25.03.2010

 - Газета

Елена МАШКОВА: «Деньги в туризме сегодня «делаются» на выезде. Но работать надо на перспективу – то есть на «въезд»!

28 октября 1955 года в Минске было создано Агентство ВАО «Интурист». Именно с этого дня ведет отсчет своей истории белорусская туристическая компания «Белинтурист». С какими итогами, наработками и планами на будущее подошла одна из старейших компаний Беларуси к своему 55-летнему юбилею? Об этом мы беседуем с исполняющей обязанности директора РУП «Белинтурист» Еленой МАШКОВОЙ.

machkova 28 октября 1955 года в Минске было создано Агентство ВАО «Интурист». Именно с этого дня ведет отсчет своей истории белорусская туристическая компания «Белинтурист». С какими итогами, наработками и планами на будущее подошла одна из старейших компаний Беларуси к своему 55-летнему юбилею? Об этом мы беседуем с исполняющей обязанности директора РУП «Белинтурист» Еленой МАШКОВОЙ.

 – Елена Георгиевна, каким образом сегодня строится деятельность «Белинтуриста»?

– РУП «Белинтурист» – это государственное предприятие. В статусе РУП компания существует с 2004 года. С 2008 года учредителем РУП «Белинтурист» является Управление делами Президента Республики Беларусь, до этого момента компания входила в структуру Министерства спорта и туризма. За годы работы предприятием накоплен огромный опыт по приему и обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов, как нерезидентов, так и резидентов Республики Беларусь. Можно с уверенностью утверждать, что бренд «Белинтурист» является не только одним из известнейших на рынке Республики Беларусь и за рубежом, но и эталоном стабильности и надежности. Основной задачей нашей компании является развитие въездного и внутреннего туризма, разработка новых экскурсионных маршрутов и туров выходного дня совместно с Национальными парками, включая охотничьи туры, а также внедрение новых  и совершенствование имеющихся программ по выезду за пределы Республики Беларусь.

– Но когда речь идет, например, о въездном туризме, то государство, возможно, могло бы обеспечивать «Белинтурист» какими-то госзаказами, готовыми туристическими группами?

– Хочу подчеркнуть, что «Белинтурист» имеет определенный имидж за пределами страны. Компания является национальным туристическим оператором и успешно сотрудничает более чем с 30-ю партнерами по всему миру, этим занимается наш отдел въезда. Предприятие активно участвует в тендерах, проводимых как белорусскими, так и российскими предприятиями и организациями по обслуживанию крупных государственных и общественных мероприятий. Так, например, при проведении учений «Запад-2009» в сентябре 2009 года «Белинтурист» организовал обслуживание экипажей российского президента. Хочу отметить, что по итогам работы за 2009 год предприятие обслужило около 11 тыс. туристов, в том числе по сегменту «въездной туризм» – около 2 тысячи человек, «внутренний туризм» – 5,7 тысячи человек и «выездной туризм» – 3,6 тысяч  человек. По итогам конкурса «Познай Беларусь», проведенного Министерством спорта и туризма и Национальным агентством по туризму в 2009 году,  «Белинтурист» награжден Грамотой за активное продвижение туристического потенциала Беларуси на международный рынок в номинации «Лучшая туристическая компания по приему туристов».

– На каком из сегментов сейчас лучше зарабатывать деньги – на въезде или выезде?

– Скажу откровенно: деньги в туризме сегодня «делаются» на выезде, но, по моему убеждению, работать надо на перспективу – то есть на «въезд». Если говорить о текущем моменте, то нужно подчеркнуть, что въездной и внутренний туризм для белорусского туроператора  – это в основном экскурсионное обслуживание. А «экскурсионки» в Беларуси, как известно, всегда были и остаются дешевыми – на них много не заработаешь. Нашей выручкой, по сути, является туристическая услуга, все остальное мы должны перечислить сторонним организациям. Например, на одной путевке в Турцию можно заработать около ста долларов комиссионных, потому что соответствующий тур стоит тысячу долларов. А сколько заработаешь на экскурсии для школьников, которая стоит 30 тысяч белорусских рублей?.. Однако и в этом сегменте мы планируем охватить как можно большее количество клиентов, так как хорошо организованные экскурсии – а еще и по новым интересным маршрутам – в Беларуси очень востребованы.

belintur1

– Какие тенденции показывает ваша статистика в целом по въездному туризму?

– По сравнению с 2008 годом в прошлом году численность зарубежных гостей, обслуженных в нашей фирме, уменьшилась. Очевидно, что это общая тенденция по всем коммерческим предприятиям. Причин тому несколько. Во-первых, финансовый кризис – иностранцы стали меньше путешествовать. Во-вторых, например, наша компания потеряла достаточно много российских туристов из-за введенного карантина осенью 2009 года. Напомню, что в прошлом году Россия ввела карантин и, как следствие, – запрет на выезд студенческих и школьных групп. Это случилось как раз в каникулярное время – в ноябре. Вследствие этого наша компания недосчиталась пяти групп российских туристов. Российские власти отменили карантин только перед Новым годом, так что осень – то есть пик сезона для экскурсий, – считай, пропала.

– Что происходит с потоком российских туристов в последнее время? К каким слоям населения относятся эти туристы и как распределяются их предпочтения?

– В нашей фирме российские туристы – это 51% въезда. В основном, россияне едут к нам либо на экскурсии, либо для того, чтобы воспользоваться санаторными услугами. Соответственно, наши клиенты – это средний класс россиян. Я бы вообще заметила, что Беларусь в качестве маршрута для отдыха и путешествий выбирают либо люди преклонного возраста, либо семьи.

– А Беларусь как маршрут для развлечений – казино и прочее?..

– Такие туристы, как правило, не пользуются услугами турфирм. Они самостоятельно бронируют отель, тем более что сейчас при многих белорусских гостиницах появились собственные турбюро.

– Можно ли в таком случае сказать, что москвичи, которые всегда считались весьма состоятельными туристами, не пользуются услугами белорусских турфирм?

– Это абсолютно неправильное утверждение. Москва – огромный мегаполис, и там проживают разные по своим доходам люди. Как раз в Беларусь в основном едут москвичи, а также жители Подмосковья, Тулы, Подольска, Смоленска. Во всяком случае, такова статистика нашей фирмы. Немного туристов приезжает к нам из Санкт-Петербурга и ничтожно мало путешественников прибывает из других российских регионов. В настоящее время «Белинтурист» предлагает около 30 основных экскурсионных маршрутов, но любопытно, что россияне частенько сами составляют конкретный маршрут и просят нас подготовить его – они ведь хорошо знают Беларусь. Многие российские группы состоят из студентов и школьников, в этом случае партнеры предлагают определенный бюджет, и уже под эти деньги мы составляем программу. Но, конечно, сейчас главная наша задача – это привлечь в Беларусь российские регионы. Именно в этом векторе мы видим потенциал и будущее. С этой целью в настоящее время активно работаем с Мурманском, Калининградом и соответствующими областями.

– Почему именно с этими регионами?

– Там очень сильны белорусские диаспоры. Кстати, министр туризма Мурманской области сам родом из Могилева. В настоящее время для этих регионов мы разрабатываем комбинированный транзитный маршрут, пока только для детских и молодежных групп. Туристы прибывают в Минск на поезде, здесь мы предлагаем им экскурсионную и развлекательную программу, они ночуют в гостинице и на следующий день уезжают автобусом в Болгарию. Для российских туристов эта программа обходится гораздо дешевле, чем лететь в ту же Болгарию из Москвы. Они получают экскурсионную программу в Минске, кроме того, наше наземное обслуживание, которое мы предлагаем в Украине, Болгарии, Румынии, намного дешевле, чем у российских операторов. Мы готовы предложить туристам для знакомства Минск и Дудутки, но если делать более продолжительные программы, то можно показать Полоцк, Гродно, другие белорусские жемчужины. Ведь для россиян мы – Европа. И я хочу подчеркнуть, что вариантов работы с различной  российской клиентурой и с различными российскими регионами может быть много.

– Возможно, «Белинтурист» планирует какие-то специальные туристические акции?

Да, у нас уже есть договоренность с префектом одного из округов Москвы относительно организации «Поезда памяти». В конце апреля из Москвы в Брест отправятся два прицепных вагона с ветеранами. Все расходы берет на себя префектура, а «Белинтурист» будет заниматься экскурсионным и другим обслуживанием в Беларуси. Кроме того, мы рассчитываем (и видим в этом для себя определенную нишу) привлечь в Беларусь западноевропейских туристов пенсионного возраста. С этой целью сейчас активно работаем с английскими фирмами. У нас уже есть соответствующий опыт. В 2007 году мы успешно сотрудничали с Бостонским домом престарелых, была организована цепочка. К сожалению, в определенное время с американскими туристами стало сложно работать – в первую очередь, из-за известного всем визового вопроса. Кстати, не нужно думать, что если тур для пенсионеров, то это дешево. Туристы приезжали в нашу страну на несколько дней, затем отправлялись в Москву и далее – поездом на Владивосток по Транссибу. Стоимость такого тура около 3–4 тыс. долларов на 12 дней.

belintur

– Кто, кроме россиян, больше всего интересуется Беларусью?

– В последние два года активизировались туристы из скандинавского региона – шведы, норвежцы. В основном, конечно, они приезжают с деловыми целями, но одновременно и знакомятся со страной. В охотничьи туры едут главным образом немцы и россияне. Надо отметить, что как-то иссяк поток туристов из близлежащих восточноевропейских стран. Например, мы пытались привлечь в Беларусь украинских туристов, но, судя по всему, Беларусь как туристическое направление их не интересует. Еще несколько лет назад довольно активно заказывали у нас туры на отдых и в санатории польские и литовские турфирмы. Сейчас таких заказов нет. Возможно, это связано с кризисом…

– Кстати, как отражается кризис на работе «Белинтуриста»?

– Откровенно говоря, мы думали, что будет хуже. В настоящий момент видим, например, что белорусские туристы довольно активно бронируют автобусные «евротуры», интересуются акциями «раннего бронирования». В общем, настроение у нас рабочее и мы полны оптимизма.

– Некоторое время назад появились слухи о реорганизации «Белинтуриста»…

– Да, это возможно. В настоящее время идет обсуждение всех «за» и «против». В системе Управления делами находятся две структуры, оказывающие туристические услуги, это «Центркурорт» и «Белинтурист».  В любом случае, как бы ни сложилась судьба «Белинтуриста», мы надеемся, что такая известная, обладающая опытом и традициями компания будет сохранена.

 

Биографическая справка. Елена Георгиевна Машкова. Закончила Гомельский кооперативный институт Центросоюза, затем педагогический факультет Московского кооперативного института Центросоюза, по специальности экономист-организатор. Преподавала в торговом училище, была завучем. С 1995 года – начальник агентства по бронированию авиауслуг и туризму предприятия «Гомельавиа». С 1997 года – директор РДУП «Гомельавиатур». В 2003–2004 годах работала в Москве в туристическом предприятии «Русбелтур» исполнительным директором. Несколько лет являлась учредителем и исполнительным директором туристической компании «Милентур». В настоящее время – заместитель директора, и.о. директора РУП «Белинтурист».

 


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах