01.02.2009

 - Газета

Трудности перевода

Чем завлечь в Беларусь иностранцев?

Сделать из нашей страны конфетку, как оказалось, - нелегкая задача. Недаром к этой работе правительству пришлось даже привлечь независимых экспертов. В сфере туризма аналогичная проблема обсуждается уже не первый год, однако универсального рецепта приманки для интуриста пока не придумано.

Чем завлечь в Беларусь иностранцев?

Сделать из нашей страны конфетку, как оказалось, - нелегкая задача. Недаром к этой работе правительству пришлось даже привлечь независимых экспертов. В сфере туризма аналогичная проблема обсуждается уже не первый год, однако универсального рецепта приманки для интуриста пока не придумано. Вот Латвия - страна, которая поет, Чехия решила "подсластить Европу" (помните замечательный рекламный ролик, выпущенный накануне вступления Чехии в должность страны#председательницы ЕС?). А чем же мы способны удивить иностранцев? Вроде и петь умеем, и "Коммунарка" со "Спартаком" отменно работают, но бренд "Беларусь", хотя бы и в плане одной, конкретно взятой туристической отрасли, по-прежнему не вырисовывается.

О главных достоинствах нашей страны мы решили поговорить со знатоками въездного туризма. Все они единодушны: Беларусь интересная страна, но: не для всех и не вся. Иначе говоря, то, что привлекает у нас израильтянина, скорее всего оставит безразличным японца, а то, что влечет россиянина, вероятно, будет малоинтересно американцу и т.д. Итак, Беларусь для небелорусов - какова она? Своими практическими наблюдениями с "ТиО" поделились заместитель директора ком пании "Внешинтурист" Николай Такунов, директор РУП "Белинтурист" Мария Филипович, начальник бюро туризма гостиничного комплекса "Припять" в Пинске, председатель Пинского отделения Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов переводчиков Татьяна Хвагина, а также Аноним, глава крупной турфирмы по приему иностранных гостей, пожелавший остаться неназванным.

34

Британцев интересуют Шагал и... водка

Н.Такунов: На прошлой неделе один из британских туристических сайтов включил Беларусь в десятку лучших стран мира для путешествий - мол, Минск и Беловежская пуща стоят того, чтобы их увидеть.

Новость, конечно, приятная, но возникает вопрос: сколько в Соединенном Королевстве таких сайтов? А сколько в мире рейтингов с "десятками" и "пятерками"? Да и как часто Беларусь фигурирует в подобных опросах, чтобы считать нынешний прецедент тенденцией, а не случаем? Опрос одного из многих туристических сайтов Великобритании не кажется мне надежным. Что касается интересов британцев в нашей стране, то я бы отметил музыкальную жизнь, оперу, балет. Также у них часто возникает желание посетить Витебск - как город Шагала. Там же оставил свой след и Казимир Малевич. Но чтобы туристы устремлялись по следам знаменитостей, им должна быть доступна соответствующая информация. В первую очередь это путеводители - но написанные не нами для интуристов, а авторами из тех стран, откуда мы ждем гостей: им лучше знать, что интересно соотечественникам, их вкусы и пристрастия. Важно нажать на нужные струны души читателя, показать ему - мол, автор сам там был, все видел и тебе советует. Кстати, на Западе многие "коллекционируют" города - это хобби уже превратилось в отдельный вид туризма. И в Минске вполне достойная база для приема: есть хорошие отели и 5*, и эконом)класса. По крайней мере, наши клиенты оставались довольны. Еще одно перспективное направление может начать развиваться, когда в Минске появится центр гольфа. Опять же - есть люди, которые "коллекционируют" гольф)площадки. Спортивный туризм - тоже потенциально хорошая статья доходов.

Аноним: Могу предположить, что на результаты опроса британского сайта повлиял визит в Минск английских футбольных болельщиков прошлой осенью. Судя по отзывам в английской печати, гостей из туманного Альбиона впечатлили, увы, не архитектура и природа, а наши водка, женщины и драники. Кстати, многие туристы приезжают к нам, грубо говоря, попить водки.

Есть даже такие путешественники, которые "коллекционируют" страны по какому-то одному принципу: например, "изучают", какая водка и какие с ней связаны традиции в Германии, России, Беларуси. Наша страна также любопытна тем, кого интересует советская экзотика. Однако должен отметить, что за последние годы количество туристов, приезжающих с познавательными целями, уменьшается, и все чаще нас посещают бизнес)туристы. А активный интерес к нам сегодня можно вызвать в первую очередь брендом terra incognita - главное, чтобы политический имидж страны был положительный.

М.Филипович: Распространение информации о стране в интернете сразу повышает внимание потенциальных туристов. Сравнительно недавно был опубликован список 50 необычных архитектурных строений, в числе которых оказалась и наша Национальная библиотека.

Наверняка кто-то уцепился за эту новость и, возможно, уже собирается в Минск. Подобные сообщения - те капли, которые точат камень и работают на перспективу.

Т.Хвагина: Общеизвестный факт: чтобы что-то предлагать на рынке, нужно сначала изучить спрос. Что же нужно иностранцам? Я чуть ли не насильно затащила одних своих клиентов в деревню Кудричи. Нехотя, но они согласились. А когда приехали и увидели аистов на соломенных крышах хат, просто на улице, туристов невозможно было остановить - они готовы были здесь и заночевать.

Или, к примеру, привозим иностранцев в Брестскую крепость. Оказывается, западным европейцам она неинтересна: у них таких крепостей полным-полно. Зато увидели птичку на дереве, и все - бросились ее фотографировать. Музей обороны крепости из программы сам по себе выпал: И как после таких случаев реагировать на некоторые директивы, предписывающие обязательно показывать объекты, важные с точки зрения идеологии, да еще и отчитаться за "проделанную работу"?

Американцам лучше на Украине

Аноним: В прошлом году в Беларуси зафиксировано более 5 миллионов посещений иностранцами. Для сравнения: на Украине - всего 4 миллиона. Предполагаю, что наша впечатляющая цифра взялась из учета всех, кто проезжал через белорусскую территорию. Если умножить 5 миллионов даже на 50 евро - за одну ночевку, можно представить, сколько денег оставили иностранцы в стране. Но что бы ни говорили эти цифры (сколько среди этих пяти миллионов дальнобойщиков - кто-нибудь считал?), фактически ситуация такова, что западные туристы выбирают Украину, а не Беларусь.

Восточная Европа - сегодня довольно популярная тема на Западе. Но для многих стоимость тура в бывший СССР является принципиальным вопросом. В среднем недельный тур на Украину обходится в 400 долларов, а к нам - в два раза дороже. Наши гостиницы держат одну и ту же цену круглый год, а на Украине 5* в высокий сезон стоят 300 долларов, в низкий сезон цена падает до 100 у.е.

Н.Такунов: Есть государственные органы, которые полагают, что цены эти правильные. Но мы считаем по-другому - могло бы быть и дешевле. И еще один важный момент, влияющий на поток американских туристов: госдепартамент США издает спецрекомендации по посещению отдельных стран. Раньше в отношении Беларуси рекомендации были отрицательные. И только в последнее время они смягчились.

Поляки едут помолиться и поклониться землякам


Т.Хвагина: Я слышала, что в Беларусь увеличилось количество туристов из Турции. Может, это и так, но в Пинском регионе их как не было, так и нет. А это означает, что каждый регион страны имеет свою специфику и, соответственно, свой контингент туристов. Одна из наших целевых групп - поляки, приезжающие как в составе групп, так и в индивидуальном порядке. Соседей интересуют, во)первых, те места, откуда родом их предки, т.е. имеет место ностальгический туризм. Во-вторых, популярны паломничества по католическим святыням Полесья. Эти направления нам "раскручивать" не нужно: польские писатели давно сделали это за нас - такие авторы, как Мария Родзевичувна, уроженка Полесья, написали немало произведений о родных местах, их в Польше читают по сей день. Еще до войны там начали издаваться путеводители по нашему региону, различные познавательные книги выходят и сейчас, а мы даже не знаем об этой литературе! Так что поляки приезжают на Полесье подготовленными туристами - им только покажи то, о чем они уже прочли. Стимулирует путешественников из)за Буга и то, что самые известные деятели польской культуры - Мицкевич, Костюшко, Наполеон Орда и другие - родом из Беларуси. Еще один путь, по которому к нам попадают поляки - трансграничные маршруты: один начинается в Вильнюсе, второй на украин) ской Волыни, и все они пересекают нашу территорию. Это, можно сказать, ностальгические туры по бывшей Речи Посполитой. Может создаться впечатление, что Беларусь в Польше можно и не рекламировать - о нас там осведомлены. Но, с другой стороны, Украина и Литва себя в Польше энергично продвигают - их стенды я видела, например, на туристической выставке в Познани. Значит, все)таки и нам надо себя позиционировать еще более активно.

Русские, арабы и итальянцы хотят в леса

Аноним: Есть три-четыре "стабильных" точки, куда все традиционно возят иностранцев: Дудутки, Минск (обзорная экскурсия) и на выбор - "Хатынь" или Мир - Несвиж. В последнем случае выбор зависит от контингента: кому-то интересна война, кому-то - замки. В Беловежскую пущу в основном стремятся попасть россияне. Почему? Как мне кажется, для них это возможность очутиться поближе к Европе и подальше от Сибири. Да и вообще россияне считают, что мы живем лучше них, поэтому к нам едут.

Н.Такунов: Жителей Ближнего Востока привлекают наши заповедники. Они в шоке от того, сколько у нас зелени, от наших рек, полей. Показывали Полоцк ливанцам - им очень понравилось. Почему? Во-первых, город с богатой историей - фактор, который всегда привлекает образованных людей. Во)вторых, в сравнении с тем, что можно увидеть в России или на Украине, Полоцк оставляет впечатление очень ухоженного города. В этом плане хорошие возможности для продвижения у Пинска, но есть существенный минус - от Минска далековато.

М.Филипович: Природные богатства - одно из достоинств нашей страны с точки зрения въездного туризма. Об этом говорил во время визита в Беларусь Франческо Франжиалли, глава Всемирной туристской организации. На Западе три дерева уже считаются сквером, вся земля разделена между хозяевами.  Поэтому итальянец, приезжая к нам и услышав, что в лес можно свободно ходить и собирать грибы, столбенеет. У них в лесу можно двигаться только по специальным дорожкам и согласно указателям, а у нас все государственное и доступное. Я согласна с Сергеем Плыткевичем, который недавно в интервью говорил о туристических возможностях бассейна реки Припять, полесской Амазонии. Я сама там была и до сих пор не могу забыть, как плыла с Иваном Чурой на моторке. А он, кстати, только что вернувшись из Замбии, признавался, что не получил там - в Африке! - таких сильных впечатлений, как на нашей Припяти. Помню, река разлилась: дубы стояли "по колено" в воде, над нами летали огромные синие стрекозы, а вечером мы выловили 70)килограммового сома и сделали из него шашлык!

Японцы любопытны, но не всеядны

Н.Такунов: Японцы очень аккуратные люди, и, приезжая в Беларусь по делам, они интересуются всем, о чем разузнали через интернет. Они заранее договариваются о том, что хотели бы увидеть, но с охотой принимают и встречные предложения. Скажем, у них нет таких замков, как в Мире и Несвиже, - это им интересно, впрочем, как и всем туристам из Азии. В последнее время пользуется спросом Музей народной архитектуры и быта в Строчицах - он ближе к Минску, чем Дудутки, и доступнее. М.Филипович: Опыт общения с японскими туристами подтверждает, как важно в нашей работе знать менталитет другой нации. Однажды мы повезли японцев в Беловежскую пущу. А потом оказалось, что самым большим впечатлением для туристов осталась многочасовая дорога - к то) му же, впечатлением не самым приятным. Они вспоминали не пущу, а то, что "так много земли никогда не видели", имея в виду длительный переезд на "огромное" расстояние по нашей "большой" стране. Люди, которые живут на маленьком острове, не привыкли к долгим переездам, и если в следующий раз нам придется организовывать для них поездку, то придется учитывать этот момент. Пуща уже вряд ли войдет в маршрут.

Бельгийцам понравилось на "Линии Сталина"

Н.Такунов: Среди туристов, которых мы принимали, было немало любителей военной техники. Например, бельгийцам очень понравилось на "Линии Сталина" - там все хорошо организовано и показано. Поэтому если отбросить кое)какие исторические несоответствия, то нужно признать - это достойный туристический объект. Вообще любой, кто собирается в Беларусь, сперва должен проникнуться самой идеей: куда он едет и зачем? Мы же со своей стороны можем предложить немало. Тот, кто знает Беларусь, найдет, чем удивить гостя. К тому же, что бы ни говорили где)то за границей, у нас безопасная страна с нулевым уровнем криминальной напряженности. А инфраструктура, может, и не до конца оформившаяся, но уже ведь не скажешь, что в Минске не хватает баров, кафе. С другой стороны, иностранцы, выбирая ту или иную страну для путешествия, часто присматриваются к ценам, к авиатарифам - куда окажется дешевле, туда и полетят.

М.Филипович: Чтобы в страну приехать, для начала нужно этого захотеть. Но чтобы захотеть, нужно чем)то заинтересоваться. Конечно, ни перед немцами, ни перед французами нечего хвастаться Мирским или Несвижским замками. Такие крепости и дворцы у них в каждой деревушке найдутся.

Израильтяне много знают и не терпят фальши

Т.Хвагина: Евреи из разных стран часто посещают нашу страну с ностальгическими турами. Едут или те люди, которые здесь родились, или их потомки. Чтобы организовать для них тур, нужно проделать очень много работы - в каждом случае это индивидуальный подход. Это и сложно, и интересно: находишь дом, в котором люди жили до войны, и сам как будто проживаешь их прошлую жизнь. По линии ностальгического туризма в 2007 году в наш регион приезжал генеральный директор фирмы "Майкрософт" Стив Балмер - его предки родом из деревни Молотковичи Пинского района. Балмеру показывали корчму, пекарню, принадлежавшие его деду, бабушке, водили на кладбище. Конечно, весь маршрут, нужно было предварительно очень хорошо проработать. Евреи, выходцы из Беларуси - публика требовательная. У них особая культура, без знания которой ты не сможешь найти к клиенту подход. По этой причине евреи почти не заказывают экскурсии у турфирм, а предпочитают работать со своими национальными организациями за границей или местными общинами, которые сами организуют путешествия. Сначала я тоже боялась работать с этой категорией туристов. Но чем больше общалась с ними, тем лучше понимала, чувствовала, что им надо, что интересует. И было очень приятно, когда они сдержанно, но искренне благодарили за то, что я показывала им именно те места и преподносила те факты, ради которых они ехали в Беларусь. Почетно было услышать в свой адрес: "Вы знаете, как книга". А ведь некоторые коллеги сразу "сходили с ди) станции". Приводит такой гид туристов на территорию бывшего гетто, а ему вопрос: "Какой высоты здесь были столбы ограждения?" А он не знает. Нужно работать и, кстати, продвигать свой продукт в Израиле, чем пока никто толком не занимался.

Голландцы зайца не видали

Т.Хвагина: Самые сложные - это экологические туры. Если экскурсовод заучил исторический маршрут, то он может быть спокоен: спустя много лет здесь будут стоять те же храмы, о которых по накатанной можно рассказывать одну и ту же историю. С природой все иначе. Если приезжают голландцы, немцы, шведы, интересующиеся экологией, с ними должен работать не обычный экскурсовод и, тем более, не бухгалтер, как в одном национальном парке, а знаток флоры и фауны, человек со специальным образованием. Турист не должен ждать, пока гид придумает, о чем говорить: если группа идет по лесной тропе, экскурсовод обязан ни на минуту не умолкать и рассказывать о растениях, живот) ных - вот тут такие)то лечебные травы, в реке редкая рыба, а вон заяц побежал. У нас же зачастую гид не может двух слов связать, кроме как: "Ну вот, пришли. Это дуб". А туристы стоят и не знают, что и спросить. Если мы будем кормить наших гостей комарами, а не качественной информацией, они к нам не поедут.

Клиент всегда прав

Очевидный факт: для продвижения страны на разные зарубежные туристические рынки предстоит сделать немало - начиная от путеводителей на разных языках до креативных роликов на ТВ (конечно, не с тракторами и "Дожинками"). Но одно несомненно: Беларусь станет интересна иностранцам тогда, когда станет интересна нам самим. От полесской Амазонки и Беловежской пущи до средневековых замков и "Линии Сталина" - уже сегодня есть нам что продвигать. Наверное, для всего этого богатства нужна какая-то необычная обертка. Во всяком случае, стоит прислушаться к мнению профессионалов - категорически противопоказано продавать Беларусь всем подряд одним "пакетом".

Начни полякам рассказывать о воссоединении Белоруссии в 1939 году, они вежливо остановят лектора. Евреи, заметив в словах гида фальшь и незнание их традиций, развернутся и уйдут. Это - не гипотетические ситуации, а реальные факты. Но ошибки исправимы, а чтобы их не повторять, нужно изучать нравы иностранцев и не подстраивать их под наши реалии, а подстраиваться под гостей. Клиент всегда прав.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах