15.03.2012

 - Газета

«Бег» Булгакова не теряет актуальности

Спектакль «Бег» в театре им. Максима Горького зрители встречают неизменными аплодисментами. И дело не только в том, что драму Михаила Булгакова здесь играют, как трагикомедию с элементами фарса.

Спектакль «Бег» в театре им. Максима Горького зрители встречают неизменными аплодисментами. И дело не только в том, что драму Михаила Булгакова здесь играют, как трагикомедию с элементами фарса.

Пьеса «Бег» не нуждается в представлении: русская классика, поставлена на сцене и в кино бессчетное количество раз, золотой фонд, который украсит репертуар любого театра. Начиная с первой постановки в 1957 году советская критика писала об этой пьесе как о «развенчании белогвардейщины». Чем же интересен «Бег» современному белорусскому зрителю?

В театре им. Максима Горького «Бег» стал первой постановкой главного режиссера Сергея Ковальчика, в 2008 году сменившего на этом посту Бориса Луценко. Сергей Ковальчик известен зрителям по спектаклям «Пане Коханку» и «Адвечнай песнi» в Театре белорусской драматургии.

На главную роль генерала Романа Хлудова режиссер пригласил известного актера, много работающего в РТБД, Игоря Сигова. Серафиму играет молодая актриса Анастасия Шпаковская. Их игру нельзя назвать дуэтом, но на протяжении всего спектакля судьбы героев пересекаются в самых драматичных точках. Поэтому именно вдвоем они создают своеобразную канву, стержень, на который нанизаны многие события пьесы.

А вот моменты, рассказанные в юмористических красках, принадлежат другим героям (например, колоритный генерал Чарнота в исполнении Ивана Мацкевича), и, думается, они позволяют зрителю слегка расслабиться.

В целом спектакль добротно, в традициях классической театральной школы, воссоздает пьесу. Сценография и костюмы (художники Александр Костюченко и Мария Герасимович) позволяют актерам выдержать историческое соответствие эпохе. Но само по себе это вряд ли привлекло бы интерес зрителей. Спектакль актуален по другим причинам: режиссер и актеры акцентируют наше внимание на проблемах, которые близки современному обществу.

В первом же акте Белая армия оставляет на произвол наступающих большевиков монастырь, настоятель которого спас героев в самый опасный момент. Чем это обернулось для духовной жизни людей, стало понятно не сразу, но смысл этой сцены в наши дни прочитывается однозначно.

Очень ярко сыграна героями тема исхода, рока, поражения в войне. Тоска по родине, невозможность адаптации в чужой среде и жизненная необходимость найти в ней свое место – еще один мотив, который близок современному зрителю. Конечно, сейчас миграция не воспринимается так трагично, как это было в советские годы, а тем более в разгар Гражданской войны. Но социальные катаклизмы и проблемы, связанные с ними, по-прежнему разрушают судьбы. А человек в момент решающих испытаний, как известно, был героем на протяжении всей истории искусства.

О том, что ближе российскому миропониманию – Азия или Европа, тоже задумывался Булгаков. И в нашем спектакле есть эта тема: герои мечутся между Константинополем и Парижем, но везде им плохо, и надо что-то решать. Кстати, как и в наше время, женщины проявляют бульшую гибкость, чем мужчины, устраивая и свою судьбу, и семейную историю заново.

Основная тема Хлудова – ответственность, бесконечная вина перед жертвами, которая буквально лишает его рассудка. Только потеряв армию, Родину, оставшись без всех своих регалий, он обретает совесть. И это тоже классическая тема драмы, восходящая к греческим истокам.

Наконец, интеллигентные люди, внешне комичные, но обладающие неожиданно сильными характерами, благородные, верные идеалам, о чем в середине прошлого века говорили еще без иронии. Серафима Корзухина и Сергей Голубков очень уязвимы, сейчас бы сказали – «ботаники». Но им удается выжить и даже надеяться на счастливое возвращение из эмиграции в Россию, что, конечно, не больше, чем иллюзия, поэтому состояние «бега» продолжается. Только дважды режиссер останавливает развитие сюжета, когда все действующие лица собираются для групповых фотографий. Для памяти, для истории.

Такими метафорами, своего рода перекличками во времени, наполнен весь спектакль. А теплый прием публики говорит о том, что вкус к классике и историческая память у наших зрителей есть.

Любовь ГАВРИЛЮК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах