24.05.2012

 - Газета

Черногория в дефиците. Компании объявили об увеличении объемов перевозки на черногорском направлении

Очередной летний туристический сезон в Беларуси стартовал неожиданно удачно, а на черногорском направлении отметился еще и дефицитом перевозки. Начиная с 19 июня компании «Смолянка» и «ТрейдВояж» организуют совместную дополнительную автобусную цепочку. Кроме того, дополнительный чартерный рейс из Минска в Подгорицу с промежуточной посадкой в Пуле начнет доставлять туристов на курорты уже с 18 июня. Об особенностях черногорского рынка, об изменениях в программах и новинках, а также о том, что в Черногории остается неизменным, рассказала заместитель директора компании «Смолянка» Наталья МИХАЙЛОВА.

– Наталья, как вы оцениваете начало сезона?

– С радостью хочу отметить, что этот сезон гораздо лучше прошлогоднего. Я думаю, прежде всего это связано с тем, что устоялась экономическая ситуация в стране. Мы почти вернулись на докризисный уровень и почувствовали это еще в феврале, задолго до выставки. Комбинированные туры, которые мы организуем в начале и конце сезона и которые позволяют технически сочетать доставку самолетом и автобусом...

Очередной летний туристический сезон в Беларуси стартовал неожиданно удачно, а на черногорском направлении отметился еще и дефицитом перевозки. Начиная с 19 июня компании «Смолянка» и «ТрейдВояж» организуют совместную дополнительную автобусную цепочку. Кроме того, дополнительный чартерный рейс из Минска в Подгорицу с промежуточной посадкой в Пуле начнет доставлять туристов на курорты уже с 18 июня. Об особенностях черногорского рынка, об изменениях в программах и новинках, а также о том, что в Черногории остается неизменным, рассказала заместитель директора компании «Смолянка» Наталья МИХАЙЛОВА.

SvetiStefan

– Наталья, как вы оцениваете начало сезона?

– С радостью хочу отметить, что этот сезон гораздо лучше прошлогоднего. Я думаю, прежде всего это связано с тем, что устоялась экономическая ситуация в стране. Мы почти вернулись на докризисный уровень и почувствовали это еще в феврале, задолго до выставки. Комбинированные туры, которые мы организуем в начале и конце сезона и которые позволяют технически сочетать доставку самолетом и автобусом, к выставке «Отдых-2012» предлагать было уже бесполезно – все было раскуплено. Как обычно, мы заранее подготовили материалы, но это получилась скорее имиджевая реклама, потому что туристы приходили, а продавать было нечего. В этом году ранний сезон. Главное, чтобы все так же хорошо продолжалось и закончилось.

Стандартные автобусные цепочки у нас проданы почти до августа. Оценив уровень спроса, мы решили объединиться с компанией «ТрейдВояж» и поставить совместный дополнительный автобус, который у нас будет третьим. Автобус будет идти по маршруту Минск – Прага – Вена – отдых в Черногории – Будапешт. Это уже, скажем так, классика черногорского направления, которую туристы любят и на которую всегда дефицит мест. Вторая наша программа точно такая же, только мы едем сразу в Вену, минуя Прагу. Так вот, цепочка с Прагой закрывается в первую очередь.

Дополнительная цепочка с Прагой стартует с 19 июня. Автобус будет отправляться каждые 10 дней до конца октября. Для этого тура мы выбрали Бечичи – не такой шумный, как Будва, курорт с более протяженными и широкими пляжами. Основной вариант размещения – свеженькая, только после ремонта вилла «Тамара» с просторными номерами. Территориально вилла интересна тем, что находится на выезде из Будвы за отелем Splendid 5*, то есть до Будвы при желании можно дойти пешком.

– Как обстоят дела с авиатурами?

– Мы достаточно расширились и на самолетном блоке. Раннее бронирование в этом году работало как никогда. Я не помню, чтобы даже в лучшие времена народ настолько заранее бронировал туры, демонстрировал такой западный подход. Первые вылеты 2 и 9 июня фактически полностью закрыты, поэтому назрело решение поставить дополнительный борт. Этот чартер планировался с 9 июля, но ввиду хорошего спроса рейсы будут выполняться начиная с 18 июня. Рейсы будут совмещаться с Пулой в Хорватии. Важно, что туристы, которые будут лететь в Черногорию, смогут не выходить из самолета. Я думаю, несмотря на промежуточную посадку, это неплохой вариант и к тому же подстраховка хорватского направления, которое незаслуженно забыто. И хотя я больше люблю Черногорию, надо отдать должное Хорватии – прекрасной стране для отдыха с качественным сервисом. Возможно, визовые формальности останавливают туристов. Тем не менее этот рейс, я уверена, будет загружаться и туристами, которые выберут хорватские курорты.

В этом году под самолетную цепочку мы взяли новую виллу Grand Palazzo, одну из лучших в Будве. По оснащенности комнат вилла не уступает отелям 4 и 5 «звезд», хотя своей территории как таковой нет, но это специфика Черногории: если туристы хотят комфорт в виде шезлонгов и зонтов у бассейна, то надо бронировать гостиницы. Радует, что если раньше клиенты бронировали только виллы, то в этом году народ массово бронирует гостиницы: Tara, Mediteran, Splendid. У нас никогда не было такого, чтобы уже в начале сезона так активно бронировали, причем, как правило, большие семьи, по 5-6 человек.

– Ваши коллеги отмечают, что под автобусные туры в Черногорию, которые считаются бюджетными, туристы выбирают дорогое размещение…

– Согласна. Мы сомневались, стоит ли ставить такие виллы под автобус, но в этом году под автобусные туры действительно раскупили все самое лучшее, самое дорогое. Дешевое продается, оно всегда продавалось и будет продаваться, но в этом сезоне раньше других «закрылись» вилла «Татьяна» в Будве и Hotel Aleksandar в Рафаиловичах. Это не самые дешевые варианты, но они продались.

C другой стороны, я хочу сказать, автобусом едут не потому, что дешевле, ни в коем случае. Если посчитать, учесть покупку сувениров, еды в Европе, другие накладные расходы, разница не будет большой. Себестоимость проезда автобусом ненамного ниже, чем себестоимость авиаперелета. Билет на самолет стоит около 300 евро, на автобус – около 250, но если прибавить стоимость шенгенской визы 60 евро, выйдут те же деньги. Радует, что есть туристы, которые говорят так: «Нам не нужен самолет, потому что мы хотим посмотреть Европу».

– Как вы оцениваете объем перевозки на черногорском направлении? Это достаточно или, наоборот, еще есть куда развиваться?

– Учитывая сегодняшний объем продаж, когда звонят люди, а им нечего предложить, я считаю наше решение верным. Конечно, сезон покажет, насколько третий автобус будет «закрываться». Пока могу сказать, что как только мы вывесили информацию на сайт, туристы сразу начали записываться на эту цепочку на разные даты, хотя еще не все наши агенты знают об изменениях. Самолет «закроется» однозначно, в разгар сезона всегда не хватает мест, и уже этот сезон показал, что многие пиковые даты «закрыты». Есть клиенты, которые купили недвижимость в Черногории и бронируют только билеты. Кроме того, дополнительный рейс, я уверена, будет востребован, поскольку стыкуется с Пулой. С одной стороны это поможет хорватскому направлению, с другой – «хорватские» туристы поддержат черногорскую программу.

Судя по предложениям нашего партнера, компании R-Tours, Черногория увеличивает объемы не только на белорусском рынке. В России резко вырос интерес к Черногории. Я хотела забронировать билеты на 2 июня из Москвы, но, несмотря на неимоверное количество бортов – больше 15 самолетов в день, – мест не было. Сегодня Черногория – регион востребованный.

– Если Черногория настолько популярна, не планируете ли вы осваивать другие регионы, не только Будванскую Ривьеру?

– Конечно. Мы присматриваемся к региону Добра-Вода – новой курортной зоне, которая потихоньку отстраивается. Цель нашей поездки, которую мы запланировали на конец сезона, – посмотреть, что можно выбрать и предложить нашим туристам. Конечно, это планы следующего сезона. Думаем также посмотреть Южную Черногорию – Сутоморе, Чань, Ульцинскую Ривьеру. В этом регионе, ближе к албанской границе, не такая колоритная природа, как в центральной части, но зато там великолепные широкие песчаные пляжи. Для отдыха, особенно для детского, это прекрасный вариант. В этом году мы отправляем в детский лагерь Fantasy Land на курорте Сутоморе заказные группы, а в следующем попробуем организовать отдельную детскую цепочку.

– К каким рискам следует быть готовыми фирмам, которые захотят на волне успеха Черногории делать собственные программы?

– Чтобы продавать Черногорию, ее нужно любить и найти хорошего парт­нера, конечно. Нам очень повезло, что наш партнер – известная компания R-Tours, с которой уже много лет работаем не только мы, но и другие белорусские фирмы. Черногорский менталитет, способ вести дела отличается от стандартного бизнеса. Многое в Черногории зависит от личных отношений: если ты мне нравишься, я дам тебе лучшую цену. С этим связаны определенные риски, поэтому, помимо умения вести бизнес, еще должно быть чутье.

Сегодня основной процент загрузки на черногорском направлении дает «костяк», который сложился за много лет. Это и мы, и «ТрейдВояж», и «Внеш­интурист», и «Ростинг», и, безусловно, «Аэротрэвел» как консолидатор рейсов. Конечно, огромное спасибо и нашим агентам, особенно из регионов, которые нам очень помогают.

Около 40% туристов – это наши постоянные клиенты, которые, один раз отдохнув, снова выбирают Черногорию. Среди них есть небольшой процент состоятельных туристов, которые в разное время года отдыхают в фешенебельных отелях в экзотических странах, а в Черногории берут виллы, потому что знают: нет смысла брать дорогие отели, в Черногории отель не нужен. Тот же Splendid – не изолированный отель, все равно мимо гостей отеля ходят туристы, потому что рядом променад, а еще рядом вилла – и все пользуются одной и той же инфраструктурой. Тем, кто привык к турецким гектарам вокруг отеля, в Черногории неуютно.

Специфика и прелесть Черногории как раз в том, что страна вызывает разные эмоции: от категорического неприятия до полного восторга. Есть клиентура, которой ни в коем случае нельзя в Черногорию. Это люди, которые предпочитают пляжный отдых без экскурсий. Это их право, но Черногория – страна для активных, любознательных туристов, которые хотят увидеть что-нибудь, кроме моря. Нельзя уговаривать ехать в Черногорию, я никогда этого не делаю и другим не советую, иначе туристу ничего не понравится и выйдет себе дороже.

Беседовала Татьяна ЧУДАК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах