21.03.2014

 - Газета

Автор: Беседовала Надежда СУСЛОВА


Виктор Ерошов, «Елочки-Холидей»: «У большинства хозяев сельских усадеб «аграрный» менталитет: буду сидеть за своим забором и не высовываться!»

Недавно состоялись выборы председателя общественного совета по агроэкотуризму Витебской области, и Виктора Ерошова, хозяина усадьбы «Ёлочки-Холидей» переизбрали на второй срок. В связи с этим мы задали ему несколько вопросов.

– Прошлый год оказался успешным с точки зрения работы общественного совета?

– По крайней мере, практически все мероприятия, которые мы планировали, были выполнены. Среди них были такие интересные, как проведение обряда «Женитьба Терешки» на базе агроэкоусадьбы «Приозерная» Лепельского района, участие в областном и республиканском конкурсах «Лучшая агроэкоусадьба года» и в международной акции «День открытых дверей в белорусских усадьбах». Провели III Слет агроэкоусадеб Витебской области на базе усадьбы «У Нинель» Лиозненского района. Участвовали в мероприятии «Академия льна», прошедшем в агроэкоусадьбе «Ореховая», в Браславском районе, в фестивале «Заборский фест», в народном празднике «Купалле» на базе агроэкоусадьбы «Приозерная», в фестивалях народных ремесел, что прошли в Миорском и Браславском районах. В активе совета – проведение практического недельного семинара «Летнiк рамёстваў» на базе агроэкоусадьбы «Мацейкава сялiба» в Миорском районе и фестиваля «Дары леса» на базе агроэкоусадьбы «Хорень» на Россонщине. В конце года состоялось мероприятие «Родник здоровья» на базе агроэкоусадьбы «Славяночка», г. п. Боровуха.

– Если приглядеться, то большинство этих мероприятий носили локальный характер…

– Да, эти мероприятия не были массовыми, я бы даже назвал их кружками по интересам, потому что организуют их на базе той или иной усадьбы, причем организаторы – это энтузиасты своего дела, люди с активной жизненной позицией…

– Есть ли будущее у подобных локальных праздников?

– Безусловно. Просто пока многие усадьбы себя в этих праздниках не видят.

– А в крупных мероприятиях, таких как слеты или «Заборский фест», видят?

– Здесь все не так просто. Когда мы организовывали слет, то провели огромную предварительную работу: уговаривали хозяев агроусадеб, раскачивали, обещали, что будет интересно, в общем, всячески зазывали. Потратили приличные средства. Планировали, что хотя бы сотня из имеющихся 450 усадеб на наши призывы откликнется. В результате приехали те же самые активисты и энтузиасты – человек 15. Практически такая же картина и с «Заборским фестом». Хотя этот праздник позиционирует себя не как местечковое мероприятие, а как праздник сельского туризма. Двери открыты – и любой желающий из любой области может приехать и показать что-то свое. В нынешнем году этот фест выведен на республиканский уровень, поэтому мы надеемся, что удастся преодолеть инертность и провести его на должном уровне.

– В чем заключается причина такого равнодушия и разобщенности хозяев агроусадеб, нежелания общаться?

– Я бы в этой связи вспомнил знаменитую пирамиду Маслоу. Сначала люди удовлетворяют первичные запросы – поесть, заработать, одеться, затем обеспечивают свою безопасность, а только потом начинают вступать в контакты и объединяться в группы. Мне кажется, что пока большинство владельцев агроусадеб находятся на первой ступени пирамиды. Кроме того, действует такой «аграрный» менталитет: буду сидеть за забором и не высовываться! Народ не хочет ни сам делиться опытом (а вдруг кто-то узнает и сделает лучше?), ни слушать о чужих достижениях.

– Сейчас модно говорить о кластерах как о форме объединения, направленной на выполнение каких-то общих задач. Подобная «гроздь» сплачивает партнеров и дает хорошие результаты, в том числе и прибыль, продвигает территорию. Возможно, стоит подумать о внедрении кластерной системы в сфере агротуризма области?

– Лично я придерживаюсь мнения, что в конечном итоге потребителю, клиенту все равно, какую форму мы будем применять, чтобы обеспечить его той или иной услугой. Поэтому мне кажется, что удобнее не кластер, который нужно кому-то создавать, подбирать партнеров, оформлять это, а система аутсорсинга. То есть брать на стороне те услуги, которых в усадьбе нет. Вот у меня, к примеру, нет пейнтбольного оборудования. Я договорился с двумя пейнтбольными клубами, и по желанию клиентов они это оборудование поставляют. Нужны лошади – у меня есть договоренность с владельцами лошадей. Захотят туристы полетать на вертолете – пожалуйста. Принцип аутсорсинга – более эгоистичный, если можно так выразиться. А кластер – это объединение долгоиграющее, и ты должен выполнять обязательства, на которые согласился. Поэтому я не считаю кластеры объединяющей идеей, да и другие хозяева агроусадеб тоже. А пока все смотрят друг на друга как на конкурентов. Идет борьба за клиентов, количество которых, кстати, в прошлом году снизилось. Кроме того, я пока не вижу в Беларуси положительных примеров работы кластеров.

– А как же знаменитые «Воложинские гостинцы», где усадьбы прекрасно сотрудничают друг с другом?

– Воложинский район расположен близко к столице и находится под влиянием Минска. То есть другой менталитет, другие клиенты и другие условия. Большое значение еще имеет личность организатора и вдохновителя этого объединения. На Воложинщине – это Анатолий Ганец. У нас и люди на сотрудничество не настроены, да и ярких лидеров пока нет.

– Вы сказали о том, что количество туристов в прошлом году уменьшилось. А какие меры, на ваш взгляд, нужно принять, чтобы этого не случилось и в нынешнем году? Сейчас опять стала актуальной тема сертификации усадеб. Сможет ли она стать катализатором популярности отдыха в деревне?

– Хозяева усадеб Витебщины сертифицироваться пока не торопятся. Информация об этой акции находится на интернет-сайтах, а владельцы усадеб не относятся к числу активных интернет-пользователей. Кроме того, подходы к сертификации, на мой взгляд, очень размытые. Количество «петушков» мало о чем говорит. Если взять гостиницы – то тут все ясно: «пятерки» сильно отличаются от «трешек» и пр. Усадьбы очень сложно стандартизировать. А потом – возможно, для клиентов будут более привлекательны усадьбы с тремя «петухами», простые, деревянные, где туалет будет на улице и т.д., чем «пятипетуховая» усадьба – кирпичный коттедж. Мне кажется, что усадьбы должны делиться на 5 основных групп. Первая – это спокойный семейный отдых на лоне природы, то есть настоящий сельский туризм. Вторая группа – это усадьбы для активного отдыха: велосипеды, байдарки, пешие походы, спортивные площадки… Третья – это усадьбы, предоставляющие возможности познавательного отдыха: экскурсии по достопримечательностям и памятным местам. Четвертая – усадьбы, специализирующиеся на проведении фольклорных праздников и обрядов. И пятая – мультиформат, где могут предоставить разнообразные услуги, в том числе и свадьбы. Я не являюсь сторонником запрета свадеб в усадьбах. Почему мы должны эту услугу запрещать? Свадьбу можно провести в усадьбе с использованием национальных белорусских традиций, на свежем воздухе, и это очень здорово. Поэтому сначала нужно все усадьбы структурировать, а потом уже говорить о сертификации. На мой взгляд, можно было продумать такую систему: одна и та же усадьба может рассматриваться в разных «номинациях» и, к примеру, иметь два «петуха» за национальную кухню, а три – за комфорт или организацию определенного набора услуг. И тогда клиентам было бы проще выбирать. Для того чтобы туристы приезжали, наверное, все-таки недостаточно получить звезды-«петушки». Нужно иметь хорошо налаженную обратную связь, знать, чего хотят наши гости, изучать отзывы. К сожалению, далеко не всегда хозяева усадеб и туристы находят взаимопонимание, потому что и туристов тоже нужно учить отдыхать, не причиняя особого урона усадьбам. К примеру, каждый сезон я обустраивал веревочные гамаки. Когда выбросил десятый по счету, то решил обзавестись антивандальным вариантом, то есть повесил гамак с металлической сеткой. И таких примеров можно привести десятки.

– Скоро начало сезона. На приток туристов окажут воздействие такие события, как ЧМ по хоккею или, скажем, события в Украине?

– ЧМ по хоккею проходит мимо наших усадеб – мы расположены слишком далеко от эпицентра спортивных событий. Что касается Украины, то, возможно, турпотоки перенаправятся и в Беларусь приедет больше туристов, а это значит, что часть этих гостей достанется и агроусадьбам. Сейчас заказов на лето мало, но так бывает каждый год. Определяющими будут майские праздники.

– Что интересного наметили на 2014 год?

– Кроме наших традиционных мероприятий, хотим провести фестиваль искусств и ремесел «Вялiкi Поўсвiж» и фестиваль хлеба «Багач» на базе агроэкоусадьбы «Полсвиж» Лепельского района. Планируем организацию четвертого слета хозяев агроусадеб на базе усадьбы «Славяночка» (г. п. Боровуха-1). В планах также презентация агроэкотуризма Витебской области на экофестивале «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю».

– Успехов!


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах