18.06.2009

 - Газета

Путешествие к соседям

Поезд Москва - Берлин, монотонно постукивая колесами, приближался к белорусско-польской границе. Предъявив паспорта пограничникам, пассажиры погрузились в тоскливое ожидание новых колесных пар, которые понесут их по железным дорогам Европы. К списку различий между Востоком и Западом добавляется еще одно: у нас рельсы шире на 99 миллиметров.

Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото автора

99 миллиметров

Поезд Москва - Берлин, монотонно постукивая колесами, приближался к белорусско-польской границе. Предъявив паспорта пограничникам, пассажиры погрузились в тоскливое ожидание новых колесных пар, которые понесут их по железным дорогам Европы. К списку различий между Востоком и Западом добавляется еще одно: у нас рельсы шире на 99 миллиметров. Этого маленького неудобства оказалось достаточно, чтобы организовать десятки рабочих мест на железной дороге, где работа заключается в смене этих самых колесных пар. Все те же 99 миллиметров позволяют жителям пограничной зоны, прекрасно владеющим языком соседнего государства, зарабатывать на жизнь, предлагая гастрономические услуги пассажирам, а заодно скрашивая им часы ожидания. "Не желаете перекусить? - в двери купе показалось круглое лицо торговки, с которого не сходила сладкая улыбка. - Все свеженькое, горяченькое. Я только вот пришла". Так и не убедив сонных пассажиров, торговка поспешила в следующее купе. "Куда пошла?" - по вагону пронесся грудной голос проводницы. Вслед за этим последовали быстрые шаги торговки, которая торопилась покинуть вагон через противоположные двери. А снаружи ее поджидала коллега по сервису.

Поделив, подобно детям лейтенанта Шмидта, железнодорожную станцию на сектора, торговки не любят, когда нарушают "территориальную конвенцию". Недоумевающие пассажиры, робко выглядывающие из окон спальных вагонов, терпеливо ожидали конца спектакля. Не исключено, что многие задумались о нелегкой судьбе тех, величина бюджета которых зависит от проходящих поездов.

23-sos1

Передышка

После шумного Бреста приграничный Тересполь, казалось, утопал в тишине. На пустой перрон высаживались пассажиры из только что пересекшей границу электрички. По мере продвижения поезда в глубь Польши мрачные очертания приграничных поселков сменялись аккуратно застроенными селениями. Тяга к уюту и порядку давала о себе знать буквально во всем: в свежевыкрашенных балконах, в свисающих с них цветочных корзинах, в аккуратно выстриженных газонах.

Место назначения - Познань

Познань - пожалуй, один из самых уютных городов Польши. Как и повсюду в этой стране, здесь чтят историю города. В подземелье Кафедрального собора, расположившегося на Тумском острове, где некогда стоял старый город, проходит экскурсия. Самые частые посетители в будние дни - дети, в рамках школьной программы знакомящиеся с историей города. "На этом месте, - торжественно объявляет экскурсовод, - впервые принял крест король Мешко I. В этом месте начинается наша история как нации христиан". Дети, понимая всю торжественность момента, на несколько минут оставили более важные дела и с интересом уставились на дно каменного бассейна, где, по словам авторитетного гида, в святой воде крестился король и его подданные. Мой приятель прячет снисходительную улыбку. Житель Познани, он довольно скептически относится к тому, как односторонне детям преподносят перипетии истории. "Много веков назад на острове находился старый город, а теперь здесь все принадлежит костелу", - рассказывает мой собеседник, проходя мимо безмолвных зданий.

Отгородившись от суеты большого города, остров утопает в тишине и покое. Музыку здесь заменяет колокольный звон, а жители острова облачены в монашеское одеяние. У входа на остров красуется яркий плакат, призывающий отправиться в путешествие поездом Яна Павла II, который следует по местам, связанным с именем знаменитого уроженца Польши.

На вопрос, сколько в Познани костелов, жители города с улыбкой отвечают: "Много". Тем более что продолжают возводиться новые храмы. Чтобы увидеть пример современной костельной архитектуры, мы поехали на окраину города. Храм огромных размеров чем-то напоминал Минский ледовый дворец. Под полукруглым куполом костела может укрыться несколько сотен человек. Все украшение храма составляет большой крест, расположенный над кафедрой. Не всем полякам по душе подобные строения. Они предпочитают молиться в более древних святынях.

23-sos2

Новый старый город

Теперь старым городом называют рыночную площадь Познани, на которой расположилась городская ратуша. К двенадцати часам площадь заполняется туристами, неустанно щелкающими затворами фотоаппаратов. Ежедневно ровно в полдень открываются небольшие деревянные дверцы часовой башни. На механических рельсах оттуда не спеша выезжает пара козликов с закрученными рогами. Они двенадцать раз сталкиваются лбами, после чего невозмутимо, несмотря на протесты детворы, возвращаются в свое скромное жилище. Больше всех этим действом вдохновляются дети. Они хором считают вслух до двенадцати, сопровождая счет вздохами, смехом и бурными аплодисментами. Летом мощенная булыжником площадь заполняется деревянными лотками. Каждый вечер, к удовольствию туристов, здесь проходит Польская ярмарка. На огромной сцене, установленной тут же, проходят бесплатные концерты. Пока туристы уплетают румяные колбаски и душистый бигос, за их безопасностью незаметно следят стражи порядка. Купив в магазине польское пиво Warka, мы пристроились на лавочке в надежде насладиться музыкой, доносившейся со сцены. Ровно через минуту к нам подошли двое охранников в полицейской форме. С вежливой улыбкой они попросили "паньство" пересесть за столик одного из кафе, пояснив, что распивать спиртные напитки вне заведения в целях безопасности запрещено.

Днем у ратуши дежурит несколько повозок, запряженных ухоженными лошадьми. За 15 минут езды по мощеным улочкам ты становишься объектом фотокамер туристов, успеваешь поглазеть на разноцветные дома площади и посочувствовать путешественникам, которые в старину вынуждены были трястись в подобных экипажах порою несколько дней. В конце поездки кучер снисходительно разрешает с собой сфотографироваться, умело изобразив довольный вид.

Культурная программа и шопинг

В понедельник все музеи в Познани закрыты и туристы лениво прогуливаются по мощеным улочкам, отобедав в одном ресторане и для разнообразия выпив кофе в другом. Многие это время стараются провести с пользой для своего гардероба и отправляются на шопинг. Большие торговые дома расположены на окраинах города. Любой таксист за умеренную плату довезет в места, "где есть все, - цитирую таксиста, - что пожелаешь". Хотя цены белорусских туристов могут разочаровать: они ничем не отличаются от наших. Возвращаясь к музеям. Их лучше наведать в пятницу, ведь вас может ждать приятный сюрприз. Попросив два билета в музей Генрика Сенкевича, мы протягиваем кассиру деньги. На что получаем вежливый отказ: "Сегодня пятница, - улыбается музейный сотрудник, - а по пятницам у нас свободный вход".

Город студентов

Центральный железнодорожный вокзал в Познани никогда не пустует. Десятки поездов и электричек выпускают на перрон сотни пассажиров. В воскресенье вечером из разных регионов Польши на Познанский вокзал съезжаются студенты. Принцип "главное - толпами не ходить" здесь не срабатывает. Шумными компаниями студенты разъезжаются по общежитиям своих учебных заведений, которых в Познани немногим меньше, чем костелов.

"Сложно определить точное число жителей Познани, - говорит мой знакомый студент, - ведь это город студентов, которые, отучившись, не сидят на месте". Здесь главное, чтобы было желание учиться, а уж возможность вам предоставят на каждом шагу. От старого рынка до вокзала 20 минут ходьбы. За это время я насчитала не менее двух десятков лингвистических школ, предлагающих курсы английского, немецкого, итальянского и других языков.

Время - деньги

Едва ли можно подобрать лучшее выражение, описывающее проезд в городском транспорте. В обмен на монетку стоимостью 2 злотых я получаю билет на 15 минут. Входя в трамвай или автобус необходимо пробить проездной документ, на котором вместо привычных дырок отпечатается время посадки. Нужно уложиться в 15 минут и доехать до места назначения, иначе придется доплачивать. Разумеется, ассортимент билетов велик: 10, 20 минут, полчаса, час. Да вот незадача: Познань - один из самых "автомобильных" городов Польши. В часы пик вы неминуемо попадаете в пробки, от которых не защищен и городской транспорт. "Однажды я попала в пробку, - рассказывает туристка, - вместо 15 минут мы ехали 45. Я два раза за свой билет доплачивала". И контролеру не объяснишь, что ты всю дорогу в пробке простоял. Единственный выход - трамваи. Этот способ передвижения самый излюбленный. Катаясь по рельсам, они не стоят в пробках. В интересах пассажиров познанские трамваи удлинили, и скорость передвижения стала выше.

Время выбирать

Выборы в Европарламент интересуют меньшую часть жителей Польши. Хотя политики делают все возможное, чтобы привлечь избирателя, основной характеристикой электората является аполитичность. Яркие плакаты с портретами кандидатов в Европарламент были развешаны по всему городу. И некуда было деться от проницательных взглядов баллотировавшихся. Однако жители города довольно равнодушно проходили мимо политиков, чего не скажешь о туристах, с любопытством разглядывавших политическую элиту страны.

Излюбленный транспорт туриста - познанское такси. Оно ничем не отличается от минского, только таксисты более привычны к иностранным акцентам, да и по счетчику, пожалуй, чаще ездят. "На выборы не более 30% поляков пойдет, - уверен водитель одного из такси, который еще минуту назад лениво дремал, откинувшись назад на переднем сиденье. - У нас мало кто политикой интересуется". На вопрос, хорошо ли живется в Евросоюзе, таксист кивнул головой: "Лучше стало. Живем одной большой семьей. Возможностей больше".

Сказав это, таксист надавил на газ и обогнал синий "Фольксваген" с немецкими номерами. Что ни говори, а туристов в Польше стало больше. Через день предсказания таксиста сбылись. Явка на выборы была низкой, и уже в вечерних программах журналисты советовали некоторым новоизбранным членам парламента выучить английский язык. "Вместо того, чтобы представлять интересы Польши в Европе, наши политики указывают друг другу на то, чего те не сделали в Польше", - попивая ароматный кофе, говорит мой польский приятель, раздосадованный результатами выборов.

После его слов я задумалась: стоит ли жить по принципу "хорошо там, где нас нет"? Ведь в любой стране, будь она в Евросоюзе или между Россией и Европой, свои проблемы, только масштабы разные. И мне захотелось домой.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах