28.07.2014

 - Газета

Автор: Екатерина ГУСЕВА, фото автора


Ретро-­Мото – это что­-то!

В минувшую субботу в центре экологического туризма «Станьково» состоялся II Международный ретромотофестиваль «Кола часу 2014». Он собрал более сотни старинных мотоциклов из девяти стран мира.

Вообще, фестивалями белорусов уже не удивишь: рыцарские, музыкальные, посвященные различным праздникам, по разным городам и весям они проходят все лето напролет. Но «Кола часу» в этом потоке выделяется. Во-первых, потому, что фест собирает людей, знающих о предмете своего увлечения – мотоциклах – практически все. Ведь найти и отреставрировать старинный агрегат – это вам не поле перейти. А во-вторых, потому, что скучно здесь по определению не бывает. Есть в мотоциклах особая свободолюбивая стать, привлекающая и детей, и взрослых: можно часами любоваться изяществом линий и смотреть, как солнце дробится в зеркалах и ласкает металлические бока этих чудо-механизмов…

Военный мотоцикл и коллекция братьев Парникель

Мой пятилетний сын Ярослав «прилип» к зеленому военному мотоциклу с коляской. Еще бы, ведь внутри оказалось так много всего интересного: каски, шлемы и даже настоящая военная фуражка. Ко всему прочему хозяин мотоцикла поднял Ярика на сидение, чем тут же снискал огромную «пацанячую» любовь и привязанность.

Подхожу, знакомлюсь. Иван Федоров – кадровый военный. 24 года отдал армии, теперь работает замдиректора фирмы. Военные головные уборы и военные же агрегаты – его хобби. В частности, этот конкретный мотоцикл был куплен на базе бронетанковой техники под Могилевом. Затем отреставрирован. Сейчас Иван на нем ездит в основном на дачу – по бездорожью, по лесам и полям.

– Это мотоцикл 1984 года. Во время Великой Отечественной войны по немецкому образцу в наши танковые части поставлялись вот такие агрегаты типа М-72. Ну а потом после войны они понемногу модернизировались, – рассказывает о своем «питомце» Иван Федоров. – Этот мотоцикл сделан на Киевском заводе специально для военных. Для сопровождения танков, для разведывательной деятельности, для связи между частями и соединениями. Экипаж – три человека, вооружение – пулемет, гранатомет.

Кстати, такого рода байк (повышенной проходимости) на фесте оказался единственным. Увидеть их в качестве музейных экспонатов можно еще на Линии Сталина. 

Чуть ближе к входу расположились самые старые мотоциклы, представленные на празднике, изящные, похожие на стрекоз, с вытертыми боками… Это коллекция братьев Григория и Дмитрия Парникель.

– Мотоциклы в нашей семье были всегда. Сначала у отца, потом – у нас с братом. Сейчас их 50–60. Здесь – всего несколько экземпляров, больше не поместилось в машину, – улыбается Дмитрий, видя, как мой Ярослав пытается вскарабкаться на один из экспонатов.

– Что вы с ними делаете? Ездите на них? – задаю вопрос.

– Почти нет, – это уже подключается Георгий. – Некоторые просто грех заводить лишний раз. Они же старенькие. Проехаться на таком можно разок красиво, для души. А ездить в современном потоке неприятно. То есть мотоцикл перестал быть средством передвижения, а стал игрушкой…

– Расскажите о самом интересном, самом, может быть, любимом из них.

– Что значит «самом любимом»? – обижается Георгий. – Так нельзя говорить. Они все любимые. Какой вас интересует?

– Вон тот, – я выбираю самый старый, на мой взгляд, мотоцикл. Он выкрашен в зеленый «военный» цвет и снабжен треугольным, как будто «велосипедным», сиденьем.

– Это Harley-Davidson 1942 года выпуска, – снова берет слово Дмитрий. – Их американские союзники нам давали как военную помощь. Ездить на нем, кстати, неудобно. У него газ слева, сцепление (тоже слева) переключается ногой. Передачи – опять же слева, но щелкать нужно уже рукой. В общем, все так не по-нашему сделано…  

– Но вы пробовали его «оседлать»?

– Да, конечно. Но такая раздутая легенда этот Harley-Davidson… – Дмитрий машет рукой.

– К сожалению, сейчас почти все старые мотоциклы из страны вывезены, – продолжает тему Георгий. – Практически все наши агрегаты куплены до начала 90-х. Это был период, когда граница оказалась открытой и мотоциклы потоком уходили в Польшу, в Литву, а оттуда уже растекались по всему миру. Мы пережили это смутное время. У нас есть мотоциклы 30–40 годов прошлого века. Восстановленные, собранные из запчастей. Здесь целая философия…

Мотоцикл не для езды, и байкер, объехавший все континенты

Пока разговариваю с братьями Парникель, обнаруживаю, что Яро­слав куда-то испарился. Ищу его глазами и обнаруживаю возле палатки, под сводом которой укрылся очень необычный байк. Спешу туда.

Мотоцикл, привлекший внимание Ярика, низенький, словно прижатый к земле. Выясняется, что это довольно известный и титулованный агрегат The Machine, собранный компанией YURI SHIF CASTOM.

– Этот мотоцикл сделан специально для участия в выставке в 2010 году в Америке. Занял он там первое место в своем классе среди европейских мотоциклов, – рассказывает об удивительной машине сотрудник компании YURI SHIF CASTOM Сергей Ереньков. – Это шоу-байк, то есть о каких-то характеристиках говорить не приходится. Он ездит, заводится, но что-то большее от него требовать… Создан специально для участия в выставках, а не для гонок. Хотя компоновка у него, как у гоночного мотоцикла, все для того, чтобы было минимальное сопротивление.

Неподалеку от The Machine находим легендарного мотопутешественника Владимира Яреца – единственного в мире глухонемого байкера, который объехал все континенты, побывал в Европе, Африке, Азии, Австралии, Америке и может похвастаться пробегом в 840 000 километров!

Байк Владимира, весь увешанный наклейками и флагами, стоит тут же. И какая-то особая национальная гордость берет при виде белорусских номеров: вот и мы не лыком шиты, и у нас есть люди с ветром в крыльях…

Сам же Владимир с удовольствием фотографируется и общается (через сурдопереводчика) со всеми желающими.

«Кола часу» как оно есть

Центральным событием фестиваля стало ретромоторалли «СЯБРЫ». Участие в нем принял 71 байкер. При этом нужно было не просто эффектно проехать трассу, но выполнить несколько почти акробатических трюков. Например, прокатить передним колесом большую металлическую бочку и переставить с одной стойки (к слову, очень узенькой) на другую бутылку с водой.

Для зрителей прошел конкурс Lady-RETRO-Fashion. Принять участие в нем могли барышни, пришедшие в ретрокостюмах.

Кроме того, гости феста развлекались на всевозможных аттракционах – можно было, например, покататься на велосипедах, роликах, миниатюрных лодках, посмотреть кино 5D, проехаться на лошади (верхом или в бричке), слепить из глины сувенир под руководством настоящего гончара.

Безусловным центром притяжения стал автомобиль FORD model T 1924 года выпуска. Всем желающим разрешалось забираться внутрь и делать столько фотографий, сколько душе угодно.

Кстати, отдельная и спонтанная выставка техники получилась на стоянке перед входом на фестиваль. Большинство зрителей приехали на роскошных и мощных современных мотоциклах, многие из которых иначе как произведением искусства не назовешь.

– Наши надежды на то, что второй Международный ретромотофестиваль «Кола часу 2014» соберет порядка сотни участников, оправдались, – подвел итог организатор мероприятия Олег Гапанович. – Сюда приехали люди из девяти европейских стран. Это Беларусь, Литва, Латвия, Россия, Украина, Польша, Чехия и другие.

– А что входит в само понятие «ретромотоцикл»? – подбрасываю вопрос.

– Это понятие достаточно широкое. У нас здесь участвовали мотоциклы, ограниченные 1984 годом выпуска. Самый старый представленный здесь агрегат – 1931 года.

– На ваш взгляд, фестиваль получился?

– Как сказал один участник, планка была поднята даже не в два раза, а в три. Мы понимаем, что были некоторые шероховатости по организационным вопросам, но я надеюсь, что это просто болезнь роста. По настроению участников, по настроению зрителей я вижу, что у нас получилось сделать праздник для людей. Ведь некоторые участники, чтобы попасть сюда, преодолевали по 700, по 900 километров. А президент клуба «Балтик-Ява» из Латвии проехал даже 3000 километров (!), правда, с заездом во все областные центры Беларуси. 

День на фестивале «Кола часу» завершил концерт группы Big Daddy Blues с танцами под грозовыми раскатами и вспышками молний (гроза собиралась целый день и к ночи все-таки собралась). И под звездами.  

Уезжали мы абсолютно счастливые и довольные. А на следующий день Ярик начал откладывать карманные деньги – на мотоцикл. Так что фестиваль таки удался. Однозначно.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах