12.06.2014

 - Газета

В Минске прошел круглый стол «Итоги ЧМ по хоккею: взгляд профессионалов турбизнеса»: сильные положительные оценки и легкий пессимизм на будущее

Портал TIO.BY организовал круглый стол на тему «Итоги ЧМ по хоккею: взгляд профессионалов турбизнеса». Мероприятие состоялось в отеле «Ренессанс Минск». Участие в обсуждении проблем и итогов чемпионата, а также перспектив развития въездного туризма в Беларуси приняли: Игорь Чергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа», Елена Брок, заместитель директора компании «ЦентрКурорт», Галина Потаева, директор фирмы «Виаполь», Геннадий Левшин, директор фирмы «Беларус­турсервис», Александр Ванюков, директор фирмы «Санни Трэвел», Татьяна Белоусова, начальник отдела продаж и маркетинга отеля «Ренессанс Минск»; модератор круглого стола – Лилия Кобзик, редактор газеты «Туризм и отдых» и портала TIO.BY.

– Добрый день, коллеги. Мы собрались, чтобы обменяться мнениями о том, как белорусский турбизнес сработал на прошедшем чемпионате и как это мероприятие может в целом повлиять на развитие въездного туризма. Возможно, затронем мы и общие проблемы развития инкаминга в Беларуси, пути решения этих проблем, а также поговорим о том, какие именно виды туризма реально развивать в нашей стране. Наверное, обоснованно будет первое слово предоставить представителю «ЦентрКурорта», поскольку именно эта структура была генеральным оператором чемпионата. Елена, какие нюансы были на этапе реализации турпакетов и сотрудничества с турфирмами?

Елена Брок:

– Изначально мы пошли по такому пути, чтобы в каждой стране был один наш генеральный агент и все продажи и продвижение шли через него. Всего у нас было 22 генеральных агента, и порядка 110 компаний (в том числе белорусских) работали с нами на договорах. В прошлом году мы проводили рекламный тур для агентов, знакомили с аренами, обсуждали перспективы работы. С сентября прошлого года началась реализация турпакетов. Для этого была закуплена новая система онлайн-бронирования. Любой турист, находясь в любой стране мира, мог зай­ти на наш сайт, выбрать и забронировать себе билет либо целый турпакет – с проживанием и дополнительными услугами.

– И как в итоге прошло обслуживание туристов? До сих пор вы наверняка не сталкивались с такими объемами?

– Не сталкивались. И если с гостиницами все было достаточно просто (у нас, кстати, были подписаны договоры с 23 гостиницами, в которых мы получили квоты на размещение), то такой объект, как студенческая деревня, – это был новый опыт для нас. Ничего подобного ни на одном чемпионате мира никто не делал. Мы взяли в аренду четыре студенческих общежития и дополнительно несколько этажей в пятом. Заключили договоры с персоналом общежитий, с дополнительными сотрудниками, и, кроме того, у нас работало около 150 волонтеров. Волонтерам мы выплачивали ежедневно по 100 тысяч рублей – на проезд, питание, обеспечили их майками, кепками. Основной проблемой было организовать работу рецепции. В течение нескольких дней должно было приехать порядка 3 тыс. человек. Опыта подобного расселения у нас, конечно, не было, и мы очень переживали. Поэтому 3 мая мы провели, так сказать, генеральную репетицию расселения. На ней присутствовал вице-премьер Анатолий Тозик. Ровно в 10 часов утра 200 человек ринулись со всех сторон к рецепции фан-деревни. Было организовано несколько рецепций – на 14 и на 10 компьютеров. Мы планировали, что на каждого человека будет уходить по 2–3 минуты. В принципе, так и получилось. Благодаря этой репетиции во время реального расселения все проходило тоже достаточно гладко. Хотя некоторые моменты мы не учли. Например, когда в ночь с 7 на 8 мая в фан-деревне остались дежурить 2 человека, а приехали 500 гостей, мы поняли, что нужно дежурить полным составом и круглосуточно.

– В прессе было много информации, что это был самый «пьяный» чемпионат: так, как туристы напивались в Минске, нигде ни на одном ЧМ не пили. Какой в таком случае класс туристов приехал к нам на ЧМ? Кто, извините, были эти люди?

– У нас в студенческой деревне таких случаев было немного. Возможно, в фан-зоне наблюдались подобные картины, но не у нас. Когда я дежурила в фан-деревне, привезли одного пьяного словака. Милиция спросила: «Ваш?» У него была карта гостя, мы говорим: «Наш!» Его занесли и положили в номер. За время моего дежурства это был единственный случай. Милиции, к слову, было очень много в фан-деревне. Поскольку это все-таки студенческие общежития, к дежурству подключилось Министерство образования, даже заместитель министра дежурил. Какие там могли быть пьянки? На рецепции также постоянно была милиция. Да, иногда болельщики приходили усталые после матча и говорили: «Я не помню, где я живу, отведите меня!» Волонтеры отводили в номер. Но это понятно – все общежития одинаковые, ориентироваться было достаточно сложно.

– «ЦентрКурорт» уже подвел итоги. Вы заработали на чемпионате?

– Конечно! И не только финансово. Важно, что мы получили очень много положительных отзывов и оценок. У нас лежала книга отзывов, многие оставляли записи – и россияне, и иностранцы. До сих пор шлют благодарственные письма.

– Вопрос турфирмам: насколько легко или тяжело было продавать турпакеты на ЧМ, привлекать к нам туристов и решать организационные вопросы?

Геннадий Левшин:

– Наша фирма занимается обслуживанием гостей в основном из европейских стран. Принимали мы на чемпионате немцев, итальянцев, финнов, шведов, латышей и, конечно, россиян. Я хочу сказать о том, что, в принципе, произошло с приемом на ЧМ и какие были главные ошибки. Мне кажется, организаторы не учли, что европейские туристы все делают заранее, а европейские операторы все делают правильно. Если бы хотя бы за год мы могли предложить им все, что они хотели, туристов здесь было бы гораздо больше. У нас же были сплошные вопросы, особенно – с гостиницами. Наши латышские партнеры, которые регулярно возят болельщиков и команды, приезжали к нам приблизительно за полтора года. Они хотели получить информацию, но у нас самих ее не было. Известны случаи, когда шведские, швейцарские болельщики, не найдя понимания среди белорусских операторов (которые не могли найти понимания с отелями), в конечном итоге приезжали через латвийские и литовские фирмы. 

Елена Брок:

– Конечно, основные составляющие турпакета на подобных мероприятиях – это билеты и гостиницы. Многие сначала бронировали только билеты, потому что гостиницы появились позже. С марта мы начали через booking.com продавать студенческую деревню, тогда поток бронирований значительно вырос.

Геннадий Левшин:

– Как говорят наши партнеры, которые годами возят туристов на такие события, самое главное для болельщиков – комфортное размещение. Это значит – как можно ближе к аренам и как можно дешевле. Но, к сожалению, наши гостиницы, даже старые, не говоря про новые, до последнего момента выясняли, какие цены они хотят и как будут работать с турфирмами. Понятно, что есть и объективные причины, почему все так получилось. Во-первых, для всех нас это новый опыт. Во-вторых, многие до конца не верили, что в Минске все же пройдет это событие. Но в любом случае, несмотря на то, что Беларусь приняла не всех туристов, которые могли бы приехать на ЧМ, все получилось неожиданно хорошо. Честно говоря, мы даже не ожидали такого эффекта. У нас было несколько групп финнов, так вот, когда они уехали из Минска, мы получили новый запрос на обслуживание нескольких финских групп на август. Финны едут в Минск погулять, это хороший знак.

– Татьяна, «Ренессанс» вошел на рынок в достаточно горячий момент. Как удалось отработать во время ЧМ? И вопрос, который наиболее часто задают в отношении новых, построенных специально к чемпионату отелей: чемпионат закончился, как дальше будут жить гостиницы?

Татьяна Белоусова:

– На самом деле, открывать отели всегда сложно. Но одно дело – просто открываться, другое – к дедлайну. Безусловно, не исключено, что одновременный скачок на столичном отельном рынке скажется на временной недозагрузке отелей. Но существуют законы маркетинга. Вначале накопленный неудовлетворенный спрос на гостиницы в Минске вызвал такой скачкообразный рост их предложения, а далее, по законам маркетинга, возросшее и качественно новое предложение начинает стимулировать новую волну спроса. Так что теперь главное – успеть вскочить на эту волну, пользуясь интересом и новизной предложения. ЧМ в целом мы отработали очень хорошо. «Ренессанс», кстати, был единственным отелем – официальным партнером чемпионата. Мы собирали фидбеки от представителей команд, как им здесь жилось. Так вот, отзывы прекрасные, никаких претензий.

– Какое впечатление от чемпионата осталось у национального авиаперевозчика? Как сработала авиакомпания?

Игорь Чергинец:

– В общем, все хорошо было у «Белавиа», как и у других авиакомпаний. Мы поставили больше рейсов, больше бортов, и чартерных в том числе. Аэропорт тоже сработал неплохо; кстати, до сих пор дежурные службы находятся в состоянии повышенной готовности, хотя все уже разъехались. Несколько команд мы привезли своими бортами. Для нас это почетно, и, кроме того, мы приобрели новый опыт планирования. Потому что это же спорт, неизвестно, кто как сыграет; например, вылет запланирован на сегодня, но сыграли хорошо и полетели послезавтра и так далее. Но в целом все сработало, все было хорошо. Наши итоговые показатели больше, чем в мае прошлого года. Теперь главный вопрос: что дальше делать с инкамингом, с въездным туризмом? От этого зависит работа, в том числе и нашей авиакомпании. Сейчас на наших бортах основные пассажиры – это жители Беларуси. Да, мы активно работаем над картой транзитных полетов, но это отдельная история, поскольку транзитных туристов мы, по большей части, будем возить мимо отелей. А отелей настроили достаточно много. Что с ними будет и какую политику они собираются проводить?

Я тут недавно разговаривал с одним нашим туроператором. У него есть заказ на группу в две с лишним тысячи туристов, которые прилетают в Москву и могут на несколько дней приехать в Беларусь. Оператор пришел в трехзвездочную гостиницу (государственную), принес заявку на две с половиной тысячи туристов. Ему выдают цену: за ночь за «дабл» – 125 долларов! Та же группа в «Измайловской» в Москве размещается за 35 долларов! Вот и весь наш инкаминг! Хочется надеяться, что ЧМ и вся та инфраструктура, которая появилась к этому событию, отрегулируют, в конце концов, ценовую политику отелей. Может быть даже, итоги чемпионата будут жестковатыми для конкретных отелей, для компаний, для чиновников, возможно, какие-то головы полетят. Но тем, кто за 125 долларов пытается продавать ночь массовому туристу в трехзвездочном отеле, скорее всего, будет плохо. Рынок поставит все и всех на места. Наши государственные отели или будут приватизированы, или управляющие поменяются. Быстро, конечно, все не наладится. Года 2–3 может пройти. Ну и понятно, что въездной туристический поток дал бы авиакомпании больше пассажиров, что сказалось бы и на стоимости билетов. Поэтому мы весьма заинтересованы в развитии инкаминга. И что бы ни говорили о Беларуси, работают у нас рыночные механизмы, тяжело, но работают.

Галина Потаева:

– Я бы хотела добавить. Дело не только в отелях. Сейчас очень сложно выделить один определенный фактор, который «виновен» в отсутствии турпотоков в Беларуси. Наверное, все-таки политическая, имиджевая составляющая является определяющей. Далее нужно учитывать все факторы, потому что они взаимосвязаны: и визы, и стоимость гостиниц, и комфорт пребывания в стране, и работа того же аэропорта. Накануне ЧМ я прилетела в наш аэропорт и в очередной раз присутствовала при скандале, когда иностранец говорил: «Я никогда сюда больше не приеду!» Потому что его заставляли подняться на второй этаж, чтобы приобрести страховку, которая ему абсолютно не нужна, ведь у него есть своя. Мы говорим об этой несчастной страховке, которая с самого начала портит впечатление о стране, уже много лет, а воз и ныне там. Я хочу отметить, что у нас большой опыт работы в познавательном туризме и мы знаем, как в Беларуси организовывать туры так, чтобы турист остался доволен. Например, как ни странно это звучит, но мы не допускаем общения туристов с местным обслуживающим персоналом. Наш турист никогда самостоятельно не селится в гостиницу, не садится в такси. Мы каждого туриста встречаем на машине, каждого расселяем. Потому что если он сам приедет на вокзал и встретится с нашими мафиозного вида таксистами или он сам будет заселяться в отель, а девушка на рецепции встала не с той ноги (а это у нас часто бывает!), то впечатление у туриста будет ужасным. А мы не допускаем, чтобы у нашего туриста могли появиться ужасные впечатления о Беларуси. В итоге, конечно, цена нашего турпакета немаленькая, поскольку мы включаем в цену сопровождение. Мое профессиональное убеждение: сегодня Беларусь – страна не для неорганизованных туристов. Индивидуальным гостям здесь будет плохо. Если турист сам по себе приедет в Несвиж или Мир, то он никогда не пообедает там, потому что все (то есть две с половиной точки питания!) будет занято. Наверное, даже туалет ему тяжеловато будет найти. Аренда автомобилей, указатели – в Беларуси слабо развито все! Поэтому мы продумываем наши туры от и до.

– Галина, ваша фирма является лидером по приему российских туристов в Беларуси. Что происходило с российским вектором во время ЧМ?

– Мы не занимались чемпионатом, хотя пробовали это делать. В итоге получили раздраженные письма от французского оператора и от россиян, потому что в ноябре гостиницы отвечали, что все занято, и «ЦентрКурорт» тоже ничем не мог помочь. Потом, правда, оказалось, что места в гостиницах есть, видимо, начали аннулироваться брони, но было уже поздно. На мой взгляд, россияне всегда будут составлять большинство туристов в Беларуси. Это нормально, соседи всегда больше всего ездят друг к другу. Поскольку мы занимаемся экскурсионными турами, по нашей линии в страну приезжают милые, любознательные люди, которых интересует исключительно познавательная составляющая в Беларуси. Нужно ценить всех этих людей, учитывая, что стоимость хорошего трехдневного тура в Беларусь выше, чем стоимость аналогичного тура в Литву, Чехию и даже в Италию. В Беларуси ведь все дороже, не только гостиницы, но даже, например, питание. Если говорить о чемпионате, то, на мой взгляд, мероприятие показало, что в Беларуси может развиваться въездной туризм. И он может быть хорошо организован, если туры детально продумывать. Пяти­дневный тур в Беларуси можно организовать так, что он будет хорош и оставит у туриста богатые и приятные впечатления. Более длительный тур, конечно, это проблема.

– Благодаря чемпионату на рынке инкаминга прибыло. Такие фирмы, как «Санни Трэвел», которые ранее занимались исключительно выездным туризмом, начали работать на прием. Александр, с какими идеями и мыслями вы входите в этот рынок?

Александр Ванюков:

– На мой взгляд, Беларуси по-прежнему не хватает бюджетных оте­лей, хороших «трешек». Если даже посмотреть на гостей, которые приехали на чемпионат, это в основном были бюджетные клиенты... С другой стороны, появление высококлассных пятизвездочных отелей в Минске открывает для нас такую нишу, как конференции, конгрессы, деловой туризм. Понятно, что основные потребители нашего турпродукта – это россияне, казахи, жители стран СНГ. Думаю, что рынок в конце концов заставит гостиницы снижать цены. Нельзя не заметить, что Беларусь сегодня четче позиционируется как туристическая дестинация. У нас чистые города, ухоженные поля, хорошие дороги, нетронутая природа, колоритные усадьбы. Как мне кажется, одним из эффектов чемпионата может быть решение визового вопроса либо частичное его решение. На волне успеха ЧМ можно было бы попробовать сделать безвизовый режим для граждан западноевропейских стран. Для Беларуси сейчас очень важно закрепить имиджевый эффект. Иностранцы приехали и посмотрели, что в реальности у нас все по-другому. Они увидели страну, людей, почувствовали гостеприимную атмосферу. Все, кто приехали в страну впервые, остались довольны.

Геннадий Левшин:

– Позволю себе не разделить этот оптимизм. Я в этом бизнесе 20 лет. Мои наблюдения: никто не уезжает из Беларуси с плохими впечатлениями. Все довольны, всем нравится, все хвалят – и природу, и людей, и кухню, и чистые города, и хорошие дороги. У меня вопрос: почему у нас с каждым годом туристов все меньше и меньше? 90 тысяч организованных туристов в год для такой страны – это кошмар! Еще один вопрос: насколько долгосрочным будет эффект от чемпионата? Мне кажется, что, к сожалению, после ЧМ общая атмосфера кардинальным образом не изменится. Новые отели – это прекрасно, это, несомненно, даст толчок развитию отель­ного рынка. Но тут надо понимать, что речь идет об отелях только в одном городе – в столице! Изменения в отельной базе Бреста, Витебска, Гродно, где по две нормальные гостиницы, не произошли и не произойдут. А ведь это самые посещаемые туристами города. Насколько в таких условиях может быть уместен оптимизм?

Елена Брок:

– Я хочу добавить, что на время чемпионата всем была дана четкая установка: каждого туриста максимально гостеприимно встретить, обласкать, не мешать развлекаться. Чтобы ему было комфортно в стране! Но даже в этот период мы столкнулись с тем, что у минских музеев есть выходные дни, в которые они не хотят обслуживать туристов. Например, российская сборная попросила отвезти их на «Линию Сталина», представители которой на наш запрос ответили: а у нас выходной!.. Пришлось включить административный ресурс. Другой пример. Приезжаем в «Дудутки» вечером, а у них в 18.00 все закрывается… И это в период ЧМ! Как же происходит обслуживание туристов в обычные дни?! Много вопросов к работе общепита. На одном из совещаний по чемпионату вице-премьер давал жесткую установку кафе и ресторанам: работать до последнего клиента!

– В таком случае как же у нас может развиваться въездной туризм? Гостеприимство и улыбки у нас по указу! А общепиту нужны специальные установки вице-премьеров, чтобы хорошо обслуживать клиентов!

Геннадий Левшин:

– Вот поэтому мы должны сказать откровенно, что реальных перспектив для развития более-менее массового туризма, который приносит хорошие деньги нашим соседям, у нас немного. Зато я лично вижу перспективы для отелей, в частности пятизвездочных. Нам казалось, что после 27 мая, после финала ЧМ, можно будет ходить в «пятерки» как на экскурсию. Но сегодня, скажем, на июнь в пятизвездочных гостиницах нет мест.

– Это какое-то противоречие. Мы вроде определились, что Беларусь – страна для бюджетного туризма!

Геннадий Левшин:

– Беларусь – страна парадоксов! Поэтому у нас что-то планировать сложно. Будет здесь развиваться туризм, не будет, как именно будет идти развитие – все это невозможно спрогнозировать. Но я бы заострил внимание на нашей живучести и подготовленности ко всем парадоксам. Я сейчас имею в виду наш туристический бизнес, в том числе и отельный. Жизнь каждого отеля будет зависеть от маркетинга, от таланта менеджеров, от ценовой политики, от способности выживать в тех бизнес-условиях, которые у нас тут есть. А они непростые. Либо наши новые отели перепрофилируются, либо будут жить. Привезти взрывное количество туристов в Беларусь не получится. Значит, будут делить тех туристов, которые есть.

Татьяна Белоусова:

– Коллеги, нужно радоваться тому, что открылось много отелей высокого уровня. Именно у них есть бюджеты, профессионализм, сетевой потенциал для развития туризма. Не скроем, что развитие туризма – это концепция отеля «Ренессанс». У нас есть специальный человек, который принимает гостей, так называемый «навигатор». Мы активно продвигаем Беларусь через свою сеть дистрибьюции. Готовы организовать с вами любое количество инфотуров, чтобы профессионалы знакомились с Беларусью. Мы международный отель, представляем американскую сеть, у нас много процедур, заточенных именно под американский и под западноевропейский рынок. Надеюсь, что наш отель будет примером того, как международный отель со своими политикой и процедурами встраивается в белорусские бизнес-процессы. Наша основная ниша – это mice-рынок. Учитывая особенности текущего политического момента в России, у Беларуси огромный потенциал получать российские инсентивы. Хотя не стоит забывать, что российская база существенно выросла и сейчас не сильно загружена. Они тоже борются за туриста.

Игорь Чергинец:

– Странно, что Беларусь оказалась исключенной из международных туристических потоков. Те же израильские туристы. Они едут в Литву, в Россию, но только не в Беларусь, где полно знаковых мест для этой нации. 

– Действительно – странно. По идее, в тот же Бобруйск или Пинск чартеры должны из Тель-Авива летать!

Геннадий Левшин:

– Вопрос: а Бобруйску это надо? Давайте вдумаемся: кому нужны туристы в Бобруйске? Чиновникам это абсолютно не надо, от туристов только хлопоты. Беда в том, что государству туристы не нужны, и частники тут ничего не решают.

Галина Потаева:

– Очень важный вопрос поднят относительно нехватки гостиниц в провинции. В Бресте две гостиницы – «Эрмитаж» и «Веста». Остальные – советский уровень. В Гродно две гостиницы – «Семашко» и «Кронон Парк». Что это такое – две гостиницы на такие города?! В регионе Мир – Несвиж тоже могли бы уже появиться нормальные отели. Мы делаем пятидневный тур по Беларуси, туристы ночуют в гостинице, которая расположена в Несвижском замке. Место потрясающее, впечатления непередаваемые – когда замок уже закрыт и ты гуляешь по двору… Но этой небольшой гостиницы мало. Я уверена, если бы построить хорошую, стильную гостиницу в том «кусте», она была бы заполнена туристами. Причем мы пытались сами взяться за дело. У нашей фирмы был бизнес-план. В Несвиже есть законсервированное недостроенное гостиничное здание, напротив костела. Мы хотели взять кредит и достроить гостиницу. Оказалось, что пробиться через бюрократические препоны невозможно. Мы не смогли выкупить здание, чтобы его достроить!

– Коллеги, давайте все-таки подведем итоги. Еще раз: что дал чемпионат белорусскому туризму и турбизнесу и на какие основные векторы нужно опираться, чтобы в дальнейшем строить въездной туризм?

Геннадий Левшин:

– Нужный эффект для привлечения туристов в страну после ЧМ есть. Но долгосрочность его вызывает сомнения. Чемпионат останется лишь приятным воспоминанием, если ничего не будет сделано для поддержания той атмосферы, в которой были иностранцы на ЧМ. Ведь будем говорить откровенно: болельщики оказались не в той атмосфере, в которой мы живем обычно, день за днем. Виз нет, милиция гостеприимна, все улыбаются. Нам, профессионалам турбизнеса, хотелось бы продолжения праздника. А государство должно усвоить, что турист приезжает в комфортную страну. Не обязательно наличие большого количества достопримечательностей. Если мы сделаем комфортной страну для себя, то к нам и гости будут приезжать.

Галина Потаева:

– Я согласна с тем, что положительный эффект от ЧМ есть. Количество туристов увеличилось. Они повезли домой свои хорошие впечатления. А самые лучшие рекомендации при выборе поездки – это «сарафанное радио». С точки зрения видов туризма наиболее перспективны для Беларуси, на мой взгляд, познавательный туризм и широко понимаемый деловой туризм, в том числе инсентив, mice. Боюсь, что визовый вопрос вряд ли решится в ближайшее время. Но, может быть, подойти к вопросу избирательно. Например, сделать бесплатными визы для деловых туристов. Или хотя бы вернуться к тому, что было, ведь когда-то бизнес-виза стоила 60 долларов, а туристическая – 30.

Елена Брок:

– Очень надеемся, что представление иностранных туристов о Беларуси поменялось. Все-таки у нас побывали представители 46 стран! Хочется верить, что они донесут до своих соотечественников, что у нас все по-другому, не так мрачно, как, может быть, многие привыкли думать. Еще один важный итог: у белорусского турбизнеса в целом и у нашей компании в частности появился колоссальный опыт, мы уже готовы обслуживать мероприятия такого уровня. А все, что касается гостиниц, общепита, туристической инфраструктуры – их нужно отдавать в частные руки и не мешать бизнесменам работать.

Игорь Чергинец:

– Наверное, назрела уже пора свести воедино все проблемы, которые мешают развиваться въездному туризму, и добиться упрощения формальностей, связанных с пребыванием туристов в Беларуси. Исследовать вопрос по всем этапам: транспорт, аэро­порт, виза, страховка, регистрация, отели, рестораны и так далее. Активнее изучить международный опыт. Например, в тех же Эмиратах электронная виза. Исследовать все проблемы буквально под микроскопом и подготовить список. Но нельзя забывать и о наших сильных сторонах, которые, если решить все формальные вопросы, могут дать нам хорошие туристические потоки. Хоть все и критикуют, что у нас много спортивных площадок, но они уже есть, их можно использовать. В целом, чем больше будет таких великолепных мероприятий, как прошедший чемпионат, тем больше туристов будет к нам возвращаться. Огромная роль государства в решении всех вопросов очевидна. Частники быстро приспосабливаются к меняющимся условиям. А государство надо подталкивать к тому, чтобы ключевые барьеры убирались. Я думаю, все это возможно. Это в первую очередь задача, которая стоит перед Министерством спорта и туризма.

Александр Ванюков:

– Кратковременный эффект от ЧМ безусловен. Но, видимо, нужно постоянно проводить мероприятия подобного рода, чтобы поддерживать интерес к стране. В таком случае вполне возможно, что чиновники поймут значимость туризма и какие-то барьеры будут сниматься. На мой взгляд, основной эффект от прошедшего чемпионата – это опыт, который появился у турбизнеса, профессиональное становление операторов и объектов инфраструктуры. Безусловно, мы не та страна, которая может 7–14 дней принимать туристов. 2–3 дня – оптимальный вариант для нас. Многие европейские городишки, в которых проживает по пять тысяч населения, за год принимают миллионы туристов – транзитом, без ночлега. И при этом имеют хорошую кассу. Возможно, те 2–3 дня, которые транзитные туристы проведут тут, у нас, также дадут нам кассу.

Татьяна Белоусова:

– Я аналогично вижу перспективы развития инкаминга в нашей стране. Наш отель, безусловно, будет заниматься развитием делового туризма в Беларуси. Но главный фактор, который влияет на все векторы, – это, конечно, гостеприимство. В стране должно поменяться отношение к туризму как к способу зарабатывания денег. Из этого вытекают все бизнес-процессы, строительство инфраструктуры и многое другое. Необходимо, чтобы туризм стал настоящим бизнесом для нашей страны. Чтобы отношение к нему было как к важной экспортной части экономики.

– Спасибо всем за участие в этом обсуждении. Кто-то настроен более оптимистично, кто-то – менее. В любом случае разговор был конструктивным, и свой вклад в формирование общественного мнения по поводу важности туризма для Беларуси мы постарались внести. Хочется надеяться, что государственные чиновники также сделают выводы из проведенного чемпионата и какая-то либерализация в визовых вопросах, вопросах гостеприимства и общей атмосферы в стране возможна.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах