07.03.2013

 - Газета

Ирина Бовенко: «Я бы не поменяла в своей жизни ни одного дня!»

Накануне первого весеннего праздника свой день рождения отмечает одна из самых ярких и заметных персон белорусского турбизнеса, настоящий знаток итальянского направления – директор компании «Бел-Ориентир» Ирина Бовенко. О туристах, турбизнесе, свершениях и планах –
наше интервью.

Накануне первого весеннего праздника свой день рождения отмечает одна из самых ярких и заметных персон белорусского турбизнеса, настоящий знаток итальянского направления – директор компании «Бел-Ориентир» Ирина Бовенко. О туристах, турбизнесе, свершениях и планах – наше интервью.

Ирина-Бовенко – Ирина Петровна, вы пришли в туризм около 25 лет назад. Как изменилась туристическая сфера за эти годы? Как изменился белорусский турист?

– Я начинала свой трудовой стаж инженером с «закрытым почтовым ящиком» и думала, что никогда в жизни никуда не попаду. Я завидовала своим родителям, которые успели поездить по миру: мол, вот они какие счастливые, а мне не повезло. Тем не менее получилось так, что я оказалась в туризме.

По образованию я инженер-экономист, работала в Министерстве автомобильной промышленности, занималась макроэкономикой, и думаю, что те глубокие знания и опыт, которые я получила в это время, мне очень пригодились в последующей работе в туризме.

Конечно, времена бывали всякие – и смутные, и тяжелые, и радостные. Знаете, на каждой обложке нашего каталога я пишу то, что думаю о текущем моменте. Так вот мне кажется, сейчас самое благоприятное время для путешествий. Тот, кто прошел 1990-е с криминальным привкусом, поймет, о чем я говорю. Публика тогда была абсолютно разношерстная. Группы порой попадались попросту неуправляемые: так называемые «новые русские» считали, что весь мир у их ног и все должны им подчиняться. Иногда во время поездки приходилось даже обращаться в полицию. Например, как-то туристы чуть не избили шофера за то, что он не заехал в тот город, куда они приказали. И это не единичный случай – такое было время.

Потом наступил следующий этап: люди поняли, что они могут попасть за границу, но так как та долгое время была недосягаемой вершиной, у туристов сформировались завышенные ожидания. Все считали, что, вы­ехав, они попадут в рай – в пятизвездочные отели, шикарные рестораны, магазины с копеечными ценами. Люди не могли адекватно сопоставить свои финансовые возможности и варианты отдыха. Из-за этого часто возникало непонимание. Хотя мы тоже требовали от партнеров таких условий, которые не всегда вписывались в наш бюджет. Где-то получалось, где-то нет. Вот это несоответствие возможностей туроператоров и туристов было очень заметно в то время. Сейчас, конечно, все изменилось: туристы понимают, сколько может стоить тот или иной вид отдыха и что они могут получить за ту или иную сумму. Люди стали больше путешествовать, видеть, узнавать, и вести дела стало легче, но и сложнее одновременно. Потому что сегодня на первое место выходит профессионализм.

Когда я пришла работать в турфирму, то собственно туризм у нас практически отсутствовал. Особенно это касалось зарубежных поездок. «Заграница» для большинства из нас была мечтой: всем хотелось посмотреть, поездить, побывать.

– Вы объехали всю Европу, побывали в десятках государств. Есть ли какая-то особенная для вас страна?

– Когда я только начала работать в «Бел-Ориентире», мне пришлось срочно организовывать групповую поездку в Италию. Несмотря на то, что на тот момент у меня не было особого опыта в туризме, поездка состоялась, а Италия стала моей самой любимой страной. Она – разнохарактерная, интересная, неожиданная. Я получаю огромное удовольствие, путешествуя по итальянским городам. Я люблю эту страну, знаю практически все регионы, но каждый раз открываю для себя что-то новое. Например, пару лет назад я попала на Искью и осталась в полном восторге, а ведь мы уже 10 лет продаем этот остров! Италия действительно умеет удивлять!

Конечно, помимо Италии, я много езжу по Европе. Не секрет, что европейская тема – это наша специализация, и мне кажется, в своей нише мы достигли определенных результатов. В последнее время я часто бываю в Германии и не перестаю поражаться многообразию этой страны. История, архитектура, менталитет – юг отличается от севера, восточные земли от западных. Признаюсь, что у меня, как и у обычного туриста, проезжающего Германию транзитом, было несколько поверхностное впечатление об этой стране. Я редко останавливалась в немецких городах больше чем на 2-3 дня. И вот когда мне предоставилась возможность провести здесь чуть больше времени, я, наконец, смогла по-настоящему познакомиться с этой страной. Потрясающие места, с интересным прошлым, богатой культурой, архитектурой, историей. Конечно, мой интерес к Германии выразился и в новых турах, которые мы предложили нашим туристам. К слову, в «немецком» вопросе я нашла взаимопонимание с одной из наших сотрудниц, которая тоже «не ровно дышит» к Германии: в соавторстве с ней мы и продвигаем эту страну.

Также мне давно и глубоко симпатична Швейцария. Ряд эксклюзивных программ «Бел-Ориентира», которые демонстрируют эту страну в самых лучших ее проявлениях, – тому подтверждение.

– Для того чтобы успешно продавать направления, надо самому полюбить их?

– Вы знаете, я не сторонник того, что «надо везде побывать, все потрогать, все увидеть собственными глазами». Ведь по большому счету побывать везде – невозможно. Профессионал тем и отличается от любителя, что на основе своего опыта, знаний, информации от партнеров – может продавать продукт, который порой и сам не пробовал. Конечно, есть маршруты, которые мы уже изъездили вдоль и поперек, но даже в Европе есть уголки, до которых мы еще не добрались. Когда мы составляем новые программы, то всегда ориентируемся на информацию от наших гидов: они всегда подскажут, что лучше убрать, что лучше добавить.

Вообще наша сфера очень преломлена на личность человека: личность водителя, личность экскурсовода, личность соседа по автобусу. Кто-то совпал, кто-то не совпал. Экскурсионный туризм – это сложная сфера. Во главе угла здесь должны стоять интересы клиента. Создавая наши программы, мы изначально стараемся ориентироваться на потребности туристов, а уж потом просчитываем свою коммерческую выгоду. Звучит, может и пафосно, но это так.

– На что стоит делать ставку в туризме сегодня?

– На качество программ. Мы стараемся постоянно изменять, совершенствовать, дополнять наши туры. К этому нас подталкивают и сами туристы. Часто те, кто уже ездил с нами, звонят и просят: ну дайте что-нибудь новенькое! Мы с радостью выполняем подобные просьбы: регулярно обновляем наши программы. Впрочем, есть среди наших туров и абсолютные туристические «бестселлеры», которые знают по всему СНГ. Например, это программы «Великолепная семерка» и «Дефиле по Старому Свету». Эти маршруты востребованы уже на протяжении многих лет, их знают и в России, и в Казахстане, и в других странах. Вообще если когда-то нас ассоциировали исключительно с Италией, то сегодня туристы знают нас и как специалистов по Германии, Франции, Чехии, другим европейским странам. Это радует!

– Ваш день рождения приходится на первые дни весны, накануне 8 Марта, поэтому «гендерных» вопросов не избежать. Сложно ли быть сильной женщиной, принимать решения, руководить собственным бизнесом?

– Мне кажется, что в бывших советских республиках все женщины были сильными. Только у нас женщины и работали, и детей растили, и воевали, если надо. У нас каждая вторая мама – героиня, которой памятник можно ставить. К сожалению, это минус мужчинам, которые были рядом и не поддержали. Если говорить обо мне, то я предпочла бы быть сильной, но только в равноправных отношениях. Это касается и семьи, и финансов, и бизнеса. А становиться сильной женщине только потому, что за ее спиной прячутся не очень сильные мужчины, не очень здорово. Впрочем, времена сегодня такие, что большинство людей, независимо от пола, не могут позволить себе быть слабыми. Только так можно выжить в теперешнем мире. 

По поводу руководства – руководить людьми всегда сложно. Но мне повезло с командой: каждый сотрудник нашей компании знает, что делает, и досконально разбирается в своем конкретном вопросе, растет профессионально. На сегодняшний день мне абсолютно неинтересно работать с «винтиками». Для меня важно, чтобы у человека было собственное мнение, чтобы он не боялся предлагать, отстаивать свою позицию, спорить, если надо. Все решения сегодня я принимаю только после того, как выслушаю мнение кого-то из своих партнеров или коллег. Это нормально: я советуюсь с ними, они советуются со мной. Период под названием «я – самая умная», для меня закончился лет в 25.

– Всем известно, что должен сде­лать настоящий мужчина: построить дом и так далее. А что должна сделать женщина? Есть ли у вас подобные жизненные ориентиры?

– Могу сказать насчет своей жизни только одно: я бы не хотела поменять в ней ни одного дня. Да, это нелегкий путь, да, где-то было сложно, но я довольна полученным результатом. Все, что я имею, я имею благодаря своим способностям и, конечно, благодаря тем людям, которые в тот или иной момент были рядом со мной. Я люблю свою жизнь, и ничего бы не хотела в ней менять. Единственное, о чем иногда прошу Вселенную, так это хотя бы чуточку ослабить напряжение. Впрочем, без развития, без круглосуточной вовлеченности во все события, оставаться на плаву сегодня невозможно. Только благодаря постоянному движению вперед и непрерывному поиску компания «Бел-Ориентир» вот уже почти 25 лет успешно работает на рынке туристических услуг.

– Вы принимаете активное участие в деятельности Республиканского союза туристических организаций. Нуждается ли турбизнес в подобных организациях?

– Таковы сегодняшние реалии. Я считаю, что без подобной общественной организации туризм, если он называет себя цивилизованным, существовать уже не может. На самом деле, у меня много вопросов по поводу деятельности нашего союза, но это тема для отдельного разговора.

– Как будете отмечать свой праздник?

– Честно говоря, обычно в свой день рождения я стараюсь куда-нибудь уехать. С удовольствием использую для этого наши туры, которые интересны мне самой. Например, в этом сезоне я бы с радостью отправилась в Испанию: у нас есть замечательная авиапрограмма с небольшим историческим экскурсом, а главное – с возможностью недельного отдыха в spa-отеле на берегу моря. Но, к сожалению, пока что обстоятельства не позволяют мне последовать многолетней традиции и провести праздник в путешествии. Так что в этом году мой день рождения пройдет в Минске, и уже поэтому будет несколько необычным.

– Классический завершающий вопрос: каковы ваши планы на будущее?

– Вообще во мне сейчас борется два абсолютно противоположных желания. С одной стороны мне хочется немножко остановиться, подумать, посмотреть на свою жизнь по-философски, что ли. С другой стороны – во мне присутствует постоянное желание развиваться, совершенствоваться, создавать что-то новое. Причем эти два состояния прекрасно сосуществуют: подобная двойственность для меня – скорее норма, чем исключение. Если же говорить не о каких-то глобальных планах, а о делах ближайших дней, то прямо сейчас я занимаюсь выпуском очередного каталога «Бел-Ориентира» для профессионалов. В нем наши партнеры найдут эксклюзивные летние предложения, которые, я уверена, будут интересны и востребованы.

Беседовала
Екатерина АПАРИНА

От редакции. Поздравляем Ирину Бовенко с днем рождения! Желаем крепкого здоровья, новых открытий, весеннего настроения, плодотворной работы на благо турбизнеса!

 


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах