24.07.2014

 - Газета

Автор: Беседовала Надежда СУСЛОВА


Лариса Петровская: «Событийный туризм помогает улучшить имидж страны в целом и повышает статус отдельных регионов»

Летние месяцы в Беларуси плотно заполнены самыми разнообразными событиями – только успевай ездить. На одни и те же выходные порой приходится по несколько локальных фестивалей и праздников на самый разный вкус – здесь и гастрономические фестивали, и музыкальные импрэзы, и исторические реконструкции… Некоторые локальные «фесты» собирают сотню-другую гостей, а на отдельные праздники собираются десятки, если не сотни тысяч. К таким глобальным праздникам относится, например, «Славянский базар» в Витебске, который завершился на прошлой неделе. Событие такого масштаба волей-неволей «втягивает» в свою орбиту жителей города, гостей, туристов. Не остаются в стороне и представители турбизнеса. По поводу развития в стране событийного туризма мы беседуем с руководителем витебской туристической компании «Илва» Ларисой Петровской.

– Лариса Михайловна, когда фирма избрала своим приоритетом въездной и событийный туризм?

– Начнем с того, что «Илва» была создана в 1992 году. И сегодня наша фирма является одной из старейших в Беларуси. За это время «Илва» накопила не только огромный опыт, но и многочисленные свидетельства признания: трижды становилась победителем в городском и областном конкурсах в номинации  «Лучший предприниматель в сфере туризма», дипломантами и лауреатами конкурса «Познай Беларусь». В 2012 году мне было присвоено звание «Человек года Витебщины». В нашем активе есть диплом  МСиТ «За развитие въездного и внутреннего туризма». Разумеется, в те годы, когда появилась наша фирма, мы, как и многие другие, занимались коммерческим туризмом. Но через какое-то время стали заниматься и программами обмена, отправляли молодежь в Германию, Чехию и другие страны. А лет 10 назад начали  активно предлагать Беларусь, экскурсионные туры в нашу страну. Выезжали на туристические выставки в Россию, сначала в Москву. И процесс пошел. Сегодня в общем объеме деятельности нашей фирмы объем въездного туризма в 2–2,5 раза превышает объем туризма выездного. В настоящее время мы выезжаем на выставки не только в Москву, но и на региональные туристические форумы, к примеру, в Краснодар, Екатеринбург, Казань. На следующий год собираемся посетить выставку в Алма-Ате. Предлагаем своим партнерам и жителям этих городов программы познавательного и культурного туризма.

– Каким образом  большое количество событий, проходящих в Витебске, влияет на деятельность и политику фирмы?

– Самым непосредственным. Возьмем хотя бы «Славянский базар». Если так можно выразиться, он открыл окно в город Витебск множеству людей. Да и сам город очень изменился за последние 5–7 лет, стал еще более привлекательным. У нас появилась красивая набережная со всей необходимой инфраструктурой. По созданной пешеходной зоне можно гулять 2–3 часа свободно: заходить в кафе, сидеть на скамеечках…Ни в одном городе Беларуси такого променада нет. Туристы получают удовольствие, наблюдая красивые картинки, и это немаловажно. Возможно, кому-то из жителей города не нравится шум и большое количество народа, но в последнее время, после того, как во время фестиваля запретили распивать спиртные напитки, заметно поубавилось  число развязных участников праздника, да и город стал гораздо чище. Мне, например, атмосфера фестиваля очень нравится – это практически карнавал. Всегда хожу посмотреть на картины художников и посещаю Город ремесленников. Витебск как туристический город вошел в моду еще и после того, как здесь провели пятый корпоративный фестиваль Газпрома. Наша компания выиграла тендер по обслуживанию этого корпоратива, в котором приняли участие свыше 2000 человек. Если посмотреть на гостей, приезжающих на праздники и фестивали, с другой стороны, то они являются туристами в полном смысле этого слова: размещаются в гостиницах, питаются, пользуются транспортом, посещают экскурсии. Таким образом, все околотуристические отрасли получают прибыль. Туристы оставляют в Беларуси средства, валюту. Получается, что событийный туризм не только помогает улучшить имидж страны, но  и положительно влияет на экономическую составляющую.

– Какие именно события являются наиболее востребованными  и привлекают  туристов?

– В последнее время туристов стали интересовать не только крупные фестивали, но и локальные. И мы помогаем им сориентироваться. К примеру, многих интересуют такие праздники, как «Дожинки» или Дни письменности. В Беларусь приезжают туристы в связи с календарными датами, например встречать Новый год. Интересны и региональные события: «Рубон» в Полоцке, Вишневый фестиваль в Глубоком. 19 июля, когда в Глубоком проходил этот фестиваль, мы привезли туда группу из Санкт-Петербурга. И туристы остались очень довольны, потому что пребывание в Глубоком стало приятным дополнением экскурсионного маршрута Витебск – Полоцк. Мы заметили, что все, что происходит в нашей глубинке, волнует и поражает туристов, особенно, если они приезжают из крупных городов. Приходилось не раз слышать: «Мы у себя так устаем от шума и большого количества людей, что нам очень приятно побывать в вашей провинции!» И мы, разумеется, этот фактор учитываем. Например, в небольшом поселке Шумилино есть очень хороший Дом ремесел, куда мы всегда привозим туристов, чтобы они поучаствовали в мастер-классе по приготовлению блюд национальной кухни. Мастер-классы по валянию из шерсти проводим в Здравнево. И эти аттракции пользуются большим спросом. 

- Туристы из каких стран – наиболее частые посетители Витебщины и клиенты компании?

- На первом месте – туристы из России, причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из российской глубинки. Затем следуют туристы из Казахстана и Латвии. Приезжают и индивидуалы из Польши, Германии, Франции. Когда осуществлялся проект «Панорама Двина – Даугава», было много групп из Швеции. Недавно наша фирма принимала большую группу туроператоров из Нидерландов. Их очень интересовали наши культурные и познавательные программы. Мы показали им Витебск, музей Шагала,  свозили в Полоцк, Глубокое и Мосар. Надеемся, что после этого рекламного тура, вырастет количество туристов из Нидерландов.

- Какие экскурсии туристы предпочитают? Какие пожелания они высказывают?

- Когда мы только начали ездить в Москву на туристические выставки, то спрашивали посетителей и партнеров: что они знают о Беларуси и ее достопримечательностях. Оказалось, большинство слышали про Минск, Брест, Хатынь, Беловежскую пущу и «Славянский базар». На этом познания ограничивались. Мы стали активно образовывать своих партнеров: провели десяток рекламных туров, в ходе которых показывали Витебск, Полоцк и Глубокое. Разумеется, мы хотели продвигать именно свой регион. Что касается туристических предпочтений, то они хотят увидеть, как можно больше, раз уж приехали в Беларусь. Поэтому наиболее востребованными являются комбинированные туры, к примеру, Гродно-Минск-Витебск. Это, в основном, относится к сборным группам. А корпоративные группы предпочитают какой-то один регион. Зачастую наши партнеры из России просят что-то изменить или добавить в программы, и мы охотно идем им навстречу. Если планируем что-то изменить в маршрутах, то садимся в автобус своим коллективом и едем посмотреть, насколько эти объекты интересны. Всего предлагаем 15 экскурсионных программ.

- Что предпочтительнее – обслуживать гостей фестивалей и пр. или самим создавать события?

- Обслуживать гостей различных праздников – дело очень ответственное. Но наша фирма на этом не останавливается, мы пошли дальше, и теперь с гордостью можем назвать «Илву» организатором и творцом собственных событий. У нас подготовлено девять различных анимационных программ для гостей Витебска. Одна из наиболее популярных – анимация во дворе музея Шагала: там читают стихи художника (для многих является открытием, что Шагал писал стихи!), играет скрипка, можно научиться еврейским танцам. Есть анимация с участием княгини Ольги. Во время «Славянского базара» проводим собственный фестиваль для детей «Радуга над Витебском». В нынешнем году он состоялся уже в пятый раз. Около 600 детей выступали на многочисленных концертных площадках города. В десятый раз провели собственный плэнер для художников. Совместно с музеем в Здравнево осуществляем проект «Скарбница», к примеру, в рамках этого проекта проводим анимацию «Ожившие картины». Традиционным стал международный хоровой фестиваль, который проходит в январе. Три года назад мы открыли собственный турсалон, оснащенный по последнему слову техники.  Туристам показываем авторский фильм о Витебске и спектакль в «исполнении» Батлейки. Раздаем различные карты, брошюры, буклеты, которыми нас снабжает Нацагентство по туризму. Кроме того, при офисе открыли небольшой туристско-информационный центр.

- Что вы думаете насчет развития событийного туризма в Беларуси в глобальном смысле? Не превращаются ли наши праздники  и фестивали в нечто однотипное: ремесленники – фольклор – шашлыки и пр.?

- А что мы видим за границей? Приезжаем в Баварию на Октобофэст: пиво, колбаски, песни. В принципе, тоже самое и у нас. Нужно ли что-то изобретать? Людям нужен и такой отдых. По моему мнению, для того, чтобы у нас в стране развивался событийный туризм, нужно, как минимум, знать о предстоящих событиях примерно за год. Информация об этих событиях должна быть полной и всеобъемлющей, плюс хороший видеоряд – фотографии, видео. Чтобы и турфирмы заинтересовались, и туристы знали, зачем они поедут на тот или иной праздник. Событийный туризм – дело очень интересное и находит своих потребителей. Важно еще знать – какой аудитории и какие события предлагать. И тогда можно прогнозировать событийному туризму в нашей стране светлое будущее и отличные перспективы.

- Спасибо за беседу.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах