08.04.2010

 - Газета

Ангелы и булочники

На мысль написать эту статью меня натолкнул Чубайс. Глава «Роснано» в интервью одному из телеканалов на днях заявил, что для бизнеса существует только два пути – либо деградация, либо инновация. Трудно не согласиться.

Также невозможно не признать, что выбор пути – это прерогатива и удел, прежде всего, руководителя фирмы, хозяина бизнеса, который частенько занимает и пост директора. Кто же управляет туристическим бизнесом в Беларуси? На мой взгляд, ответ на этот вопрос вполне поддается четкой классификации.

Лилия КОБЗИК

gl-red На мысль написать эту статью меня натолкнул Чубайс. Глава «Роснано» в интервью одному из телеканалов на днях заявил, что для бизнеса существует только два пути – либо деградация, либо инновация. Трудно не согласиться.

Также невозможно не признать, что выбор пути – это прерогатива и удел, прежде всего, руководителя фирмы, хозяина бизнеса, который частенько занимает и пост директора. Кто же управляет туристическим бизнесом в Беларуси? На мой взгляд, ответ на этот вопрос вполне поддается четкой классификации.

Покопавшись в литературе, посвященной психологическим аспектам бизнеса, я отыскала систему, которая в целом мне понравилась. Система принадлежит американцу Джеймсу Цитрину, основателю компании Spenser Stuart, «воспитавшему» за свою карьеру 165 топ-менеджеров, которые и сегодня делают политику в мировом бизнесе. Постоянно подчеркивая, что идеальных директоров не бывает, Цитрин выводит пять типов руководителей. Это «Мозг», «Посол», «Делец», «Дирижер» и «Агент по кастингу». Я сейчас не буду описывать конкретные качества, достоинства и недостатки каждого типа. Во-первых, на все просто не хватит площади газетного листа. Во-вторых, мне еще придется достаточно повозиться с типажами, «произрастающими» на отечественной почве. Скажу лишь, что система Цитрина очень изящна именно тем, что, несмотря на разные подходы, каждый директор в ней «заточен», прежде всего, на формирование команды, воспитание топ-менеджеров и «войну за таланты». Именно поэтому данная система нам категорически не подходит. Хотя подобная миссия в отдельных случаях и имеет место быть, она никак не вычленяется в ряду огульных черт глав белорусских турфирм. Безусловно, для нас должна существовать своя, «местная», классификация. По моему мнению, она может быть представлена следующими типами: «Булочник», «Батька», «Президент», «Красный директор» и «Ангел».

«Булочник». Фундаментальная опора и надежный хранитель традиций белорусского туроператорства. Тихо формирует качественный турпродукт по собственным рецептам и небольшими партиями. Никогда не перерастает рамки своей «булочной», предпочитает не вступать в профсоюзы без крайней нужды и не объединяться с другими «булочниками». Проницателен, зажиточен, осторожен. С персоналом вежлив. Прижимист, но в разумных пределах. Работяга, менеджеров также подбирает по принципу работоспособности. Не словоохотлив, дорожит репутацией. Сидя в скромной «булочной» и регулярно продавая хлеб, булочки, батоны (Турцию, Болгарию, Балтику, туры по Европе, Черногорию, Хорватию, Крым, экскурсии по Беларуси) – все свое, свежее, добротное, – тихо посмеивается над разговорами о чьем-то тотальном монополизме. От хозяев крупных, ярких туристических «гипермаркетов» и «бутиков» старается держаться подальше, хотя, если пригласят, может засветиться в тусовке. На сегодняшний день отрасль имеет в своем активе несколько весьма креативных «булочников», которые, не выходя, впрочем, за рамки мелкой торговли, пытаются расширить ассортимент.

Отношение к инновациям. Положительное, вдумчивое, но без размаха и больших вложений. «Булочники» все чаще стараются обзавестись современными толковыми сайтами, но, опасаясь за свой бизнес, сильного проникновения технологий на туристический рынок не желают. К различным стокам и коллекторам относятся с недоумением, опаской и профессиональной брезгливостью.

«Батька». Вместе со своей вариацией, так называемой «мамкой», составляет самую большую группу руководителей белорусского турбизнеса. Иногда «батька» и «мамка» присутствуют в фирме в тандеме и вместе ею довольно согласованно, успешно и справедливо деля нагрузку, руководят. Нередкое явление в нашем турбизнесе – одинокий руководитель-«мамка». В таком случае фирме, как правило, приходится тяжеловато. Тут, как в неполной семье – хлопотно одной содержать дом, поднимать ораву детей на ноги и при этом выглядеть, как бизнес-леди… Хлопотно, но благородно. К тому же в случае успеха можно рассчитывать на немалые моральные и материальные дивиденды. Из-за постоянного напряжения «батька» невыдержан, резковат, может наградить крепким словцом. В то же время – обаятелен, прямолинеен, любит неприкрытую лесть. В оплате труда менеджеров исповедует «старообрядчество». Это значит, платит оклад без процентов, а премиальное вознаграждение от «батьки» заключается в формуле «паглядзім». Впрочем, «батька» платить не любит в принципе и, обладая сильной харизмой, считает, что этого достаточно для поддержания в команде тонуса и боевого духа. Часто в фирме у «батьки» большая текучесть кадров. Но некоторым удается создать очень крепкий «семейный» коллектив.

Отношение к инновациям. Осторожное. К обучению персонала относится либо с высокомерным непониманием, либо считает это блажью и увиливанием от работы. Практически у каждого «батьки» и у каждой «мамки» есть собственный фирменный сайт – чаще всего нерабочий. «Батька» готов выложить кругленькую сумму на создание красивого и нефункционального портала или даже на содержание целого IT-отдела, но на самом деле технологии пугают этот тип руководителя, как железный терминатор – беззащитную Сару Коннор.

«Президент». Самый американизированный тип белорусского руководителя турфирмы. Устремлен в будущее, но противоречив: с одной стороны – прагматик, с другой – творческая натура. Не жалеет денег на имидж и технологии, бывает, вбухивает средства в рискованные проекты и прогорает. В фирме «президент» часто имеет и собственный «парламент» – как правило, в образе супруги, к мнению которой, впрочем, прислушивается редко, то есть, попросту говоря, налагает на него «вето». Настоящие «президенты» находятся в жестких конкурентных отношениях друг с другом, поскольку у них одни направления и одна клиентура, годами бегающая от одного «президента» к другому. В фирме у «президента» работать престижно и, если доказать «рентабельность» вложений, можно добиться хорошей материальной мотивации труда. Впрочем, это удается лишь избранным. «Президент» интеллектуален, креативен и авторитарен. Как почти любая звезда, болен «звездной болезнью». Способен сочетать в себе умеренный западный либерализм и поистине византийскую жестокость.

Отношение к инновациям. Подчеркнуто положительное. «Президента» отличает прежде всего высокий личный образовательный уровень, хорошее владение иностранными языками, способность и потребность учиться самому, а также втягивать персонал в соответствующие программы (иногда за счет самого персонала) и ревнивое отношение к созданному собственными руками бренду. «Президент» жаждет воплощения новых проектов в сети (и не только), но, несмотря на искушенность, часто ошибается в выборе команды для осуществления своих блестящих планов.

«Красный директор». Может быть как опытным, так и совсем зеленым руководителем. Не обязательно работник бывшего или настоящего номенклатурного звена. Частенько – один из целой команды учредителей, назначенный на должность директора по принципу «неопасности». Особенность «красного директора» в том, что он не несет личной ответственности за бренд и не чувствует кровной связи с ним. Амбициозен, но в меру. К персоналу, вопросам образования и карьерного роста сотрудников равнодушен. Предпочитает административную систему управления, строгий график работы и регулярную отчетность. Умен, скрытен, осторожен.

Отношение к инновациям. Индифферентное. Любопытен, интересуется всем новым, с удовольствием учится сам, но на благо фирмы полученные знания использует редко. «Красный директор» не против новых проектов, но не любит бремени «раскрутки» и предпочитает дробить ответственность. В то же время, понимая, что в нынешнее время должность «красного директора» – не синекура, такой тип руководителя способен удачно имитировать технологичную модель бизнеса.

«Ангел». Новый, нарождающийся тип белорусского руководителя и хозяина бизнеса. Молод, энергичен, предприимчив и неопытен. Работает по принципу «глаза боятся, а руки делают». Пытается раскрутить на рынке большой амциозный проект, но в реальности вынужден довольствоваться небольшой агентской комиссией. Не имеет отношения к руководителям тех фирм- дискаунтеров, которые появились в последнее время. К старожилам на рынке относится с большим недоверием, но уважает «булочников» и признает авторитет «президентов». Часто фирма «ангела» фактически закрывается на зиму и открывается в сезон.

Отношением к инновациям. Восторженное, жадное. «Ангел» готов раскручивать любые, самые смелые проекты, но «ангелу» постоянно мешает косность рынка и законодательство. Именно такие открытые для инноваций бизнес-кадры российский прагматик Чубайс именует «бизнес-ангелами» и призывает открывать для них специальные преференции на государственном уровне. Но турбизнес – не сельское хозяйство, не агрогородок и даже не агротуризм, в список социально-приоритетных белорусских отраслей он не входит. Особые надежды «ангел» возлагает на виртуальные технологии и на искусство маркетолога, которым сам в фирме часто и является. «Ангел» наиболее соответствует директорским типажам по системе Джеймса Цитрина. И хотя до воспитания собственных «топ-менеджеров» дело, как правило, не доходит – по причине ограниченного роста фирмы, «ангел» – единственный тип руководителя, который на белорусском туристическом рынке способен вести «войну за таланты», а не за повышенную комиссию и против скидок.

Я, уподобляясь господину Цитрину, позволила себе выделить и обрисовать только пять типов руководителей белорусского турбизнеса. Список, безусловно, не полный. Есть и другие, на мой взгляд, не менее интересные, хотя и малочисленные группы. Например, «брокер», который постоянно «играет», но почти ничем не рискует, потому что руководит сетевым агентством. Правда, брокеры вне опасности лишь до тех пор, пока не лезут в туроператорство.

Безусловно, и это всем известно, присутствуют на рынке несколько всесильных «магнатов» местного и зарубежного происхождения, авторитет которых непререкаем. Разумеется, есть «темные лошадки» (в основном – турецкие и египетские бизнесмены), которые управляют вполне белорусскими турфирмами через жен и компаньонов. Это опять-таки не секрет...

А что же менеджеры? Знатоки и продавцы направлений, костяк и основа любой нормальной турфирмы, которая, если верить Чубайсу, в зависимости от типа руководителя либо тихонько деградирует, либо, рискуя обанкротиться, открыта для различных инноваций? На какие группы и подгруппы разбито это «сословие»?

Прибегнув к помощи поисковика, я сходу обнаружила в интернете российскую классификацию типов менеджеров, которая, честно говоря, меня несколько озадачила: «Трудяга», «Лентяй», «Заводила», «Показушник», «Стукач» и «Скандалист». Не исключая, что все это в качестве психологических параметров каким-то боком имеет отношение и к нашей действительности, я все-таки в эксклюзивном порядке определила два основных типа менеджеров белорусской турфирмы: «Девочка» и «Профи». Причем мальчик-менеджер тоже может быть «девочкой», если он так и не вырастает до «профи». Что касается анекдотичного «засилья» женского пола среди менеджеров, то оно вполне объяснимо. На вопрос: почему в турбизнесе работают практически одни женщины, существует вполне простой ответ: потому что они дешево стоят... Но не женщины- «профи», конечно, которых, между прочим, единицы и которых язык не поворачивается назвать топ-менеджерами, ввиду полного отсутствия такового понятия в белорусском турбизнесе. В этом смысле у нас полная «антиинновационность».

С другой стороны, несмотря на разновозрастный состав руководителей, наш турбизнес еще молод. Он по-прежнему формируется, и процесс этот, судя по общей обстановке в стране, будет долгим. Зато есть время выбрать – деградация или инновация, спать или работать, прыгать или парить… Психологи говорят: чтобы почувствовать себя орлом, надо летать с орлами. Возможно, «орел» как тип руководителя в Беларуси тоже когда-нибудь появится.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах