалобы, из них 35 – на плохое обслуживание. По мнению Вадима Кармазина, количество и качество жалоб напрямую связано с вопросом госрегулирования. По последним данным, которые предоставляют налоговые органы, сегодня в Беларуси насчитывается около полутора тысяч турфирм: «На рынок зачастую приходят фирмы с амбициями, но без знаний». Поэтому появляются такие явные проколы, какие, к примеру, допустила фирма «Белсоф», которая отправила детей на отдых в Болгарию, не посмотрев, когда у половины группы заканчивается срок действия шенгенских виз. Более месяца длилась тяжба клиентов и фирмы «Экспонент», хотя все спорные вопросы можно было бы решить сразу. Последний пример – турфирма «Нероли». Несомненно, что требуется целый комплекс мер, которые могли бы предотвратить появление жалоб: это и создание реестра, и страхование, и добровольная сертификация турфирм. Разумеется, в МСиТ поступают и самые разно­образные предложения от неравнодушных граждан, которые хотели бы внести свою лепту в развитие туризма в стране. К примеру, были предложения о строительстве самого высокого здания в мире или установке памятника кошкам и пр.

Продолжая тему качества в туризме, главный специалист Департамента по туризму Марина Масташова отметила, что работа экскурсоводов – это тоже важный аспект в общем деле обслуживания гостей Беларуси. С 2007 года введена аттестация экскурсоводов. С этого времени аттестовано более 1400 экскурсоводов и более 200 гидов-переводчиков. Поэтому турфирмы, работающие на въезд, должны обращать внимание, есть ли у экскурсовода, которому доверяют работу с группой, свидетельство об аттестации, не просрочено ли оно. Сегодня экскурсоводы могут пройти курсы по повышению квалификации, а затем переаттестоваться. «Приятно, что за период с 2007 года мы получили только две серьезные жалобы на работу экскурсоводов, а это говорит о высоком качестве экскурсионного обслуживания в целом. Хотелось бы, чтобы эту высокую планку поддерживали и впредь», – заключила она.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах