23.09.2014

 - Газета

Памяти главы компании «Ростинг» Михаила Капцевича

16 сентября не стало Миши Капцевича. Ему было всего 39. Как говорится, еще бы жить и жить. Он жил стремительно. Много успел. Большая семья, трое детей, бурно развивающийся бизнес… И вот Миши больше нет. Мы запомним его таким: энергичным, деятельным, прогрессивным, находящимся в постоянном поиске – новых направлений, новых технологий. Его взгляд на туризм, на пути развития этого бизнеса всегда был оригинальным. Михаил не очень любил давать интервью и всегда честно об этом говорил. При этом для журналистов Михаил Капцевич не был закрытой персоной. Его можно было поймать на рабочем месте, он был доступен и по мобильному телефону. Я и мои коллеги не раз звонили ему по «болгарским» вопросам, выспрашивали про особенности горнолыжного отдыха в Банско, интересовались маркетингом в туризме, просили комментарий о скидках и о многом другом. Сегодня мы собрали небольшую подборку из разных интервью Михаила Капцевича, опубликованных в газете «Туризм и отдых» и на портале TIO.BY. 

О кризисе и белорусском туристическом бизнесе

«У нас ситуации немного мягче, чем в России. Идет «скидочная» война, но она скорее партизанская».

«Дурные» скидки и сумасшедшая погоня за клиентом подрывают рынок. Скидки не укрепляют ни позиции агентства на рынке, ни сам рынок. Причем нужно иметь в виду, что существует два вида демпинга: операторский и агентский. Оператору можно продавать «в ноль», чтобы увеличить объемы или по другим причинам. То, что крупные операторы постоянно демпингуют, – полная ерунда. Какое-то время они могут демпинговать, но дальше уменьшается запас прочности, а когда появляются и растут долги, никто не будет работать в убыток».

«Один зарабатывает больше в этом сезоне, другой – в следующем. К примеру, говорят: в прошлом году оператор такой-то демпинговал в таком-то месяце. А я считаю, что он не демпинговал. Просто когда в этом месяце все продавали дешево, этот оператор продавал дорого, зато в следующем месяце этот же оператор продавал дешевле. Возьмем летний сезон. Июнь всегда продается хорошо. Кто-то поставит больше наценку в июне – и заработает, а в июле снизит цену за счет дополнительно заработанных денег, чтобы все продать. Вот и вся разница. У каждого разные принципы и подходы к ценообразованию. Каждый по-своему видит, где он может заработать, а где – потерять. Кто-то дает больше наценку и размещает всюду рекламу, а кто-то ставит среднюю или минимальную наценку и не рекламируется вообще. Если кто-то делает слишком большую наценку, а потом с помощью рекламы пытается дорого продать, то он неизбежно потеряет. Кто-то видит, что на дворе кризис, и довольствуется малым, работая без сверхприбыли. А кто-то хочет получить сверхприбыль и в кризис».

«Никакого демпинга нет, просто у каждого оператора на определенном этапе своя ценовая политика. Кто-то, когда все продают дешево, продает дорого. Кто-то считает, что он не может не заработать 100 долларов с туриста, а кто-то готов заработать 10, но сделать объем. В любом случае это риск. А наши операторы боятся рисковать и хотят, чтобы все было на 100% в порядке. Ну, тогда всем надо записаться в агенты, хотя и здесь не все так однозначно».

«Кто-то решает уйти в агенты, потому что это спокойный бизнес. С другой стороны, оператор может в любой момент снизить комиссию. Сначала было, например, 15%, а через год собираются туроператоры и решают, что уполномоченным – 10%, остальным – 8%. Когда операторы откроют собственные офисы продаж, может получиться так, что уполномоченные агентства станут работать на общих основаниях, если вообще останутся. И что будут делать те, кто переквалифицировался? Уйти из туроператорства легко, вернуться тяжело. Если ты потерял позицию на рынке, ее вернуть практически невозможно: чтобы восстановить утраченные связи, нужны годы».

«В Беларуси рынок устоявшийся и клиент – консервативный, но это не значит, что демпинговые войны нам не грозят. Приходят новые туроператоры, которые тоже хотят захватить рынок. И то, что пока мы не наблюдаем активных действий, ничего не значит: все еще впереди. К тому же у нас все демпинговые скандалы заканчиваются одинаково: пошушукались между собой шепотом о том, что оператор Х демпингует и разошлись. Прямо и откровенно туроператору никто не может сказать о демпинге. Неизвестно почему. Это такой белорусский ментальный подход, что ли».

«Так что так называемый демпинг оператора – это чистой воды экономика. Вся разница – в стратегии и в возможностях. Разные операторы ставят перед собой разные задачи и по-разному их решают. Демпинга не существует в долгосрочной перспективе, да и в краткосрочной перспективе это не демпинг, а ценовая политика».

О рекламе

«С каждым годом бумажные носители уступают онлайну – это общая тенденция. Впрочем, это не означает, что реклама в газетах и журналах – вчерашний день. Я не могу сказать, что мы кардинально уходим от бумажных носителей. Мы постоянно оцениваем эффективность. Если эффективность какого-то вида рекламы падает, а цены растут, мы принимаем решение об отказе от данного вида рекламы. Если растет и эффективность, и цена, мы рассматриваем вопрос о целесообразности размещения рекламы более детально. Важно оптимальное сочетание цены и эффективности. Отказаться от рекламы в печатных СМИ легко, но на этом можно и потерять».

«Кстати, из всех видов рекламы самый действенный – это все-таки «сарафанное радио». Правда, оно действует лишь в том случае, если фирма крупная, работает на рынке уже много лет и через нее прошло много клиентов, которые рады поделиться информацией об отлично организованном отдыхе со своими друзьями и знакомыми. А для молодых, новых на рынке фирм этот ресурс, увы, недоступен».

О любви

«С любимым человеком всюду хорошо! Куда бы ни поехал – все будет просто прекрасно! Что же касается того, где я хотел бы провести этот день (14 февраля – ред.), то, увы, работы столько, что никуда вырваться мы не сможем. Тут не только на путешествия, нет времени даже просто помечтать! Конечно, хочется тепла, особенно после того, как высунешь нос на улицу! Но вот куда именно? На Мальдивы точно не поеду – там сейчас государственный переворот! А вот на Сейшелы, пожалуй. Тем более что я там еще не был!»

Редакция газеты «Туризм и отдых» и портала Tio.by глубоко скорбят в связи со смертью Михаила Капцевича и выражают искренние соболезнования семье и близким Михаила.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах