07.02.2013

 - Газета

Мира Баран: «Во главу угла деятельности РСТО мы ставим защиту интересов турфирм»

На итоговом заседании Республиканского союза туристических организаций (РСТО) на должность председателя этого общественного объединения была избрана Мира Яковлевна Баран, директор туристической компании «Экотур-6». Побеседовать с ней «по горячим следам» не удалось – практически сразу вновь избранная «глава» правления уехала в командировку в Прагу. Кроме того, в телефонном разговоре она попросила перенести беседу, потому что возникла необходимость осмыслить произошедшее.

– Мира Яковлевна, получается, ваше избрание стало для вас сюрпризом?

– Вот именно. Для меня это было очень неожиданно. Незадолго до итогового собрания членов РСТО мне позвонил Александр Ванюков и сказал...

На итоговом заседании Республиканского союза туристических организаций (РСТО) на должность председателя этого общественного объединения была избрана Мира Яковлевна Баран, директор туристической компании «Экотур-6». Побеседовать с ней «по горячим следам» не удалось – практически сразу вновь избранная «глава» правления уехала в командировку в Прагу. Кроме того, в телефонном разговоре она попросила перенести беседу, потому что возникла необходимость осмыслить произошедшее.

Мира-Баран – Мира Яковлевна, получается, ваше избрание стало для вас сюрпризом?

– Вот именно. Для меня это было очень неожиданно. Незадолго до итогового собрания членов РСТО мне позвонил Александр Ванюков и сказал, что члены правления предлагают мне занять должность председателя. Я попросила дать мне пару дней, подумала-подумала и решила дать согласие. Тем более что заместителем у меня будет опытный Александр Мирский. С другой стороны, как мне кажется, с помощью других членов правления я смогу внести в работу РСТО свежую струю.

– Но вы же не хотите быть просто «свадебным генералом»?

– Ничего подобного у меня и в мыслях не было! Мне захотелось восполнить  или компенсировать те моменты, которые были, на мой взгляд, упущены в последние четыре года, что-то улучшить, исправить… Возможно, причиной сложившейся ситуации была нехватка средств у союза.

– В блиц-интервью после вашего избрания вы отметили, что «приоритетным направлением деятельности РСТО в 2013 году по-прежнему будет разработка законодательных инициатив и проектов нормативных актов по совершенствованию условий развития туризма в стране». Что конкретно имеется в виду?

– Юридическая составляющая – это наше «слабое звено». Разумеется, внимание правления будет направлено на решение именно этих вопросов. Мы в принципе эти проблемы очертили: и защита туристических организаций, и поправки в Закон «О туризме». Почему, скажем, турфирма отвечает абсолютно за все? Когда она арендует автобусы, почему должна брать ответственность за качество транспорта, поломки и пр.? То же самое и с отелями. Считаю, что необходимо разграничить ответственность.

– Если в качестве примера брать последнюю жалобу туристов, то получается, что туроператор не отбирает отели, на которые априори не может быть нареканий, а, скажем, берет у партнера все, что дадут?

– В организованной нашей фирмой туристической цепочке это выглядит так: наши партнеры в Прибалтике, Германии, Чехии знают, какие отели нужны нашим группам. Но бывают разные неожиданности и чрезвычайные ситуации, к примеру, в отличном отеле идет ремонт или нет горячей воды… Случается форс-мажор, когда партнеры из-за таких накладок срочно меняют место проживания, а мы туристу уже сообщили, где он будет жить. Или такая ситуация: заказали отличного грамотного экскурсовода, а он заболел. Заказали хороший автобус, а утром тебе звонят и говорят, что у этой машины полетел… ну, не знаю, кардан. Туристам это объяснить сложно! Поэтому туризм – это теория вероятности. Турфирма не виновата, что из отеля вынесли сейф! Никто не мог такого даже предположить! Вот поэтому необходимы поправки в закон или другие юридические документы, которые бы помогали туристическим компаниям в работе. Любопытно, что в первоначальном варианте закона было прописано, за что турфирма отвечает, а за что – нет. Но затем эти предложения почему-то в документе не по­явились. Еще один серьезный вопрос, связанный с законодательными актами. Взять хотя бы договора, которые мы заключаем с туристами, договора комиссии, возмездного оказания услуг, с зарубежными партнерами… Почему каждая фирма должна ломать себе голову, нанимать юристов и пытаться правильно оформлять эти документы? Считаю, что этот вопрос нужно вынести на правление, обсудить и упорядочить, наконец, форму и содержание подобных бумаг. Понятно, что для решения подобных проблем понадобятся консультации хороших юристов, которые помогли бы все слабые места в туристическом законодательстве ликвидировать. И это будет не бескорыстная помощь. Я считаю, что РСТО должен этим юристам заплатить, потому что сейчас у союза появились некоторые финансовые возможности.

– Получается, что на протяжении 10 лет существования РСТО об этих проблемах не думали?

– Ну почему же! Думали, обсуждали… Но на решение проблем не было средств. А сейчас они появились.

– Возник какой-то новый источник финансирования?

– Нет, все гораздо проще – увеличилось количество членов организации. Если их поначалу было 5, то теперь – 38: 17 – действительных, 19 – ассоциированных. И все турфирмы, входящие в союз, платят взносы. Политика в отношении уплаты взносов очень жесткая, пришлось даже несколько компаний отчислить именно за неуплату.

– Сегодня в Беларуси по приблизительным данным насчитывается около 700 туристических компаний. А в союз входит всего 38. Получается, что РСТО остается в некотором смысле элитарным клубом. Почему, на ваш взгляд, вступать в него фирмы особо не стремятся? Или вообще стремление к объединению у нас в стране среди туристических компаний непопулярно?

– Да, действительно, сейчас наш союз – это элитарный клуб. Мой партнер по бизнесу в Праге рассказывал о туристической ассоциации, созданной в Чехии. В нее входит 480 турфирм! Все платят взносы и активно участвуют в деятельности, причем ставят настолько серьезные и глобальные вопросы, что к ним прислушиваются государственные структуры, идут навстречу! Наш союз не является закрытой структурой, и на каждом заседании вопрос о расширении количества членов ставится. Вместе с тем в стране работает много небольших туристических фирм, для которых обременительно платить взносы. Вот директор такой фирмы посчитал, что должен ежемесячно отстегивать по 30 долларов, умножил на количество месяцев… и сразу отказался от мысли о вступлении в союз. Какие-то фирмы имеют собственных юристов, которые их консультируют. Какие-то фирмы присоединились к ассоциации, организованной Владимиром Булатовым при Союзе предпринимателей. Но мне кажется, что когда фирмы увидят нашу конкретную помощь в решении спорных вопросов, они все-таки присоединятся к РСТО.

– Но это же не значит, что будут приниматься все желающие? Будет определенный отбор?

– Честно говоря, я не помню случая, чтобы фирма подала заявление и ей отказали. Сегодня существует такое правило: если турфирма хочет вступить в РСТО, она должна предъявить два рекомендательных письма от членов союза. И все-таки, для того чтобы организация стала весомой, в ней должно быть не менее половины всех существующих туристических компаний, то есть около 300. Тогда и средств будет больше, и в выставках можно будет совместно участвовать, и юриста брать на постоянной основе… Но пока это дело отдаленного будущего.

– Какие, на ваш взгляд, преимущества и плюсы от членства в РСТО?

– Для меня это очевидно. Мне всегда нравилось участвовать в заседаниях правления, а туда входят 11 членов. Это, так сказать, мозговой центр организации, когда можно высказать все, что наболело, «набросать» проблем и хоть как-то пытаться их совместно решать. Нужно отметить, что сегодня РСТО воспринимают как серьезную туристическую общественную организацию. Ее знают в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, с ней начали считаться. В прошлом году были организованы встречи в МИД Беларуси. Да, следует признать, там ведут свою политику по визам, а мы ведем свою. Пока согласие не достигнуто. Но процесс идет! На последней встрече в консульском отделе было выдвинуто предложение размещать на сайтах посольств Беларуси за рубежом информацию об услугах по приему туристов, предоставляемых нашими турфирмами.

– Намечается ли какая-либо работа, связанная с продвижением имиджа Беларуси за рубежом?

– На мой взгляд, здесь главную роль должны играть выставки. Сего­дня мы можем какой-то процент от наших взносов выделять на участие в тех выставках, которые заинтересуют хотя бы с десяток турфирм – членов союза.

– Год начался, и многие выставки уже прошли или вот-вот пройдут…

– Именно, и мы, так сказать, уже «пролетели»! Остается готовиться к осенним турбиржам. К примеру, про выставку в Израиле мы узнали буквально накануне! В предыдущие годы нам предварительно о намечающихся выставках сообщало Национальное агентство по туризму. Но сегодня, похоже, там этим направлением никто толком не занимается. А к выставкам нужно готовиться хотя бы за полгода! Кроме того, интересы турфирм далеко не всегда совпадают с теми планами, которые готовят Нацагентство или Министерство спорта и туризма. На многих турбиржах, куда сватают нас госструктуры, нам просто нечего делать! Приезжаем, скажем, в Москву на выставку, а там у нас крошечный стендик! Какая-то Новгородская область имеет в десятки раз большую площадь! Если Министерству спорта и туризма интересно представиться на национальной выставке в Индии, то турфирмы этим не заинтересуешь. Поэтому мы будем вести собственную выставочную политику, сами будем определять сферу интересов, составлять свои планы. Возможно, мы выберем для себя форму workshop, презентаций и пр.

– Есть ли планы по сотрудничеству с государственными структурами?

– Любое сотрудничество идет на пользу, это мое глубокое убеждение. После моего назначения мне звонил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин, который сообщил о намерении плотно сотрудничать с общественными организациями, в том числе и РСТО, поднять взаимодействие на более высокий уровень. Такое намерение не может не радовать. А вдруг найдутся общие точки соприкосновения? По крайней мере в этом году в контакте с Департаментом по туризму и Национальным агентством по туризму мы планируем провести ряд семинаров по актуальной сегодня юридической тематике.

– В каком формате будет осуществляться сотрудничество с зарубежными союзами и ассоциациями?

– Эту работу РСТО уже начало в прошедшие годы. Направление очень интересное. Мы бы хотели найти какие-либо зарубежные гранты и инвестиции. К сожалению, мы очень мало знаем, у нас практически нет информации! Этот пробел необходимо восполнять. Большое внимание мы собираемся уделить сайту общественного объединения. Он существует, но должен быть усовершенствован. Сайт должен быть не столько имиджевым, сколько деловым и приносить практическую пользу турфирмам.

Беседовала Надежда СУСЛОВА


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах