30.08.2012

 - Газета

Туристские тропы объединенной Европы

Должен заметить, что за долгие годы перестройки, когда отпуска или использовались, «чтобы снискать хлеб насущный», или компенсировались отпускными, навык организованного длительного отдыха малость подрастерялся. Последнее пребывание в Европе напоминает аннулированным зарубежным паспортом с тиснением «СССР» на обложке.

Игорь ГРАДОВСКИЙ, фото автора

10.7.12, вторник – день первый

Должен заметить, что за долгие годы перестройки, когда отпуска или использовались, «чтобы снискать хлеб насущный», или компенсировались отпускными, навык организованного длительного отдыха малость подрастерялся. Последнее пребывание в Европе напоминает аннулированным зарубежным паспортом с тиснением «СССР» на обложке.

Европа-2012

Впрочем, к делу: быстрый и насыщенный тур предполагает экспрессивное изложение. Из дома вышли в пять утра, из Минска выехали в шесть. Автобус с названием «Шумахер» – литовский. Группа в основном минская – 50 человек.

К полудню прошли границу. Оказалось, что нельзя провозить больше двух пачек сигарет, поэтому запас проехал «контрабандой».

Первая остановка в Польше в перевалочном пункте Пажеро (Pajero), расположенном километров за двадцать от границы, позволила мгновенно поменять на злотые склеенную купюру в 50 долларов, которую невозможно было поменять в стране, а затем хорошо пообедать из расчета около десяти евро на человека. Взяли также упаковку (6х1,5л) газированной воды. Курс доллара по отношению к злотому 1:4.

Наконец пригодилась сумочка, подаренная в прошлом году Союзом писателей: в основное отделение вмещаются фотоаппарат, очки и портсигар, остальные отделения – для паспорта и различных денег: евро, долларов, злотых, белорусских рублей. Различных монеток следует набрать: с «застойных» времен в Европе про­шли две кардинальные смены денежных знаков. А у нас – три. Значит, не за горами еще одна. Пока курс евро к белорусскому рублю 1:10 000.

В дороге там-сям стоят ветряки с тридцатиметровыми лопастями, а проезжая часть ограждена от полей и лесов сеткой, а от населенных пунктов – щитами. Поскольку основная часть полей и лугов – частная, на сеточных ограждениях – ворота или калитки с замками.

Через пару часов рассматривали Варшаву из окна автобуса. Более или менее готовая трасса в Польше – от Варшавы до границы на Берлин. На трассе много мостов – через каждые 3–5 километров, но дороги от них пока толком не сделаны.

Туалеты по дороге были исключительно бесплатными и ухоженными. Зато автобан 5-6 раз прерывался платными терминалами (государственными или частными).

Проехав в первый день более 1000 километров, остановились на ночлег перед Германией в стороне от трассы в отеле семейного типа «У сосны» («U sosny» – с ударением на первом слоге). Курить в номерах нельзя, что при одноэтажности и пластиковой отделке совершенно оправданно. Даже хозяин выходил покурить на крылечко. Польское пиво, как всегда, на высоте и стуит в ресторанчике 5 злотых (1 евро). Прогуливаться особо негде, но место живописное.

11.7.12, среда – день второй

В семь утра достаточно плотно позавтракали в отеле. Стол – «полушведский»: количество особо не ограничено, но выбор небольшой. Минимальное время подъема продиктовано временем прибытия – необходимо девять часов отстоя автобуса, чтобы водители гарантированно отдохнули. Весь процесс движения контролируется бортовым компьютером. Естественно, путь диктуется в основном навигатором.

Перед подъездом к Германии наш гид Лилия посоветовала всем пассажирам пристегнуться: немцы строги в соблюдении правил. Превышение скорости карается штрафом в две тысячи евро: сами нарушать не собираются, а приезжим – чтоб неповадно было.

В Берлине у Трептов-парка нас встречал местный гид – бывший харьковский строитель из СССР Борис. Восточный Берлин интенсивно перестраивается. Сам Берлин имеет несколько исторических центров. Новостью стала информация, что здание Рейхстага до 1990 года было в заброшенном состоянии. Очевидно, ГДР пообещала СССР его не восстанавливать взамен обещания не требовать уничтожения. Почти через полвека объединенная Германия приняла решение сделать в Рейхстаге музей, оставив победные надписи только внутри. Правда, матерные почти все уничтожили.

Люди бомжеватого вида в Берлине попадались. Но при среднем доходе немцев в 3000 евро государство обеспечивает им и съем жилья, и питание, и выдачу пособия в 300–400 евро.

Пообедали в центре Берлина приблизительно на 18 евро с человека. Там же купил первый магнитик за 10 евро. Потом осознал, что цена явно «лоховская», и, чтобы успокоить «жабу», взял в продуктовом магазине коньяк 0,7 л за 8 евро. В принципе турист – лох по определению. За это его и любят. А деньги для того и зарабатываем, чтобы их тратить. Иначе они смысла не имеют.

На улицах попадаются группки молодых людей на сегвеях – электрических двухколесных самокатах. Почему-то именно группы – по одному не ездят.

Туалеты (важный компонент массового туризма) в Германии всякие: бесплатные (в городе это – био), платные (70 евроцентов) и так называемые полуплатные (50 евроцентов+бабушка-совесть). Само собой – в каждом кафе и ресторанчике.

В автобусе во время переездов показывают сериал «Сваты». Зато без рекламы! В Голландии были почти в 11 вечера. Остановились в отеле «Ибис» (Hotel Ibis). В названии отеля, как и в предыдущем польском, есть нечто сексуальное. Выпил коньяка у себя и пива в ресторане.

12.7.12, четверг – день третий

В семь утра – шведский завтрак в гостинице. Затем – дорога на Амстердам. Голландские коровы, видимые из автобуса, не впечатлили ни размерами, ни количеством – буренки как буренки. В Голландии высокий процент атеистов: «Бог дал людям землю, а мы свою создали сами». Город построен на болотах, поэтому изрезан каналами и переплетен мостами. Некогда Петр Первый «рубил окно в Европу» по аналогу Амстердама, только еще и косточками человеческими топи устелил.

Амстердам

С утра холодновато – все-таки север. Первое посещение – завод алмазов Gassan с бесплатными кофе-чаем (вид маркетинга). Сначала рассказ о технологии производства, затем посещение магазина с изделиями стоимостью от десятков тысяч до десятков евро. Основная часть продавцов поднебесноподобны.

Часть жителей Амстердама живет на воде: или в катерах, или в домиках на сваях. Необычайно развито велосипедное движение: велосипедисты везде, а припаркованные велосипеды не поддаются счету. При этом велосипедисты не особо смотрят на пешеходов – тренькают звоночками и едут по своей дорожке. А еще в Амстердаме зачем-то есть метро.

Кроме пешеходной экскурсии, во время которой прошлись по улице Красных фонарей и марихуанных кафе, была поездка на катере по определенному маршруту. В принципе голландцы добавляют легкие наркотики и в сигареты, и в печенье, оставляя те же торговые марки. Того не желая, можете приобрести дурь, так как цены практически не отличаются от цен на чистые продукты.

Много прогуливающихся инвалидов-колясочников. «Укурка» видели только одного – с явными признаками первичных природных «особенностей умственного развития» и систематических телоповреждений.

Подумалось, что откровенные будочки «красных фонарей» и марихуана – компенсация голландцам за относительно суровые климатические условия и способ сделать страну привлекательной. Как те дамбы, которыми голландцы героически отгораживаются от Северного моря.

Пообедали в кафе на одной из улочек: отдали на четверых около 100 евро. Ритуал обеда – часть личной экскурсионной программы для оценки ценовой, гастрономической и сервисной составляющих. Особой чувствительности к деньгам нет. Умножение на 10 тысяч для доводки до белорусского эквивалента вводит в ступор; наличие монет в 50 евроцентов, 1, 2 евро расслабляет; большие порции, неспешность и сервис в кафе успокаивают.

Из Амстердама выехали в четыре часа дня. Сделали остановку в Бельгии, которую проехали транзитом. К половине одиннадцатого добрались до Франции. Название отеля Campanile. Если читать кириллицей-мефодиевкой – похоже на «Сатрапию».

13.7.12, пятница – день четвертый

В Париж въезжали долго. Улицы расположены паутинками, расходящимися от колец и соединяющими эти кольца. В 1944 году фюрер приказал коменданту Парижа взорвать мосты через Сену и основные здания. Генерал фон Хольтиц не выполнил приказ, а в конце августа гарнизон капитулировал. Париж остался нетронутым. Поэтому парковка на узких улочках затруднительна: паркуются вплотную и выезжают, растолкав бамперами соседей. Наши водители срывали аплодисменты, когда умудрялись протиснуться в нужную сторону.

Афропарижане занимаются уличным сувенирным бизнесом: продают металлические макетики Эйфелевой башни различных масштабов – от брелоков до светящихся 30-сантиметровых. Носят на себе, первоначальные цены выставляют в два-три раза выше продажной, по окончании работы прячут «башенки» под кусты.

Обзорную экскурсию по Парижу и Монмартру провела местный гид Татьяна. И вообще русскоязычных (как туристов, так и парижан) хватает. А торговцы, улавливая ваш язык, сразу начинают произносить отдельные слова или фразы.

На Монмартре Татьяна рассказала чуть ли не о каждом домике. А на коротких и кривых во всех пространственных направлениях улочках – торговцы репродукциями, картинами и художники, готовые за 20 евро быстро выполнить желающим шарж. Могут согласиться и за десять.

Порадовал городской туалет (уличные – бесплатны, в кафе желательно бросить на стойку 50 центов): электроника, сопровождающая голосом каждое действие. Почти космический корабль.

Пообедали в кафе 1879 года, как следовало из вывески и стилизации, за 100 евро на четверых. Те же громадные порции, включающие все, и почти обязательно – вино.

Несколько часов гуляли по городу от Монмартра до Лувра, изредка поглядывая на карту. «Визитки» Парижа, обновленные в памяти автобусной экскурсией, – надежные маячки. Парижское метро также не проверяли: на освоение транспорта города нужно-таки пожить в нем хоть пару дней.

Попрошаек и пьяных нет, но в боковой нише здания заметили одеялко и подушечку – чей-то летний домик.

День был достаточно мрачный, а после семи вечера полил дождь. Тут же на улицах появились продавцы зонтиков за 4-5 евро – «латино»-парижане. Перекусили еще раз в кафе вблизи места сбора (у моста возле башни Эйфеля) – снаружи и внутри, с пивом и вином. Как у Высоцкого: «Ну, а мне вот это желтое в тарелке!»

В половине десятого вечера – прогулочная экскурсия на кораблике пассажироемкостью в пару сотен человек. У каждого пассажира – пульт, через который гида можно слышать на близком языке. Информация, естественно, поверхностная, как и положено.

14.7.12, суббота – день пятый

Всю ночь двигались по территории Франции. По дороге несколько раз останавливались приблизительно через три часа – время смены водителей. От длительных переездов опухли ноги – не только традиционные лодыжки, но и подъем ступни – эдакая подушечка образовалась. Раньше сталкиваться не приходилось – отсюда физиологическая частность. «На круг» проехали около трех с половиной тысяч километров.

К обеду добрались в Каталонию – автономию (слова «провинция» каталонцы не терпят) Испании. Но это уже, как говорится, совсем другая история…


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах