15.04.2010

 - Газета

ТВ-обозрение

Не пропустите: «КАТЫНЬ», «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ», «АЛЕКС И ЭММА», «ВИДИМОСТЬ ГНЕВА», «ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА», «ДОРОГА АНГЕЛОВ», «ЛЮБОВЬ НА СЕНЕ»,  «МИЛЛИОНЕР ПОНЕВОЛЕ», «МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО», «ПОЛЕТ В СТРАНУ ЧУДОВИЩ», «Я ХОТЕЛА УВИДЕТЬ АНГЕЛОВ»,

«КАТЫНЬ»

(23, Пт, БТ, 0-00)

tv1 Katyn, Польша, 2007, 119 мин, PG-13. Реж. Анджей Вайда («Пепел и алмаз», «Человек из мрамора», «Бесы»); в рол.: Анджей Хыра (л-т Ежи), Майя Осташевская (Анна), Артур Жмиевский (Анджей), Данута Стенка (Роза), Ян Энглерт (генерал), Магдалена Челецкая (Агнешка), Агнешка Глинская (Ирена), Павел Малашинский (Петр), Майя Коморовская (Мария), Сергей Гармаш (к-н Попов), Владислав Ковальский (Ян), Антон Павлицкий (Тадеуш), Агнешка Кавёрская (Эва), Станислава Целинска (Стася), Анна Радван (Эльжбета), Ольгерд Лукашевич (капеллан)

Жанр. Историческая драма.

Личное. В 1987 г. я впервые работал с польскими киношниками. Еще не думалось о скорой кончине СССР, а в Польше острыми вопросами были: военное положение и острый дефицит едва ли не любых товаров. Услышав от коллег – «Катынь», я отреагировал примерно так: «Хотите Хатынь посетить?» В ответ мне было высказано, что для нашего мемориала жертвам фашизма из множества вариантов не случайно была выбрана деревня с названием близким к Катыни. Мол, и внимание отвлекает (сегодня бы сказали – бренд размывает), и чекистские комплексы выдает. Катынь для поляков – это не столько место, в котором убивали элиту их нации, сколько емкий многозначительный символ. А советские идеологи, своими глупыми, недальновидными действиями, только усиливали его значимость. Поначалу я не мог всего осознать, даже спорил с польскими коллегами. Мол, на фоне цифр потерь на фронтах, в концлагерях и гетто, во время депортаций народов и т.д. – размах катынских злодеяний относительно невелик. Непросто было понять, что дело не в цифрах, а в глумлении над народом, его светлой памятью. И пока я еще не знаю, чем станет в этом символе недавняя авиакатастрофа, произошедшая в тех же самых зловещих местах.

tv2 Актуальное. Не знаю, что мешало СССР, осудив сталинские репрессии на давнем съезде КПСС, заодно и «закрыть» вопрос с Катынью. Возможно, было решено, что, учитывая сложившиеся обстоятельства, это нанесет чересчур сильные репутационные потери, а со временем, да под жестким идеологическим прессингом, мол, как-нибудь рассосется. А вот и нет. И уже для постсоветской России – Катынь все еще острая «головная боль». Прошло 70 лет, а архивы, вопреки законам РФ, раскрыты не до конца. Вот и фильм Вайды в этой стране был принят в штыки. Вплоть до попытки уберечь от него пиратский рынок. Как следствие, я впервые смотрел «Катынь» без перевода, благо, для белорусов это не так уж и трудно (да и тема нам близка, ведь среди погибших поляков были и этнические белорусы, особенно из тех краев, которые ныне являются частью нашей страны). Однако пару недель тому назад «Катынь» была показана по российскому каналу «Культура» (с последующей дискуссией), а уже после гибели польского президента еще и по РТР. Поэтому есть надежда, что теперь сей фильм послужит делу примирения стран и народов. И показ его по белорусскому ТВ из того же ряда, хотя наша страна уже давно раскрыла те архивы…

Замысел. Великий режиссер А.Вайда (род. 6.3.1926 г.) шел к этому фильму много лет и пришел, увы, уже не в идеальной творческой форме. Но с учетом этого обстоятельства, особенно восхищаешься тем, что ему удалось сделать. Будучи сыном офицера конной артиллерии, убитого в советском плену, Анджей много лет нес в себе боль Катыни. Но пока его страна была сателлитом СССР, о создании фильма на эту тему нельзя было и думать. А после уже нельзя было сфальшивить, а должного сценария долго не находилось. Хотя и откладывать уже было никак нельзя…

Первоисточник. В 2007 г. была опубликована повесть «Post Mortem. Катынская повесть» Анджея Мулярчика (род. 13.6.1930 г.), известного литератора и драматурга. Как автор он дебютировал еще в 1943 г. в подполье. В его творческом багаже очень много разного рода наименований (фильмы, сериалы, песни, радиопьесы и т.д.), но представляемая лента стала вершиной.

Концепция. «Катынь» – это и не исследование трагических событий, и не обличительная публицистика. Так что обходится и без заседаний сталинского Политбюро, и без особых визуальных жестокостей. Картина явно сделана прежде всего для тех, кто уже знает о Катыни достаточно много, а еще лучше, искренне переживает из-за нее. В ином случае, лента может показаться не только камерной, но и затрагивающей скорее конкретные семьи, чем весь народ. Ведь в центре внимания не столько убитые накануне войны с Германией польские офицеры, сколько их жены, мамы, дети. Именно их глазами особенно отчетливо видно, к чему привело кровавое злодеяние, совершенное чекистами. Поэтому ничуть не удивительно, что для польских вдов они немногим лучше немецких фашистов, как ни кощунственно это звучит. Погибшие, кстати, были не только военными, но и гражданскими лицами. В фильме о них рассказывается пунктирно, без погружения в детали и обстоятельства. Скорее, как о коллективе интеллигентных людей, угодивших в беду и так и не понявших за что… Понятно, что СССР в ткани фильма действительно – империя зла. Вайда не пытался скрасить ситуацию тем, что Красная Армия принесла освобождение, уничтожив и концлагеря, в которых счет убийств шел на сотни тысяч. Ведь это и так известно всем нормальным людям. А на человеческом уровне лучом света в темном царстве выглядит советский капитан Попов, который многим рискуя, спасает польку (а заодно и ее дочку), которую безответно полюбил. Стоит отметить гражданский поступок российского актера С.Гармаша, который, конечно же, понимал, что фильм о Катыни априори не близок руководству его страны. И не случайно, съемки, начавшиеся 3 октября 2006 г., проводились во многих местах Польши, но не в аутентичных местах России…

Символизм. В ткани фильма много нюансов, которые логично толковать глубже, чем непосредственно картинку. Например, сцену, в которой среди убитых офицеров лежит деревянный Иисус с распятия, покрытый офицерским мундиром. Ксендз и ему закрывает глаза… А сколь многозначительна сцена, в которой советские солдаты отрывают половину флагов Польши. Красную часть оставляют реять на древках, а белую забирают на хозяйственные нужды. Ужасно выглядит «боевое содружество» Красной Армии и вермахта. Задевает душу история дочери погибшего в Катыни офицера, которая продает театру свои шикарные волосы, чтобы сделать плиту памяти, осознавая, что это и сложно для воплощения, и принесет массу проблем. Много интересной символики прослеживается в том, как носят военную форму те или иные персонажи. А юноша, пришедший из леса (ведь амнистия) в город, чтобы стать художником, но не способный ужиться с победившим просоветским режимом (и с официальным подходом к Катыни) во многом списан с Вайды.

Прочая информация. Проблемы с прокатом «Катыни» были и в Италии, где ко всему прочему странным образом сорвалось участие в МКФ в Венеции. Правда, в прошлом году фильм был показан на этом кинофоруме как «Особое событие». Звучит музыка Кшиштофа Пендерецкого: Вторая симфония и «Чакона памяти Иоанна Павла II». Номинации на премию «Оскар» (победила австрийская лента «Фальшивомонетчики») и «Чешский лев» за «инофильм». «Prix d'Excellence» Европейской киноакадемии за костюмы. Премии публики на МКФ в Денвере, Вашингтоне и Любляне. Итальянская премия «Золотой глобус» за «еврофильм». Премии «Орел» (Польша): фильм, Д.Стенка, съемки Павла Эдельмана («Пианист»), музыка, декорации, костюмы и звук. Номинации: режиссура, Хыра, Жмиевский и монтаж. Сборы в США $0,12 млн. Сборы в остальном мире $13,6 млн. В Польше фильм посмотрели 2,76 млн зрителей. Бюджет 4 млн евро. Рейтинг IMDb – 7,1/4250 голоса. 6% ответивших оценили фильм в 1–3 балла. В карьере Вайды это 18-й результат из 35. *** 

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

(24, Сб, БТ и ОНТ, 12-10 и 12-30)

The Dawns Here Are Quiet, СССР, 1972, 190 мин, PG. Реж. Станислав Ростоцкий («Доживем до понедельника»); в рол.: Андрей Мартынов (Федот Евграфович Васков), Елена Драпеко (Лиза Бричкина), Ольга Остроумова (Женя Комелькова), Ирина Шевчук (Рита Осянина), Людмила Зайцева (Кирьянова), Ирина Долганова (Соня Гурвич), Екатерина Маркова (Галя Четвертак), Алла Мещерякова (Мария Никифоровна), Игорь Костолевский (Миша), Борис Токарев (Осянин), Алексей Чернов (майор), Виктор Авдюшко (помкомвзвода), Кирилл Столяров (Сергей Столяров), Георгий Мартынюк (Лужин), Евгений Меньшов (турист), Владимир Ивашов, Готлиб Ронинсон

Военно-приключенческая драма по одноименной повести Бориса Васильева («Офицеры», «Завтра была война»). Известно, что писатель приезжал на съёмки всего один раз. И остался недовольным. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен. Может быть потому, что «А зори здесь тихие» – фактически дилогия разножанровых фильмов. Первый – изобретательная военная комедия, второй – типичный боевик. Заслуженный успех данной ленты абсолютно нетипичен. Во-первых, это тот редкий случай, когда киноадаптация не только не уступает первоисточнику в творческом плане, но и практически полностью включает его сюжетные перипетии. Во-вторых, исполнители ролей были не слишком популярны и по возрасту почти не превосходили своих персонажей. А в-третьих, авторы фильма очень точно и к месту, но в то же время довольно рискованно (для своего времени) воспользовались многими приемами из западного коммерческого кинематографа – от вестерн-перестрелок и триллерного саспенса до запретной «обнаженки» (в советские времена вырезавшейся при телепоказах), чем, чего греха таить, добились серьезной прибавки посещаемости. Ведь природу не обманешь, и когда в запрете настоящая эротика, столь же «разлагает» нравы подобие ее. Впрочем, милая и невинная банная сцена тогда вызвала невиданное возмущение разного рода «эталонов нравственности». Кстати, у нее довольно любопытная история. Режиссер долго уговаривал девушек сняться «ню». Главный довод: необходимо показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род. Артистки согласились лишь после выполнения ряда условий, например, о том, что, помимо режиссера и оператора Г.Шумского («Три плюс два»), весь остальной персонал (включая осветителей) будет женского пола. Помимо считанных «банных» секунд, явно украсивших фильм, было снято еще почти три часа материала, которые Ростоцкий пообещал показать актрисам спустя четверть века. Но выполнить данное слово не смог. Пленки он хранил в своем частном гараже, который, к несчастью, сгорел вместе с ними. И вполне возможный в наше время «эротический шедевр», увы, так и не состоялся. А та «обнаженка», что удалось «пробить» Ростоцкому, стала классической. Кстати, было также снято загорание зенитчиц голышом на брезенте, но о включении еще и этой сцены в картину, не шло и речи. В фильме звучит потрясающая музыка Кирилла Молчанова. Номинация на «иноОскар» (победила лента Л.Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии»). Поощрительная награда МКФ в Венеции. Первый приз ВКФ. Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран». Государственная премия СССР и премия ВЛКСМ. Лидер (66 млн зрит.) годового проката. 10-е место в истории советского проката. Рейтинг IMDb – 8,4/721 голос. ***

«АЛЕКС И ЭММА» **

(25, Вс, Лад, 21-30)

Alex & Emma, США, 2003, 96 мин, PG-13. Реж. Роб Райнер («Когда Гарри встретил Салли», «Несколько хороших парней», «Американский президент»); в рол.: Люк Уилсон (Алекс Шелдон/Адам Шипли), Кейт Хадсон (Эмма Динсмор/Илва/Эльза/Элдора/Анна), Роб Райнер (Уиршафтер), Софи Марсо (Полина Делакруа), Пол Уилсон (фальшивый Джон Шоу), Александр Вотье (Андре Делакруа), Джордан Лунд (Клод), Дэвид Пеймер (Джон Шоу), Жижи Бирмингем (мадам Бланш), Лейли Крамер (Мишель), Лобо Себастьян (Бобби), Рип Тейлор (отец Полины), Чинно XL (Тони)

Ретро-мелодрама/романтическая комедия. Создатели ленты, по их признанию, вдохновлялись романом Ф.Достоевского «Игрок» (таково было и название проекта). Итак, познавший сладость успеха, но сейчас пребывающий в творческом кризисе, молодой писатель А.Шелдон (31-летний Л.Уилсон, «Блондинка в законе») вдрызг проигрывается на собачьих бегах и становится должником мафии, которая не церемонится в способах возврата средств. Так что 30-дневную отсрочку можно рассматривать как ультиматум с предельно жесткими условиями. Единственный реальный шанс спасти свою жизнь – наконец-то написать давно запланированный роман. Понятное дело, работать в таких условиях без квалифицированной стенографистки не получится. Эмма (24-летняя К.Хадсон, «Почти знаменитые») пришла по объявлению, но, полагая, что дала его юридическая фирма, а вовсе не беспутный литератор. Ко всему прочему, еще и неистово страдающий из-за разбитой любви к неотразимой Полине. Впрочем, следует отдать должное Алексу. Он сразу осознает, что только эта деловая и резкая в суждениях профессионалка может выудить из него нужный текст. Разумеется, Эмма влюбляется в писателя и предпринимает усилия, чтобы помочь ему, в том числе и влезая в «творческую лабораторию». Хотя в некоторые моменты ей приходится с ним возиться, словно с «трудным» и капризным подростком. На экране кипят бурные и красивые до изысканности, но одновременно и откровенно «мыльные» страсти. И поэтому, несмотря на участие в проекте ряда ярких персоналий, а также наличие второго плана с имитацией вымысла, после просмотра остается ощущение чересчур постного, неостроумного зрелища. Сценарий Дж.Ливена («Дон Жуан де Марко»). Первоначально главная роль отводилась Р.Дауни-мл. («Чаплин»), затем делались попытки привлечь Б.Стиллера («Знакомство с родителями»). Съемки проводились осенью 2002 г. в Лос-Анджелесе. Наград нет. Сборы в США $14,2 млн (при прогнозе $70 млн). Сборы за рубежом $1,2 млн. Сборы в России $0,2 млн. Бюджет $30 млн. Затраты на маркетинг $15 млн. Рейтинг IMDb – 5,4/ 6315 голосов. В режиссерской карьере Р.Райнера (род. 6.3.1947 г.) это 15-й результат из 16. Рабочее название -- «Вольная киноверсия любовной истории». **

«ВИДИМОСТЬ ГНЕВА» ***

(24, Сб, РТР, 18-20)

tv3 The Upside of Anger, США – Германия – Великобритания, 2005, 118 мин., R. Реж.-сцен. Майк Байндер («Опустевший город», «Прожигатели жизни»); в рол.: Кевин Костнер (Денни Дэвис), Джоан Аллен (Терри Энн Вольфмайер), Алишия Уитт (Хэдли), Эрика Кристенсе (Энди), Кери Рассел (Эмили), Эван Рэйчел Вуд (Лаванада), Майк Байндер (Адам Гудмен), Том Харпер (Дэвид Джуниор), Донни Уэбб (Грей), Род Вудрофф (Дин Рейнер)

Комедийная мелодрама. Счастливая семейная жизнь Терри дает крен в самом начале фильма, когда выясняется, что ее благоверный неожиданно (едва ли не мистическим образом) покинул ее. Причем в предельно «циничной» форме: без развода и даже банального «прости», сбежав с секретаршей в Швецию. Конечно, Терри надо бы сосредоточиться на задаче: «поднять» четырех (!) почти взрослых дочек. Но она тратит слишком много энергии на злоупотребление алкогольными напитками и периодические припадки ярости. Отчего иногда буквально кидается на людей. Усугубляет ситуацию, что и дочери не часто дают поводы для гордости. Например, старшая забеременела и на этом основании решилась выйти замуж, даже не поставив маму в известность. У младшенькой трагедия: она влюбилась в юношу, который, о, ужас, оказывается «голубым». Одна из средних дочерей, вопреки маминой воле, чересчур усердно занимается танцами и оказывается в больнице с язвой желудка, а вторая – делит ложе с радиопродюсером, который вдвое старше ее. Ко всему прочему, возникает крайне неприятная история с продажей земельного участка. К счастью, однажды в дверь дома Вольфмайеров стучится Денни, в прошлом звезда бейсбола, а ныне собирающий дивиденды с былых успехов (в том числе ведя передачу на радио и продавая мячи с автографами). И с его помощью постепенно, если и не все, то многое налаживается… Как пишет Арлекин, «хотя это вполне обычная комедийная мелодрама в духе «Ноттинг-Хилла» или «Реальной любви», только чуть более неспешная и чуть менее гламурная, неизбежно возникают ассоциации с Чеховым. Вот и сюжет героев Аллен (гениальная работа) и Костнера закрутился вокруг земельных участков – прямо как в водевиле «Предложение», четыре сестры, каждая со своими проблемами, опять же, а участок героиня Аллен в конце концов все же продаст... Текст диалогов великолепный. Замечательный фильм, незаслуженно игнорируемый публикой». По мнению С.Зельвенского («Афиша»), «лавируя между девчачьим кино про взросление, комедией про бытовой алкоголизм и мелодрамой про позднюю встречу двух одиночеств, «Видимость гнева» счастливым образом не становится ни тем, ни другим, ни третьим. Не сказать, чтобы Байндеру (ищите его, кстати, в роли упомянутого немолодого пошляка) всегда удавалось избегать клише, – но благодаря незначительным вроде деталям и очень точной актерской игре тривиальнейшие вещи вроде покупки водки в супермаркете выглядят убедительно и свежо. Наоборот даже – когда в финале режиссеру захотелось наконец соригинальничать и он завернул этакий неочевидный сюжетный поворот, получилось глупо». Главную роль специально под Д.Аллен, к слову, трижды «оскарную» номинантку. Костнеру пришлось для роли поправиться на 9 кг. В ленте на редкость много логических несуразностей. 50-летний К.Костнер («Телохранитель») и 48-летняя Д.Аллен («Никсон») выдвигались на премию «Satellite» и завоевали ряд наград ассоциаций критиков. Сборы в США $18,8 млн. Сборы в остальном мире $9,1 млн. Бюджет $12 млн. Рейтинг IMDb – 7/11985 голосов. **1/2

 

«ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА»

(25, Вс, Мир, 6-15 и 11-25)

tv4 СССР, 1985, 89 мин, PG. Реж. Виталий Мельников («Начальник Чукотки», «Агитбригада «Бей врага»); в рол.: Вера Глаголева (Лена Журавлева), Виктор Проскурин (Александр Петрович), Вера Васильева (Вера Семеновна), Николай Рыбников (Кондратий Петрович), Юрий Демич (Лядов), Светлана Крючкова (дизайнерша), Валентина Березуцкая (мать Александра), Федор Одиноков (Андрей Степанович), Татьяна Рудина (Полина), Вера Вельяминова

Комедийная мелодрама по сценарию Валентина Черныха («Москва слезам не верит», «Свои»). Энергичная, почти приключенческая лента. В эпицентре ее событий роман очень разных по восприятию жизни людей. В силу принципов и характера, немногословный и хронически правильный капитан-пограничник Блинов (32-летний В.Проскурин, «Жестокий романс») не склонен к легкомысленным связям, ему нужна большая и чистая любовь, а в практическом плане: хранительница семейного очага, готовая поехать с ним хоть на край света (если и там есть границы). Казалось, что заводная, отчаянная фотожурналистка Лена Журавлева точно не такая. Ради достижения цели всегда готова на коварство. Была замужем и не скрывает, что ее посещают мужчины. И кто бы мог предположить, что их курортная интрижка не пройдет бесследно, причем, прежде всего, для нее. Именно Лене необходимо разбираться, как быть с полученным от Александра правом решать и действовать... А сколь элегантно звучит в его устах: «Для меня ты никогда не была замужем. И никого у тебя не было. Кроме меня». Как писал в 1986 г. критик А.Федоров «Создатели картины вместе со своей эмансипированной героиней словно заранее предупреждают: у нас все через край -- чувства, характеры, события, острые словечки. И верно – обратившись к теме современного героя-лидера, авторы картины выбирают решительного и мужественного пограничника, который в меру своих сил и возможностей пытается учить уму-разуму (бескомпромиссности, честности, настойчивости) экзальтированную молодую женщину из профессорской семьи». Стоит заметить, что юмор в картине выглядит несколько натужным, а сатира – притянутой за уши. Но если подходить объективно, то они скорее фон для главенствующей «мыльной» линии. 28-летняя В.Глаголева («Женщин обижать не рекомендуется») по опросу журнала «Советский экран» признана актрисой года. Кстати, по меркам тех лет, в представляемом фильме была «обнаженка» с участием Веры. Музыка И.Шварца. 14-е место (11,6 млн зрит.) в годовом прокате. Рейтинг IMDb – 5,8/38 голосов. *1/2

«ДОРОГА АНГЕЛОВ»

(23, Пт, Лад, 13-00)

La Via degli angeli/A Midsummer Night's Dance, Италия, 1999, 121 мин, PG. Реж. Пупи Авати («Бикс», «Друзья детства», «Вторая брачная ночь»); в рол.: Валентина Черви (Инес), Джанни Кавина (брат Лориса), Либеро де Рьенцо (Анжело), Карло Делле Пьяне (Нелло Апичелла), Марио Марандзана (отец Анжело), Кьяра Мути (Габриелла), Синтия Масколи (Пола), Серджо Тардиоли

Ироническая ретро-мелодрама в постановке культового режиссера, неоднократно участвовавшего в топ-фестивалях. «Дорога ангелов» состоит из 11 небольших лирических глав. В этой ленте замечательно переданы нюансы сельской жизни в Италии 30-х годов прошлого века. Итак, очаровательная Инес вместе с матерью приезжает на лето в деревушку Сассо. А так уж повелось в этих местах, что каждый год вершится особый ритуал, в ходе которого, кажется, останавливается ход времен. Речь идет о танцевальном бале, которого ожидают и женихи с гор, и невесты с равнины. Сердца одиноких мужчин, отложивших хозяйственные заботы, это мероприятие наполняет радостью и надеждой на любовь. Они с нескрываемой завистью поглядывают на организатора «дискотеки», который может запросто общаться с пришедшими женщинами. А по слухам, даже «попробовал» некоторых из них. И юные девственницы, и веселые вдовушки испытывают заметное окружающим возбуждение, когда извещается о начале танца… Музыка Рица Ортолани («Паприка»). Сценарий Антонио Авати отмечен премией МКФ в Монреале. Номинации на премии Silver Ribbon (Италия): сценарий, Кавина и 23-летняя В.Черви («Война и Мир»). В Италии фильм посмотрели 0,07 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 6 /106 голосов. **1/2

«ЛЮБОВЬ НА СЕНЕ»

(24 и 25, Сб и Вс, РТР, 20-20 и 9-10)

tv5 Россия, 2009, 98 мин, PG. Реж. Валерий Чиков («Не послать ли нам гонца»), Сайдо Курбанов («Лабиринты любви»); в рол.: Владислав Галкин (Николай Евлашкин), Елена Лядова (Надя Лемешева), Сергей Юшкевич (Фёдор), Елена Бирюкова (Шура), Никита Зверев (Слава Елохов), Александр Пятков (Гурий), Никита Сологалов (Ромка), Максим Емельянов (Петя), Владмир Горюшин (Тимофей Селиванов)

Деревенская мелодрама по сценарию Валерия Чикова («Русская рулетка»). Недавно ушедший в мир иной В.Галкин (25.12.1971 – 2.3.2010 г.) сыграл типичного чудака шукшинского розлива. Буквально ко всему его Николай подходит со смешком, прибауткой, но собственные убеждения при этом чтит. Мы знакомимся с ним в милиции, куда он попал вроде бы за воровство сумок прохожей. Ситуация тем осложняется, что он всего две недели, как вышел из зоны, где провел 6 лет. А угодил за решетку, по его признанию, за хорошую учебу и примерное поведение (на самом деле, медь воровал, так как зарплату в лихие 90-е не давали). Благо, что пострадавшая Надя все правильно поняла и даже, что называется, запала на этого мужичонку. Недолго думая, он отправляется в ее деревню с говорящим названием Бухалово, где Надя работает трактористкой на ферме, кормит свиней, сочиняет стихи и растит сына-пятиклассника Ромку. Тот встречает ухажера в штыки, мол, после фашистских замашек много пившего, а потом сгинувшего родного отца, никого больше не допустит близко к маме. Так что принять Колю она отказывается, но он не сдается, селится неподалеку, а работать устраивается… дояром. Вокруг него колоритные персонажи, включая местных богатеев (и приехавшего на родину привлекательного олигарха), прибившегося к деревне солдата-сироту, одиноких баб и криминальных мужиков. Действительно, куда уж без бандитов, тем более что надо было показать – Николай настоящий герой, готовый пострадать за общественное добро и драться за свою любовь. Если, конечно, при этом не пострадают интересы сына любимой. Как в случае с неожиданно приехавшим и «завязавшим» супругом… В ткани фильм много переживаний, сельского быта (и связанных с ним красот), а также сурового по форме ерничества. Не случайно Николая примерно так представляют потерявшей от него голову Шуре: «Мужчина серьезный, в тюрьме сидел. Чтобы знала, где край и не падала». Слово «сено» в названии, как ни странно связано и с рекой в Париже. Полнокровную роль замечательно исполнила 28-летняя Е.Лядова («Космос как предчувствие»). Съемки проводились в Рузском районе Московской области. Рейтинга IMDb нет. **

«МИЛЛИОНЕР ПОНЕВОЛЕ» *

(24, Сб, ОНТ, 21-05)

tv6 Mr. Deeds, США, 2002, 96 мин, PG. Реж. Стивен Брилл («Никки, дьявол-младший», «Трое в каноэ»); в рол.: Адам Сандлер (Лонгфелло Дидс), Вайнона Райдер (Бэйб Беннет), Джон Туртурро (Эмилио Лопес), Аллен Коверт (Марти), Питер Галлахер (Чак), Джаред Харрис (Мак Макграт), Роб Шнайдер (курьер), Эрик Аварии (Сесил Андерсон), Питер Данте (Мерф), Стив Бусеми (пучеглазый), Джон Макинрой (теннисист Д.Макинрой), Стивен Брил (скрипач)

Эксцентрическая комедия положений. Впервые мистер Дидс появился на экране в знаменитом фильме 1936 года – «Мистер Дидс переезжает в город». Его постановщик Ф.Капра завоевал «Оскар», а исполнитель главной роли – легендарный Гари Купер претендовал на эту награду. Фильм собрал много денег, а его рейтинг IMDb – 8 (!). 35-летний А.Сандлер («Большой папа») вступил с ним в конкуренцию, что было многими воспринято как заведомая наглость. Кстати, в конце 60-х годов снимался сериал о Дидсе, но без успеха. Итак, необузданный 82-летний миллиардер, обладатель контрольного пакета акций (на $40 млрд) мега-компании «Блэйк Медиа», не вняв предостережениям, полез на горную вершину в момент бури, где и превратился в ледышку. Поиски наследников выводят на провинциального работника пиццерии Лонгфелло Дидса, который даже не был знаком со своим знаменитым двоюродным дядей. Как это ни странно, он не слишком обрадовался вести о том, что теперь – олигарх. Больно уж уютно этому парню среди своих, где он всех знает, даже можно сказать популярен. Хотя открытки, к которым он любит придумывать стихотворные тексты, никогда не продаются. У Лонгфелло (а он стесняется такого имени) много странностей. Он очень любит обниматься с теми людьми, с которыми встречается. Его черная, дурно пахнущая после отморожения еще в скаутском лагере нога является традиционным поводом для развлечений. Лонгфелло любит, когда по ней лупят, например, кочергой, а он показывает, что ничего не чувствует. Он не прочь гульнуть, силен подраться, но всем вокруг готов помочь, а теперь еще и дать денег. Он ловок, как Бэтмен и запросто совершает подвиги, спасая кошек. Раньше Лонгфелло являлся просто болельщиком, а теперь владелец популярной команды и запросто одергивает ее обнаглевшего лидера. У него масса слуг (особенно выделяется испанец Эмилио, способный бесшумно перемещаться), роскошные хоромы (в которых он вместо лифта ездит на перилах), чудо-вертолет («Sikorsky S-92») и т.д. Разумеется, наш герой не соблюдает статусность и не следит за имиджем. Увы, его заведомую, простонародную наивность использует коварная журналистка Бейб (выдающая себя за школьную медсестру), которая, пользуясь своей привлекательностью, добывает нужную ее изданию информацию. Но она не знает, что ее переиначат, превратив Дидса из героя в полного ублюдка. А между тем выясняется, что Бейб родом из той же местности, что и Лонгфелло. И все ее помнят как местную… Квазимодо… В фильме немало юмора физиологического плана, да еще и с садистским уклоном. Но концовка, конечно же, слащавая. Съемки проводились в мае – июне 2001 г. Великий теннисист Джон Макинрой, имеющий репутацию необузданного кутилы, сыграл самого себя, взявшегося показать Дидсу необычный (читай, грешный) Нью-Йорк. Сандлер, бывший также и сопродюсером «Миллионера поневоле», претендовал на премию MTV как комик и завоевал премию Blimp, которую вручают от имени детской аудитории. Композитор Тэдди Кастелуччи завоевал премию BMI Film Music. Премия ASCAP за песню Where Are You Going. Обратите внимание на саундтрек, в котором звучит много песен, исполненных знаменитостями. Номинация на премию Ассоциации каскадеров Taurus за сцену, в которой женщины сражаются в пиццерии. Кстати, когда снималось, как Дидс избивает Марти на улице, разошедшийся Сандлер нанес такой удар Коверту, что тот ударился головой об асфальт, потеряв на минуту сознание. Номинации на антипремии Razzie: Сандлер, Райдер и римейк. Сборы в США $126,3 млн. Сборы за рубежом $45 млн. Сборы в России $0,78 млн. Бюджет $50 млн. Затраты на маркетинг $35 млн. Рейтинг IMDb – 5,5/38250 голосов. *1/2

«МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО»

(24 и 25, Сб и Вс, Лад, 15-20 и 8-20)

СССР, 1980, 74 мин, PG. Реж. Наум Бирман («Хроника пикирующего бомбардировщика», «Трое в лодке не считая собаки»); в рол.: Олег Даль (Борис Корбут), Любовь Малиновская (тетя Валя), Юра Жуков (Вадик Ложбинский), Боря Наумов-Бирман (Сережа Марков), Ольга Кузнецова (Женя Сластная), Юля Слезкинская (Алла Петунина), Саша Довгалев (Шурик Щербаков), Саша Зенкевич (Витя Кочнев), Владимир Заманский (военный из политотдела), Валентин Никулин (Король), Лариса Толкачева (Тамара Самсонова), Анатолий Рудаков

Военная драма по документальной повести «Балерина политотдела» (1979 г.) Юрия Яковлева. Кстати, этот писатель приложил руку к созданию ряда белорусских картин, среди которых «Пущик едет в Прагу», «Маленький сержант» и «Дочь командира». Есть белорусский след и в главном герое картины, прототип которого – Аркадий Обрант, уроженец Гомеля, имевший замечательное художественное образование. Он окончил Воронежский музтехникум по классу музыки и движения, затем Ленинградский институт физкультуры по специальности «художественная гимнастика» и, наконец, балетмейстерские курсы хореографа-новатора М.Лопухова в хореографическом училище им. А.Вагановой. На самом деле он был лейтенантом, а по фильму – рядовым Корбутом (тоже, кстати, белорусская фамилия), который в начале 1942 г., в разгар кровавой битвы, получает задание политотдела создать танцевальную группу. Он отправляется в блокадный Ленинград, рассчитывая найти профессиональных танцоров. Но таковых в городе не осталось, одни ушли на фронт, другие эвакуированы… К счастью, Корбут сталкивается на улице с солистом пионерского ансамбля Вадиком. И хотя мальчика трудно узнать, настолько он изможден, формирование подросткового коллектива выглядит перспективным. Ибо еще и поможет спасти жизни юных талантов. Репетиции поистине мучительны, но скоро премьера: концерт перед бойцами, вернувшимися с передовой… Особенно удачно получается танец «Тачанка». Артисты дали три тысячи концертов и получили боевые награды. Любопытно, что танец девушек-летчиц в фильме «Небесный тихоход» исполнили артистки ансамбля А.Обранта, судьба одной из них – Валентины Уваровой – легла в основу книги Ю.Яковлева. Для 39-летнего О.Даля («Земля Санникова») – роль Корбута предпоследняя в карьере. Музыка Дмитрия Шостаковича. Рейтинга IMDb нет. *1/2

«ПОЛЕТ В СТРАНУ ЧУДОВИЩ»

(24, Сб, СТВ, 8-00)

СССР (Беларусь), 1986, 73 мин, PG. Реж. Владимир Бычков («Город мастеров», «Русалочка»); в рол.: Максим Матусевич (Арбузик), Андрей Соловей (Бебешка), Александр Фриш (Бомбоко), Владимир Кремена (Дулярис), Георгий Милляр (Генерал), Станислав Садальский (Капрал), Владимир Орлов (Сыщик), Владимир Сичкарь (Писарь), Людмила Булдакова (Гадалка), Вацлав Дворжецкий (Учитель), Борис Гитин (Повар), Александр Беспалый, Георгий Волчек, Владимир Грицевский, Юлия Поплавская, Паша Плотников, Володя Кисель

Костюмированная волшебная сказка по повести «Приключения Арбузика и Бебешки» Эдуарда Скобелева (род. 8.12.1935 г. в Минске), известного также деятельностью на идеологическом фронте. Белорусский детский «блокбастер», созданный при участии группы известных мастеров цирка. И в первую очередь топ-клоунов В.Кремены и А.Фриша. Если хотите увидеть максимум возможностей белорусского зрелищного кинематографа в исторический период, который принято считать его расцветом, посмотрите представляемую картину. Актеров наших, как обычно, немного, но что касается комбинированных и трюковых кадров, то они делались собственными силами. Я специально общался с руководителем группы каскадеров Сергеем Каторженко и он не скрывал разочарования тем, как были сняты (!) исполненные трюки. Мол, не под тем углом, не в том ракурсе. Что поделаешь, в Беларуси слишком редко снимались по-настоящему зрелищные кадры. Так что, как говорится, не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. И история, например, «Анастасии Слуцкой» – лишнее тому подтверждение. Итак, мальчишки и девчонки, а также их родители готовились к началу нового учебного года. Однако Арбузик и Бебешка вместо класса оказываются на острове, где заправляют чудовища во главе со злым волшебником Дулярисом. Они превратили процветающие доселе земли в заколдованное королевство, а его жителей – в окаменевшие фигуры. И оставались бы они ими вечно, если бы не героические пацаны… При всей условности сказочной фабулы из-под контроля создателей фильма не уходит верность социальной концепции. Добро должно быть с кулаками, и оно обязательно победит зло, которое отражено в образах диктатора и его приспешников. Долой тиранию, да здравствует власть трудящихся – провозглашается с экрана. Интересно, будут ли современные дети воспринимать этот посыл так же, как советские ребята, для которых и снималась картина? Съемки Б.Олифера. Музыка С.Кортеса. Заглавную песню исполняют «Верасы». Дрессура животных -- Филатов/Запашный. Рейтинга IMDb нет. *

«Я ХОТЕЛА УВИДЕТЬ АНГЕЛОВ»

(23, Пт, Мир, 18-30)

I Wanted to See Angels, Россия – США, 1992, 83 мин, R. Реж. Сергей Бодров («Кавказский пленник», «Монгол»); в рол.: Алексей Баранов (Боб), Наталья Гинько (Нэт), Лия Ахеджакова (мама), Алексей Жарков (врач), Женя Пивоваров, Валерий Деркач

Криминальная мелодрама. Саратовский «киллер» Боб пока еще никого не убивал, но приказы босса принято исполнять, и он едет в Москву разобраться с тем, у кого уже кончился «счетчик». Увы, история складывается не так, как хотелось бы. Вместо пистолета Боб находит... странную девушку Нэт. А ведь давно известно, что в криминальном мире любовь и смерть частенько бродят неподалеку. Его манит дорога «беспечного ездока», летящего по фривею на байке. Ее греют мечты о теплых американских пляжах и весточке от знаменитой Мадонны. Но все зрители понимают, что это не тот случай, когда мечты сбываются… Типично перестроечный фильм о потерянной стране, потерянной молодежи, потерянных мечтах. Полный набор «чернушных» штампов, но присутствует и романтический привкус. Как писал А.Федоров, «Говорят, что Сергей Бодров назвал свои фильмы прощанием с Европой, так как у него впереди многомесячный контракт в Америке. Он уезжает, а его русские герои (те, кто уцелел) остаются. Что ж, быть может, кому-нибудь из них улыбнется счастье, и они увидят ангелов...». Музыка Игоря Назарука и группы «Монгол Шуудан». Рейтинг IMDb – 7,1/7 голосов.

 


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах