16.12.2013

 - Газета

Автор: Любовь ГАВРИЛЮК


Что мы знаем о Калининграде?

Выставка под названием «Russia Next Door. Современное искусство из Калининграда» открылась в Музее современного изобразительного искусства. Организатор проекта – Балтийский филиал российского Государственного центра современного искусства, один из шести региональных подразделений ГЦСИ.

Next Door значительно отличается от большинства привозных художественных выставок. Во-первых, зритель с трудом узнает привычный большой зал музея, который совершенно преобразился. Он затемнен, объекты и фотографии расположены и подсвечены необычно, видеоарт проецируется в местах, которые раньше не использовались. Задействованы лестничные пролеты, высокий потолок – в общем, пространство музея переменилось радикальным образом.

Позволю себе отступление, которое поможет прояснить, насколько это решение значимо для восприятия современного искусства.

«Выдающемуся немецкому философу Хайдеггеру принадлежит мысль о том, что «задача архитектора состоит в создании вакуума, поля открытости в повседневном мире, которое позволит увидеть этот мир в его цельности, «несокрытости», между тем как сокрытость мира создается рутиной частной повседневной жизни… В качестве примера Хайдеггер приводит пространство древнегреческого храма, очерченное колоннами и открытое для свободного доступа» (эссе «Исток художественного творения». 1935–1937. Цитируется по книге Б. Гройса «Публичное пространство: от пустоты к парадоксу»).

Позже об этом же говорили философы Поль Вирильо, Жан Нувель – о создании архитектором пустоты, нулевого пространства, обладающего потенциалом для публичности. Так развивалось современное понимание взаимосвязи архитектуры и искусства, и, бывая в новых европейских музеях, наши читатели неоднократно имели возможность в этом убедиться.

Что же мы видим в этом правильно организованном пространстве? Кураторы выставки добились того, чтобы все ее участники предельно точно донесли до зрителя свою тему – определенный сюжет или проблему, характерную для Калининграда. А если это проблема глобальная, то нам предлагается ее решение в контексте города.

Известно, что все местное население – приезжие; до 1945 года Калининград был Кенигсбергом, и ничего российского здесь быть не могло. Юрий Васильев в проекте «Нарцисс» дает слово такому герою: тот рассказывает о своей судьбе, пытаясь определить то, что называется «идентификацией». Идея в том, что таких историй может быть очень много – все горожане где-то жили раньше, все оказались на новом месте, начали отсчет другой жизни.

Фантомные прусские «Замки» и дворцы на фотографиях Дмитрия Селина – еще одна попытка разобраться в корнях, на сей раз в немецкой культуре той земли, куда приехали бывшие советские граждане. Районные ЖКХ благоустраивают детские площадки псевдомакетами из кирпича, это фантазии на тему средневековых построек. Теперь они вписаны в городскую среду, но в качестве отголоска истории выглядят довольно странно.

Уникальному «Калининградскому зоопарку» посвятил свою серию Михаэль Хаусвольф, а Евгений Паламарчук рассказал и вовсе зловещую историю. О том, как на фундаменте Королевского замка после войны начали строить Дом Советов, но что-то не сложилось; теперь этот Half Kampf заброшен и постепенно превращается в монстра. Видеопроект дополняют бодрые речи немецких вождей, разрывы снарядов и т.д.

Вечная женская тема исследуется группой «Нежные бабы»: в местном термоисточнике всегда «Грязь», и авторы помещают прямо в это месиво девушку в подвенечном платье. Подмена контекста, в общем, известный метод в постмодернизме, поэтому видеосюжет предсказуем: он напоминает долгую битву, причем без правил и какой бы то ни было эстетики. «Женщины ведь всегда борются с грязью. Но это бесполезно, победить грязь невозможно, – поясняет куратор выставки Евгений Уманский. Сам Евгений предложил для проекта серию-наблюдение на еще одну вечную, еврейскую тему: слово «Ханука» вместе со звездой Давида несколько лет назад появилось на многих городских зданиях. Отношение к вопросу в целом и граффити в частности у горожан менялось, что тоже отразилось на стенах: у городских властей не было средств, чтобы убрать надписи, и краска кое-где облезла без всякого вмешательства человека, в одних местах ярче засияла звездочка, в других появилась свастика. Фотограф собрал много таких эпизодов за несколько лет, и стало очевидно, что старые стены как бы поглощают идеологические выпады, а течение времени подчиняет себе все.

Есть в этом проекте и военная тема, без которой немыслим Калининград. И она тоже решена неожиданно. Но все сюжеты раскрывать не будем. Выставка работает до 21 декабря!

P. S. Напрашивается параллель с Минском: а как бы мы рассказали о нашем городе?


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах