07.03.2012

 - Газета

Татьяна САВЕЛЬЕВА: «Главное в нашем бизнесе – огромное желание»

Туристическая фирма «Гермаида» была зарегистрирована 11 марта 1997 года. Накануне 15-летия компании мы встретились с ее основательницей и бессменным руководителем Татьяной Савельевой, чтобы поговорить о достижениях, о мечтах и о Румынии – любимом и главном направлении компании.

– Татьяна Дмитриевна, первый вопрос – традиционный. С чего все начиналось?

– По первому образованию я педагог-дошкольник. В самом начале 1990-х,
еще работая в детском саду, я заочно окончила курсы при Белорусском институте туризма, где одним из моих преподавателей был Владимир Геннадьевич Булатов. Я начала туристическую деятельность в 1992 году в МКП «Раубичи Спорт», а спустя два года Владимир Геннадьевич пригласил меня на работу в фирму «Турбизнесцентр», где в то время был директором. Я очень благодарна Владимиру Геннадьевичу и считаю, что мне повезло в жизни, потому что у меня были настоящие учителя. Вначале я вела Одесскую область, так как хорошо знаю этот регион, а в нояб­ре 1994 года мы взялись организовать первую выставку «Турбизнес», в которой тогда, кроме белорусских фирм, принимало участие около 122 иностранных компаний.

Туристическая фирма «Гермаида» была зарегистрирована 11 марта 1997 года. Накануне 15-летия компании мы встретились с ее основательницей и бессменным руководителем Татьяной Савельевой, чтобы поговорить о достижениях, о мечтах и о Румынии – любимом и главном направлении компании.

– Татьяна Дмитриевна, первый вопрос – традиционный. С чего все начиналось?

Татьяна-Савельева – По первому образованию я педагог-дошкольник. В самом начале 1990-х,
еще работая в детском саду, я заочно окончила курсы при Белорусском институте туризма, где одним из моих преподавателей был Владимир Геннадьевич Булатов. Я начала туристическую деятельность в 1992 году в МКП «Раубичи Спорт», а спустя два года Владимир Геннадьевич пригласил меня на работу в фирму «Турбизнесцентр», где в то время был директором. Я очень благодарна Владимиру Геннадьевичу и считаю, что мне повезло в жизни, потому что у меня были настоящие учителя. Вначале я вела Одесскую область, так как хорошо знаю этот регион, а в нояб­ре 1994 года мы взялись организовать первую выставку «Турбизнес», в которой тогда, кроме белорусских фирм, принимало участие около 122 иностранных компаний.

Помимо того, что я работала по разным направлениям, еще и много училась. К 1997 году я профессионально выросла и открыла собственную фирму, для чего еще пришлось окончить курсы руководителей туристических предприятий. А в 1998 году поступила в Высшую школу туризма.

– Вы с самого начала определились, что Румыния станет вашим главным направлением?

– Накануне открытия собственной фирмы я возвращалась с туристами поездом из Греции через Румынию. Вскоре я опять попала в эту страну – и была поражена. Я увидела широкие ухоженные пляжи, утопающий в розах курорт Мамая. При этом Румыния считалась, мягко говоря, бедной страной, но везде чувствовалась рука хозяина. Меня поразила необыкновенная красота природы и удивительная аккуратность Черноморского побережья в стране, еще не полностью оправившейся после социальных потрясений. В итоге я пробыла в Румынии две недели, а когда вернулась, приняла решение открыть свое дело. Это было в ноябре 1996 года, а в феврале я уже подала документы на регистрацию фирмы.

– Сложно было находить первых партнеров в Румынии?

– Мне везло. На моем пути встречались добрые хорошие люди. В Румынии есть такое место Наводари, где живут русскоязычные липованы. Это староверы, очень интересные люди, среди которых я нашла знакомых, можно даже сказать, родственников, потому что моя семья происходит из Бессарабии. Меня познакомили с директорами оте­лей курорта Мамая. Сразу были некоторые сложности с языком, но мне в тот момент помогли. Так я начала работать с двумя прекрасными гостиницами прямо на берегу Черного моря, и по сути мы организовали первый автобусный тур из Беларуси в Румынию.

Начало работы на румынском направлении запомнилось еще и тем, что у меня не складывались отношения с Посольством Румынии в Минске. Тогда в одном из буклетов я нашла координаты румынского консула в Молдове, позвонила, села в поезд и поехала в Кишинев. Консул любезно меня принял, обеспечил рекламными материалами и нашел мне прекрасных русскоговорящих партнеров в Бухаресте, с которыми уже в 1997 году мы начали активно сотрудничать, и одна из крупнейших компаний «Ont Carpati» – мои давние партнеры.

– У Румынии, как вы заметили, имидж не самой благополучной страны. Как вам удалось уговорить первых туристов отправиться туда на отдых?

– Я не знаю, почему влюбилась в Румынию. Я объездила эту немаленькую страну вдоль и поперек на автобусе, поезде, машине и теплоходе и увидела огромный потенциал не только для пляжного отдыха. Наверное, мне удалось найти нужные слова, передать туристам свою любовь и восхищение.

Безусловно, направление было сложно раскручивать на белорусском рынке. В Минске всего несколько туристических фирм организовывали поездки в Румынию. На протяжении 5-6 лет мы каждый год проводили рекламные туры, чтобы как можно больше показать коллегам. Причем румынская сторона всегда нас принимала на высшем уровне и организовывала такие туры с минимальными затратами для участников.

Также по мере сил помогало Посольство Румынии в Беларуси: в консульский отдел пришли новые сотрудники, которые всегда шли навстречу. Поначалу было легко, можно было открывать групповые визы, а потом наступил сложный момент, когда требовалось оформлять миграционные приглашения, но мы все равно не остановились. Конечно, поток туристов уменьшился, но мы это пережили.

– Последние несколько лет также были довольно непростыми: часто до последнего момента неясно, будет ли железнодорожное сообщение с Констанцой или сколько будет стоить виза. Не возникало желание переключиться с «проблемной» Румынии на более стабильные направления?

– Может быть, и появляются такие мысли время от времени. Но есть спрос, есть туристы, которые, как и я, полюбили эту страну. Именно они вынуждают нас двигаться дальше, и благодаря нашим туристам мы не стоим на месте. К примеру, вагоны до Констанцы появились не сразу, к тому же по сравнению с автобусом поезд – недешевый вид транспорта, и дорога занимает больше времени. Чтобы туристам было легче переносить тяжелый автобусный переезд, я придумала комбинированный маршрут. Начиная с 2006 года мы везем туристов автобусом до Измаила. Трасса Минск – Киев – Одесса – Измаил очень хорошая и интересная. Затем мы пересаживаемся на прогулочный теплоход, где туристов уже встречают румынские партнеры. Вот таким образом мы с экскурсией по Дунаю, со сменой движения в пути добираемся до Румынии. Тратим те же 26–28 часов, и многие туристы, кто не боится пересадок в дороге, выбирают такой способ доставки. Этот маршрут создает сложности для организаторов, поскольку нужно координировать работу многих людей и все время быть «на телефоне». Не стану скрывать: было желание остановиться и не делать, но не могу – туристы не дают. И потом, иногда включается самолюбие. Я слишком много знаю о Румынии, поэтому хочется всем рассказать и показать как можно больше.

– Есть ли еще потенциал у румынского направления на нашем рынке?

– Конечно! Это многогранная страна. Добруджа и побережье Черного моря – это одно, горная Трансильвания – другое. С первого дня работы компании мы начали возить туристов на горнолыжные курорты.

Каждый год, за исключением нынешнего, мы собирали группу и 2 января выезжали в Синаю – красивейший город-курорт, где находится резиденция румынских королей. Там очень удобно жить, так как неподалеку находится сразу пять горнолыжных курортов. Поскольку мы выезжали под Рождество, с 6 на 7 января румыны организовывали для нас праздничный ужин. Поверьте, они это умеют!

В 1998 году я отвезла первый директорский рекламный тур по бальнеологическим курортам Румынии. Теперь белорусам очень полюбился отдых на озере Текиргёл. Это аналог Мертвого моря, и даже туристы из Израиля приезжают на это озеро, потому что отдых в Румынии обходится дешевле, чем на родине. Я думаю, что и у туристов из Беларуси это будет востребовано всегда, независимо от стоимости виз и проезда. Я сама не могу дождаться, когда снова смогу поехать на Текиргёл. Там можно воспользоваться услугами бальнеологических клиник. Это очень удобно: прямо при отеле есть клиника, где можно заказать комплекс услуг и пройти процедуры под наблюдением врача. В целом это прекрасное совмещение оздоровления и отдыха на море, которое буквально напротив озера. Утром можно позагорать и самостоятельно принять процедуры на озере, используя сапропелевые грязи, а после обеда – отдыхать на море, или наоборот.

В свое время мы делали и винные туры. Возили туристов, в том числе и корпоративные группы по комбинированному маршруту, особенно в конце сезона. Мы начинали с Измаила, затем садились на теплоход и совершали прогулку по Дунаю. В Румынии мы прибывали в Тульчу, портовый город, где нас забирал автобус и вез на экскурсию по румынским монастырям. Потом мы посещали завод «Alcovin» в Мэчине, где наш соотечественник работал главным технологом и проводил для нас дегустацию. Теперь там большой поток иностранцев, но мы были первыми, для кого построили специальный дегустационный зал, что и дало толчок к приему туристов на заводе. Кстати, в 2011 году завод «Alcovin» стал официальным поставщиком Королевского двора в Бухаресте.

– Почему при таких прекрасных условиях до сих пор нет чартерных авиарейсов в Румынию?

– Был один сезон, когда летал чартер из Минска, но мне сложно понять, почему программа не продолжилась. Цена билетов на самолет и на поезд была фактически одинаковой, разница не превышала 30–40 евро. Я бы с удовольствием летала, это удобно и быстро. Скорее всего повлияла визовая политика Румынии: после введения миграционных приглашений поток туристов в страну уменьшился.

К сожалению, и сегодня чартер на Румынию вряд ли стоит поднимать, хотя румынские курорты ничуть не хуже тех же болгарских. Побережье ухоженное, румыны доброжелательно настроены к туристам и вообще очень стараются. Языковой барьер больше не проблема. Во-первых, многие в Румынии научились говорить по-русски, а во-вторых, язык цен везде одинаков. Как заметил один умный румынский гид, румыны любят деньги и очень хорошо относятся к людям, которые дают заработать.

– Что бы вы отнесли к достижениям компании?

– Наше движение вперед. Мы не стоим на месте, я постоянно разрабатываю интересные туры и программы. Возможно, не всегда получается заработать много денег, зато я умею создавать любопытные новинки.

В какой-то момент я была готова поставить собственную цепочку на Черногорию и впервые составила маршрут автобусного тура через Румынию, через территорию которой можно проложить много интересных маршрутов. В каждой провинции есть уникальные объекты, мимо которых невозможно проехать, не посмотрев. Иногда мне кажется, что Румынию невозможно узнать до конца.

Так вот Николаэ Пахонэа, бывший тогда советником в Беларуси, подсказал маршрут. Мы с коллегами сели в машину и поехали из Минска в Черногорию через Западную Украину, Румынию и Сербию. Последним пунктом на румынской территории стала Тимишоара – красивейший город, после которого мы въехали в Сербию, и насколько красиво было в Румынии, настолько уныло стало в Сербии. Тем не менее мы удачно съездили, а возвращаясь из Черногории, случайно заехали в Бая-Маре и открыли еще одни туристический центр Румынии. Увы, тогда этому маршруту не суждено было состояться, а через несколько лет после нашей поездки по нему повез туристов «Визит-Тур». Я искренне рада, что мои знания и советы пригодились коллегам, несмотря на то, что у «Гермаиды» так и нет собственной цепочки в Черногорию.

– Как вы сами любите отдыхать?

– Только активный отдых! Я не могу долго лежать на пляже. Я люблю узнавать что-то новое, поэтому никогда не задерживаюсь на одном месте. Моя работа и моя жизнь – это одно целое. Путешествуя с семьей, я нахожу новое для своих туристов. Самое главное в нашем бизнесе – огромное желание. Если есть желание, будет и все остальное.

Я хотела бы побывать на Дальнем Востоке России, в Японии и Китае. Когда я окончила курсы, мечтала о том, чтобы возить туристические группы на Байкал. Но я туда так и не попала. Это моя несбыточная мечта, и я очень хочу воплотить ее в жизнь.

– Мы вам желаем, чтобы эта мечта непременно осуществилась! А что вы сами пожелали бы себе и своим коллегам?

– Чтобы наш коллектив был дружным и сплоченным и оставался бы со мной на долгое время. За 15 лет работы мы подготовили много кадров. Я не могу сказать, что молодые специалисты задерживаются у нас надолго: они быстро и легко обучаются, а затем уходят в крупные компании или открывают свои фирмы. Конечно, не обходится без профессиональной ревности, но если человек уходит, как говорится, красиво, тогда в этом нет особых проблем. Иногда не очень корректно ведут себя и коллеги-директора, переманивая кадры, но все-таки я по призванию педагог и люблю учить, поэтому радуюсь, когда наши питомцы продолжают успешно работать в других фирмах.

«Гермаида» – семейная фирма. Со мной со дня основания работает моя дочь Алеся, всегда рядом верный помощник и единомышленник супруг Валерий. У нас подрастает внучка Вероника, которая, несмотря на свой семилетний возраст, повидала много стран. Себе и своей семье я пожелала бы больше путешествовать и оставаться оптимистами. И еще удачи, которая уже очень скоро нам пригодится: на выставке «Отдых» мы представим новое для нас направление. Пока могу сказать, что это далекое, но знакомое направление, куда будем добираться поездом.

Беседовала Татьяна ЧУДАК, фото Катерины Касилович


Комментарии

Аватар

12.10.2015 17:22
вероника раковец
ответить

привет моя татьяна Дмитриевна

 

 

 

Аватар

12.10.2015 17:24
вероника раковец
ответить

привет моя бабушка я тебя люблю!!!!!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах