14.06.2012

 - Газета

Как белорусы Америку открывали

Программа нашей американской стажировки была составлена таким образом, что предполагала разнообразное общение с различными организациями и учреждениями, отвечающими за развитие экотуризма в городе и штате. Так вот: встреч, посвященных развитию велотуризма, оказалось целых четыре! При анализе пройденного за три недели курса мы даже высказали ответственным за наше обучение милым молодым ребятам Эндрю Нилу и Бритни Уильямс некие претензии в том, что нас буквально «перекормили» велосипедами.

Продолжение. Начало в №22

Надежда СУСЛОВА, фото автора

Программа нашей американской стажировки была составлена таким образом, что предполагала разнообразное общение с различными организациями и учреждениями, отвечающими за развитие экотуризма в городе и штате. Так вот: встреч, посвященных развитию велотуризма, оказалось целых четыре! При анализе пройденного за три недели курса мы даже высказали ответственным за наше обучение милым молодым ребятам Эндрю Нилу и Бритни Уильямс некие претензии в том, что нас буквально «перекормили» велосипедами.

Все на велосипеды!

Собственно, для того, чтобы убедиться в популярности этого экологичного способа передвижения в Портленде и окрестностях, нам никакие встречи не были нужны. Эта популярность буквально лежала на поверхности и бросалась в глаза. Я уже упоминала о том, как нежно и трепетно относятся к велосипедистам, скажем, работники общественного транспорта. Каждое утро приходилось видеть, как неспешно устанавливают своих двухколесных друзей их обладатели на бамперы автобусов, причем и водитель, и пассажиры терпеливо ждут и не выказывают никаких признаков раздражения. В поездах наземного метро также созданы специальные отсеки, где можно поставить велосипед. Повсюду есть дорожки, а на проезжей части зеленым цветом обозначены «отстойники», где «кучкуются» передвигающиеся по городу велосипедисты.

Магазины, пункты проката и другая инфраструктура, – в общем, все, чтобы отвадить народ от езды на машинах и пересадить на велосипеды.

AMERICA-785

Причем сотрудники организации Metro Intertwine, где состоялась наша первая встреча, не скрывали, что увлечение велотуризмом – не такое уж дешевое занятие и доступно достаточно состоятельным членам общества. Стоимость велосипедов начинается от 500 долларов, а потом экипировка: костюмы, шлемы и прочие прибамбасы. Это святое – «не прикинутых» соответствующим образом фанатов велосипедов нам видеть не приходилось. Поэтому сегодня прилагается масса усилий, чтобы максимально демократизировать этот вид путешествий, к примеру, расширить количество пунктов проката. Проводится также акция «Один велосипед», когда на одном и том же велике могут путешествовать несколько человек, передавая его как эстафетную палочку.

Сама организация Metro Intertwine – это региональный отдел по планированию и координации действий всех видов транспорта, в том числе и велосипедного.

Нам рассказали, что в 70-х годах прошлого века в Портленде и других городах штата наблюдалось засилье машин, повсюду находились стоянки, что ухудшало экологию. Теперь на местах скопления автомобилей появились променады, парки и скверы. Этот опыт распространился затем на всю территорию штата.

Разработана программа Active Transportation, рассчитанная на 20 лет и предусматривающая  создание самых эффективных проектов в городской, пригородной и сельской местности, связанных с  максимальным использованием экологичного транспорта. Сегодня веломаршруты соединяют центр Портленда с рабочими районами (общая протяженность этих дорожек составляет 500 км!), и приняты меры по обеспечению максимальной безопасности велосипедистов. К слову, во время нашего пребывания, в городе все-таки случилась трагедия: молодая девушка-велосипедистка попала под машину. Эту печальную новость обсуждали буквально все жители! Metro Intertwine заботится и о создании велотроп в небольших городах, парках и заповедниках. Главная задача – создать такие дорожки, чтобы туристы смогли во время движения в полной мере наслаждаться природой. Нам вручили специальные карты веломаршрутов, где обозначены места «туристического интереса», к примеру, указаны водоемы, где можно плавать или наблюдать за птицами, или совершать экскурсии и пр. Организация, кроме маркетинговых и рекламных, решает и сугубо технические вопросы, к примеру, создание новых велотроп. Учитывая, что многие дорожки прокладываются по территориям национальных парков или частным землям, это не так просто. Сотрудники пояснили, что создание велотропы – это практически строительство дороги, только небольшой. Здесь учитываются разные факторы – скажем, можно ли делать дорожку асфальтовой или покрытие будет естественным. В Форест-парке, где мы гуляли с моей хозяйкой Эстер, дорожки слишком узкие, и велосипедистам въезд на них запрещен. Существуют очень строгие правила, связанные с охраной окружающей среды, поэтому, если тропа предположительно пройдет в местах обитания птиц или животных, то необходимо специальное разрешение на подобное строительство. Еще один серьезный аспект – покупка земли, по которой пройдет велотрасса, если она принадлежит частному лицу.

Впрочем, эти проблемы решаемы, учитывая поддержку общественности, а главное, большое количество источников финансирования, главным из которых является федеральный бюджет. Работает и система выдачи грантов на особо привлекательные велосипедные дорожки, в которых нуждаются регионы. Кроме того, в организациях, учреждениях и на предприятиях штата существует система финансовых поощрений для тех, кто ездит не на машине, а на велосипеде. Впрочем, есть и система наказаний. К примеру, если велосипедист едет в нетрезвом состоянии и может стать причиной ДТП, то он должен заплатить огромный штраф, порядка 6 тыс. долларов!

AMERICA-832

Об организации туристических зеленых веломаршрутов нам рассказывали и в Департаменте парков  и в зоне отдыха Орегона. Здесь разработана и действует новая программа под названием «Живописные веломаршруты», согласно которой специалисты департамента при их разработке обращают внимание прежде всего на красоту дороги, по которой будут ехать велосипедисты, пейзажи, состояние покрытия, количество транспорта и даже …запахи. Один из наиболее популярных велотуров называется  «На велосипедах по Орегону», а еще один – «Перевал Маккензи». Все маршруты перечислить невозможно, потому что их сотни! Сотрудники департамента подчеркнули, что стараются привлекать к разработке веломаршрутов представителей общественности тех городов и селений, по которым эти тропы проходят, и считают, что такое сотрудничество заставляет жителей этих мест чувствовать гордость за красоту собственного края, вовлекать в работу сопутствующие бизнесы, повышать финансовую заинтересованность в привлечении туристов.

Завершилось наше «велосипедное просвещение» встречей с представителями организации Cycle Oregon. Собственно говоря,  Cycle Oregon – это название веломаршрута, который любители велоспорта назвали  «лучшим веломаршрутом Америки».  Его родоначальником был Джим Бивер, владелец гостиницы в Ашленде, который «придумал» Cycle Oregon в 1987 году. После того, как местная Торговая палата выразила свою поддержку, маршрут был нанесен на карту. Щедрая финансовая поддержка поступила от Орегонского департамента туризма, который принял на себя координирование  мероприятия с целью увеличения прибыли для орегонских сельских сообществ. Церемония открытия прошла в сентябре 1988 года, и  в ней приняли участие 1006 велосипедистов из 20 штатов. Путь составил 320 миль и принес более чем 360 000 долларов. В 2011-м маршрут собрал уже 2200 участников из 44 штатов и девяти стран. 

По словам представителей этого фестиваля велотуризма, в нынешнем году билеты на мероприятие были распроданы в течение получаса! Всего было продано более 2 700 мест участникам из 46 штатов и девяти зарубежных стран,  в том числе из Японии, Германии, Бельгии, Италии... Увы! Белорусов на увлекательных гонках пока не наблюдалось.

Удовольствие поучаствовать в семидневном пробеге стоит 900 долларов. Если доплатить еще 300 долларов – то можно поставить палатки на маршруте. Орегону эти любительские соревнования приносят около 5,5 млн долларов. Средний возраст участников – 49 лет, и 60% из них – мужчины. Подготовка к новому велопразднику начинается за год до события, и многое делается волонтерами.

У мероприятия достаточно спонсоров: известная фирма Nike поставляет одежду для волонтеров и майки для участников, магазины по продаже снаряжения устраивают розничную торговлю, подключается общепит и т.д. На наш вопрос, в чем причина такого ажиотажа и любви к велотуризму, мы получили ответ: «Все дело в приключении, о котором потом можно вспоминать всю жизнь»!

«Дом голубой цапли» и другие «агроусадьбы»

Учитывая состав нашей группы, интерес к организации агротуризма «по-американски» был очень велик. Поэтому одной из первых экскурсий стала экскурсия в небольшую гостиницу системы В&В, являющейся аналогом наших «домиков в деревне», под поэтическим названием «Дом голубой цапли». Собственно, гостиница эта находится в городской черте, поэтому принимает туристов, приезжающих посмотреть Портленд.

Характерная черта всех В&В, которые нам удалось увидеть, – все они расположены в старинных домах и сохраняют дух прошлых времен. «Дом голубой цапли» (назван так потому, что в округе водится большое количество этих птиц) был построен в 1904 году бизнесменом, занимавшимся ловлей лосося. А с 1986 года этот дом служит гостиницей. Теперешние хозяева приобрели гостиницу всего 3,5 года назад, но очень довольны сделанным выбором. Отельчик размещает гостей всего в шести комнатах, и все они очень уютные и вовсе не напоминают гостиницу: в каждой есть замечательный камин, создающий тепло и уют. Есть и общие гостиные, библиотека, где тоже все располагает к отдыху и общению. Стоимость – 135-170 долларов за комнату.

В маленьком городке Грэшем мы осмотрели еще одну небольшую гостиничку под названием Forest Springs («Лесные источники»), которая была более похожа на наши агроусадьбы. Дом, построенный в стиле английского коттеджа, расположен высоко на склоне и окружен замечательным парком, где растут кедры, ели, каштаны, местная разновидность кленов и множество цветов. Хозяин отеля Патрик Арбакл встретил нас очень гостеприимно, откупорил пару бутылочек вина и угостил самолично испеченным кексом. Проживание с завтраком здесь обойдется в 100 долларов за комнату – цены по местным меркам довольно демократичные. Завтраки хозяин готовит сам.

Гораздо более высокий ценник «выставляют» хозяева старинной «гламурной» усадьбы Lakecliff, расположенной в изумительно красивом месте. Огромная зеленая лужайка служит местом для свадеб, и умещается на ней до 150 гостей. Мы видели фотографии – действительно очень красиво! Если молодожены хотят остаться, то к их услугам оригинальные комнаты с «цветочными» названиями за 195 долларов. Правда, по словам хозяйки этой гостиницы, чаще всего на ночь остаются не новобрачные, а их родители и гости.

И завершилось наше знакомство с системой В&В в гостинице Youngberg Hill, являющейся одной из лучших усадеб в орегонской «винной» долине Ямхилл. Основанная в 1989 году рядом с виноградником, усадьба добилась сертификата LIVE, означающего соответствие международным стандартам. Эта небольшая, но очень роскошная гостиница – место отдыха для тех, кто ценит орегонские вина и приезжает их продегустировать. Хозяин – Уэйн Бэйли – вышел к нам в шортах, несмотря на прохладный и дождливый день и сказал, что как только на виноградниках появляются листья, значит, пришла весна, и, независимо от погоды, он надевает летнюю одежду. Мы потоптались по белым толстым коврам и восхищенно поахали.

Ценник соответствующий – 350 дол­ларов за комнату.

Продолжение следует


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах