16.02.2012

 - Газета

Есть ли будущее у белорусского «бренди-тура»?

Существует ли в Беларуси такой специфический вид туризма, как гастрономический? Насколько перспективно это направление деятельности в стране, где довольно неплохими темпами развивается агротуризм? Возможны ли в Беларуси достойные европейского путешественника маршруты, связанные с нашими питейными традициями? Об этом мы беседуем с председателем правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерией КЛИЦУНОВОЙ.

– Валерия Анатольевна, разработаны ли в Беларуси гастрономические туры?

– Пока они находятся в стадии разработки. Готовых маршрутов на рынке нет. Но, безусловно, у нас богатое наследие, и на этой основе можно делать турпродукт. В этом году уже в пятый раз будет проводиться кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі», причем он выходит на международный уровень, собирает тысячи людей, эксперты приезжают из Италии, Украины, России. Люди едут в Мотоль на фестиваль, потому что это интересно и аналогов на нашем туристическом рынке нет.

Существует ли в Беларуси такой специфический вид туризма, как гастрономический? Насколько перспективно это направление деятельности в стране, где довольно неплохими темпами развивается агротуризм? Возможны ли в Беларуси достойные европейского путешественника маршруты, связанные с нашими питейными традициями? Об этом мы беседуем с председателем правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерией КЛИЦУНОВОЙ.

2010-08-26_9614

– Валерия Анатольевна, разработаны ли в Беларуси гастрономические туры?

– Пока они находятся в стадии разработки. Готовых маршрутов на рынке нет. Но, безусловно, у нас богатое наследие, и на этой основе можно делать турпродукт. В этом году уже в пятый раз будет проводиться кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі», причем он выходит на международный уровень, собирает тысячи людей, эксперты приезжают из Италии, Украины, России. Люди едут в Мотоль на фестиваль, потому что это интересно и аналогов на нашем туристическом рынке нет.

– Проводятся ли кулинарные мастер-классы в усадьбах?

– В Беларуси много активных хозяек усадеб, кулинаров высокого класса. И они любят делиться информацией. Алла Поликарпук (усадьба «На Заречной улице»), Эльвира Полуян («Настенька»), Нина Главацкая («Полесские традиции»), Лариса Ганица («Ганка») – все они могут показать свое искусство. Например, Алла Поликарпук устраивает региональный  фестиваль, куда приглашает туристов и коллег. Обмен опытом начался с одного семинара, на который пригласили Алеся Белого, автора многих книг по белорусской кухне. Его попросили показать, как надо готовить, но Алесь ответил, что он больше теоретик. И все решили, что нужно демонстрировать практический опыт, то есть нужны мастер-классы.

Но опыт экспертов мы тоже используем. У нас их два. Это Алесь Белый – хозяин усадьбы «Мартинова Гусь» в Воложинском районе, и Тадеуш Новогродский, который заведует кафедрой этнологии БГУ, проводит каждый год две недели со студентами в какой-либо деревне. Они собирают рецепты, фиксируют, а мы помогаем издавать книги: «Народная кухня маталян», «Народная кухня Тышкаўцоў», «Кулінарная спадчына Белавежы», «Народная кухня Гервятаў»... В этом году пойдут в экспедицию по Копыльскому району. Почти в каждом районе есть любительские кулинарные клубы, которые собирают традиции местных районов, и они также активно вовлекаются в работу. 

Но, кроме того, есть такое понятие, как table-manner, культура еды. Для Беларуси характерны две черты. Во-первых, «людскасць» – мы любим есть вместе, большой компанией, согласитесь, у нас не принято есть в одиночку. Во-вторых, «прымэс» – это когда гостей по-хорошему заставляют есть, буквально принуждают «частавацца», это наш национальный показатель гостеприимства. Для западных туристов все это в диковинку.

– Что может стать основой гастрономического тура?

– Когда мы думали о гастрономических турах, то поняли, что тут важно знать кухню регионов. Наши экспедиции подготовили нам почву для того, чтобы сформировать тур с учетом конкретных усадеб, конкретных хозяек и особенностей региональной кухни. Если берем север, то это различные клецки. Они похожи на цеппелины, но немного другие. Они могут быть с мясом, грибами, творогом. А на юге таких не делают. Зато в Мотоле сохранилась традиция приготавливать в печи, в горшках глиняных или чугунных, вкусные каши, жарить блинчики с маком, варить разнообразные похлебки. Есть много региональных различий, и на их основе можно делать гастрономические туры.

– Как кулинарная «спадчына» представлена в усадьбах?

– К примеру, Алла Хорень, хозяйка усадьбы «Хорень», может делать чудесные блюда с грибами, прекрасные сычужные сыры. Кроме того, она делает сборы из местных трав и ягод. Алла Поликарпук (усадьба «На Заречной улице») умеет великолепно работать с тестом, поэтому ее пироги просто фантастические. Нина Главацкая («Полесские традиции»)профессионально печет хлеб. Вообще количество блюд белорусской кухни, которые представлены в фирменных меню наших агроусадеб, огромно, а рецепты уникальны!

– Тем не менее, если говорить о кулинарных фестивалях, то, кроме «Мотальскіх прысмакаў», мы, пожалуй, ничего и не знаем...

– Когда-то проводили в Россонском районе фестиваль «Дары леса», поскольку в данном регионе много лесов, которые богаты на грибы, ягоды. В прошлом году в Лепельском районе также прошел небольшой кулинарный фестиваль. Тема кухни обязательно присутствует на всех фольклорных праздниках. Но основное мероприятие – это, конечно, «Мотальскія прысмакі».

– Существуют ли какие-то рейтинги самых популярных у туристов блюд? Что может составить конкуренцию драникам?

– Драники в Беларуси – это блюдо номер один, хотя, говоря откровенно, картошка ведь не так давно появилась на территории Беларуси, так что вряд ли блюда из нее можно назвать такими уж традиционными. Безусловно, привлекает туристов домашняя самогонка. Но она должна быть супер, очень качественная, настоящая хлебная. Еще один наш «специалитет» – домашнее сало, ветчина, которая не хуже испанского хамона. Многие наши кулинарные «фишки» связаны со свежениной, но это в большей мере касается зимнего периода.

– Возможно, имеет смысл разработать специальный «самогонный» маршрут?

– Да, мы планировали предложить туристам нечто подобное. Наши голландские партнеры даже писали проект, они назвали его «бренди-тур». Увы, европейские партнеры не поддержали идею.

Хотя, я считаю, что мысль интересная. В Беларуси есть семь мест, где можно официально пробовать самогон. Эти уникальные напитки отличаются технологиями приготовления, рецептами, составом трав. Когда я работала в Дудутках, у нас была экспедиция по Беларуси, поэтому я знаю, чем отличается, к примеру, «бакштанка» от стародорожской самогонки, или «глусская» от «бурачанки» и «пущанки». Мы записывали все нюансы производства, потом создали своеобразный музей самогона в Дудутках. Есть наработки и большое желание профессионально создавать интересные маршруты. Другое дело, что к этому турпродукту нужно подойти очень осторожно, обязательно учесть образовательный компонент, ведь самогонка – наше белорусское материальное наследие, как коньяк во Франции. Вообще «гарэлка» – это аутентичная вещь, «органическое» сырье – то, что сейчас модно в мире.

– Существует ли путеводитель по «гастрономической» Беларуси?

– Пока изданы только четыре книги, посвященные региональной кухне. Но мы уже думаем о создании специального путеводителя. Сначала хотим собрать рецепты хозяек усадеб и издать справочник. А затем уж составить подробный, качественный гастрономический путеводитель по Беларуси.

Беседовала Виолетта СААКОВА, фото Сергея Плыткевича


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах