02.06.2014

 - Газета

Автор: Сергей ЦЫКУНОВ


КУЛЕВЧАНСКИЕ СВЯТЫНИ

Стрелки часов показывали начало седьмого утра, и уже было понятно, что день предстоит очень жаркий и душный. Так было и предыдущие два дня, когда мы приехали в курортный городок Затока Одесской области.

30-градусная жара в июле – августе в причерноморских степях Бессарабии – явление привычное. Вот и сейчас под лучами восходящего солнца на небе быстро растворялись легкие утренние облака, прозрачный воздух заметно утрачивал свою ночную свежесть и, казалось, уже начинал дрожать перед предстоящим дневным испытанием. Дыхания моря здесь не ощущается, до побережья было примерно километров 25–30. Дорожный знак указывал, что мы достигли конечного пункта нашего путешествия – поселка Кулевча. Путь от Затоки сюда в раннее время по пустым дорогам занял немногим более часа. Еще с автотрассы среди строений и деревьев деревни заметили блеснувшие на солнце золотистые маковки местного Свято-Никольского храма, на которые можно было ориентироваться, не прибегая к посторонней помощи. К тому же планировка достаточно крупного поселка оказалась удобной и понятной: он был разбит на несколько квадратиков перпендикулярно пересекающимися прямыми дорогами. Несколько поворотов на перекрестках, и мы оказались у храма.

Несмотря на ранний час, около храма и прилегающей к нему улице было достаточно оживленно. Небольшая автостоянка была полностью занята автобусами и машинами, возле которых деловито суетились их пассажиры и водители. Выяснилось, что в основном они прибыли сюда вчера к вечерней службе, здесь же и переночевали – кто в автобусе, кто в паломнической гостинице или у местных жителей, а кто на зеленой траве под открытым небом. Обочины улицы и небольшие, прилегающие к домам пятачки земли постепенно заполнялись вновь прибывающими автомашинами и автобусами. Мы удачно припарковались близко к храму. Минут через двадцать-тридцать спустя пришлось бы искать парковку за добрую сотню метров отсюда. Наш белорусский номерной знак скромно смотрелся на фоне многочисленных автобусов и автомобилей с украинскими и молдавскими номерами, и их прибывало все больше. Вот прибыла легковушка с российским номером, а на перекрестке высаживал пассажиров автобус из Румынии. Чем же вызвано такое повышенное внимание к этому, казалось бы, обыкновенному деревенскому храму, каких в глубинке имеются сотни и тысячи?

Именно здесь Богу было угодно явить одно очень примечательное христианское Чудо, именно Чудо с большой буквы, увидеть которое и поклониться которому стекаются люди со всех концов света, преодолевая порой тысячи километров, границы и таможни, плохие дороги, жару и холод, бытовые и многие другие неудобства. И это Чудо стоит того.

Вот и нам удалось преодолеть 900 километров пути и тоже оказаться здесь. До начала литургии примерно полтора часа, есть время осмотреться. Пройти на территорию храма можно через небольшой тенистый скверик, где за небольшими переносными столиками расположились местные жители, предлагающие свежие молочные продукты, овощи, фрукты, чай и булочки и много всякой всячины. Доходы с паломников являются неплохим подспорьем для многих семей, поэтому торгуют кто чем может. Заметно, что многие в поселке живут без особого достатка, но дома, небольшие сады, огороды досмотрены и аккуратны. С левой стороны от входа во дворик храма нас встретил поклонный крест с распятием Христа, укрытый изя­щным навесом. История его установки оказалась очень поучительной, о чем расскажу чуть ниже. На территории храма были открыты церковные лавки, где можно было подать записочки, приобрести свечи, иконки, домашние хлебцы, памятные сувениры, внести пожертвования. Расчет можно производить гривной, евро, долларом или российским рублем, по курсу. Храму в Кулевче около 150 лет. Сам поселок и храм были построены в середине XVIII века болгарами-переселенцами, спасавшимися от турецкого ига. Государственная принадлежность поселка за время его существования неоднократно менялась, но богослужения в храме никогда не прерывались, хотя в округе все храмы постоянно разорялись и закрывались. Но это место Господь хранил.

Доступ в храм был еще закрыт, послушники деловито вели приготовления к предстоящей службе, заносились вазы со свежими цветами. Десятка четыре человек стояли на крыльце у главных дверей и покорно ждали разрешения на вход. К большой радости, такого разрешения не пришлось долго ждать: тяжелая створка дверей приоткрылась, и разрешающий жест женщины в подряснике открыл путь. До этого неорганизованное перемещение людей по двору вдруг приобрело единую целенаправленность: плотно, но не напирая друг на друга, все стали всасываться внутрь храма. Оставалось только подчиниться этой всасывающей силе, и через несколько мгновений оказались перед чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери, основной целью нашего паломничества. Некоторые знания о ней ранее мы получили из небольшого репортажа по телевидению, и вот Промысел Божий позволил нам увидеть все своими глазами.

Посмотреть, удивиться, с трепетом и благоговением поклониться действительно было Кому. Большой образ Пресвятой Богородицы, помещенный в стеклянный киот, был обрамлен иссохшими листьями и стеблями лилий, которые во множестве были покрыты живыми белыми луковичками – зародышами будущих цветов. Об этом стоит рассказать более подробно. Дело в том, что раз в год, в пасхальную пятницу, свежесрезанные стебли лилий после освящения закладываются в киот, нижние части стеблей засыхают, а верхние части, не имея корней и никакого доступа влаги, продолжают расти, бурно заполняют зеленью и бутонами цветов весь киот, образуя венок вокруг лика Богородицы, иногда полностью скрывая под собой Богомладенца. Обязательно, невзирая на ежегодное изменение праздника по календарю, эти бутоны лилий расцветают ко дню Святой Троицы. После цветения эти ростки усыхают, но на ранее высохших нижних частях опять появляются белые луковички с небольшими зелеными росточками, которые не усыхают и в таком живом виде терпеливо дожидаются очередной пасхальной пятницы, когда киот вскрывают и их полностью раздают всем желающим. Опять закладываются свежие цветы, и это повторяется уже более 10 лет. Этой необычностью и неповторимостью, своими чудотворениями стала широко известна местная икона Божией Матери.

Еще очевидцы рассказывали, да и сам местный священник на проповеди подтвердил, что на стекле киота этой иконы возле глаз Богородицы иногда появляются капельки росы, как будто она дышит и плачет. Когда эту росу попробовали, то она оказалась соленой и очень жгучей, так что язык занемел от нескольких часов до двух дней.

Возле Казанской иконы Божией Матери находится распятие Голгофы. Такие фоторепродукции распятия находятся практически во всех православных храмах. Но здесь тело Христа полностью мироточит. Миро истекает обильно, несколькими ручейками, но на пол не капает, как бы застывает на конце струи и испаряется. Приложиться можно к стопам Спасителя, покрытого прозрачным пластиком. Прикасаться к миро не благословляется. Кто успел самовольно это сделать, совершил грех, обязательно должен принести покаяние.

В храме имеются настенные росписи икон мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Варвары, Екатерины и других святых, которые периодически, всего лишь несколько часов или дней в году, из стен могут источать миро.

Еще одной святыней является Касперская икона Божией Матери. Находится она в алтаре, выносится на поклонение по окончании литургии и для совершения молебнов. Тоже мироточит, но это миро выделяет неизъяснимое благоухание. Священник перед каждым приоткрывает дверцу киота, дает возможность вдохнуть в себя этот неземной аромат, с верою и надеждою попросить Божественной помощи для себя и своих близких. Когда-то эта икона находилась в доме местного священника, где она неожиданно замироточила. По благословению архиерея была занесена в храм. Кусочки ваты с благоуханным миро в целлофановых пакетиках раздаются паломникам.

Есть здесь еще одна мироточивая икона – Иверская икона Божией Матери. Но чудо мироточения произошло не в храме, а в доме местной жительницы. После смерти матери она случайно обратила внимание, что на лике простой семейной иконы появились какие-то влажные пятна. Попытка стереть их показала, что они имеют красный цвет, нечто похожее на кровь. При этом кровавые пятна на изображении лика проявились на том же месте, что и у оригинальной чудотворной иконы, когда ее в IX веке ударили мечом. Восприняв это как добрый знак свыше, икону решили передать в храм. Особо кровоточит икона в Великие праздники.

Много чудес и исцелений произошло здесь. В храме имеется книга, каждый желающий может с ней ознакомиться. В ней (уже не один том) содержатся записи тысяч людей, с адресами и телефонами, рассказывающих и удостоверяющих факты Божественной помощи, полученной ими по молитвам у святынь этого храма.

То, что здесь какое-то особенное место, можно подчеркнуть еще одним интересным фактом – историей воздвижения поклонного креста во дворе храма. Одному монаху из Киева было откровение от Богородицы, чтобы он воздвигнул четыре креста с четырех сторон Украины. Были ему указаны места, где они должны быть установлены. Но он почему-то засомневался в Божественности данного откровения и решил посоветоваться. Монах побывал у разных старцев, к одному из них ездил даже на Урал. Но все старцы, которые не могли сговориться, дали один ответ: «Сделай это великое дело». Нашлись спонсоры, были изготовлены поклонные кресты, которые воздвиг­лись в течение полугода по четырем сторонам Украины: в Чернобыле, где произошла авария на АЭС, Старом Почаеве, около общеизвестной Почаевской Лавры, под Харьковом, на месте крушения поезда императора Александра III, где погибли и травмировались десятки людей, а император с семьей чудесным образом уцелел, и Кулевче, где был установлен на престольный праздник 19 декабря 2007 года. Крест был изготовлен из мореного дуба, пролежавшего на дне Днепра более 1300 лет, распятие – из современного материала. Под каждый крест было положено по кирпичу, взятому из разрушенного храма, стоявшего на месте катастрофы поезда, и меловой глыбе из келий Святогорской Лавры.

Почему на этот маленький храм излилось столько благодати – без сомнения, на то воля Господа. Но пришлось услышать и другое мнение. По этому поводу не смог удержаться от размышлений. Часть местных жителей, в том числе и местные баптисты, считают, что все ложно, подстроено и подкуплено. Скептики найдутся всегда. Все мы можем заблуждаться, иметь какое-то свое мнение. Но разве злословить и вносить раздор – это лучшее? Не зря много усилий и средств прилагалось местным настоятелем к проведению научных исследований кулевчанских чудес, в итоге они подтвердили их нерукотворность. К сожалению, неприязненной позиции придерживается и некоторая часть священников епархии, не благословляя своих прихожан для паломничества в Кулевчу, утверждая, что здесь нет благодати, нечего гоняться за чудесами, это вредно, неизвестно, от кого они происходят, а Господь во всех храмах один и тот же. Что ж, это знакомо: во время земной жизни Христа тоже хулили за совершаемые чудеса, говорили, что в нем бес. Нужно согласиться, что Господь везде один и тот же, но тогда почему в Кулевчанском храме нет благодати? В то же время, если не жить полноценной духовной жизнью, гонка за чудесами действительно может оказаться пагубной.

…Двор храма постепенно пустел, паломники разъезжались, улицы и стоянка освобождались от автобусов и машин. Совсем скоро сюда приедут другие. Передохнув и отобедав в трапезной, засобирались в дорогу и мы. Подойдя к машине, пережили свое маленькое, но настоящее чудо. Оказывается, утром забыли закрыть оконные стекла, и все 7 часов, которые мы отсутствовали, в свободном доступе лежали наши одежда, деньги, документы, из которых ничего не пропало. Никто не поддался соблазну протянуть руку и очень просто завладеть ими. Пока мы, беспечные паломники, молились в храме, небесные покровители незримо охраняли наши вещи…


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах