28.03.2013

 - Газета

Накануне сезона: на каких автобусах белорусские туристы поедут за границу?

Статистика Госпогранкомитета свидетельствует: из более чем 8 млн граждан, покидавших пределы Беларуси в прошлом году, более 6 млн передвигались на автомобилях и автобусах, 1,3 млн – на поездах и только 406 тысяч – на самолетах. Разумеется, туристам небезразлично, какого качества машины предложат им в нынешнем сезоне туристические компании и насколько это качество изменилось по сравнению с прошлыми годами. Учитывая, что львиная часть жалоб туристов, поступающих в различные инстанции, связана как раз с автотранспортом, вопрос этот отнюдь не праздный.

Надежда СУСЛОВА

Статистика Госпогранкомитета свидетельствует: из более чем 8 млн граждан, покидавших пределы Беларуси в прошлом году, более 6 млн передвигались на автомобилях и автобусах, 1,3 млн – на поездах и только 406 тысяч – на самолетах. Разумеется, туристам небезразлично, какого качества машины предложат им в нынешнем сезоне туристические компании и насколько это качество изменилось по сравнению с прошлыми годами. Учитывая, что львиная часть жалоб туристов, поступающих в различные инстанции, связана как раз с автотранспортом, вопрос этот отнюдь не праздный.

В Беларуси существует хронический дефицит качественных автобусов для перевозки туристов. Особенно это ощущается в праздничные и выходные дни, а также во время «высокого» сезона. Транспорта не хватает ни для обслуживания экскурсантов, ни для приема иностранных гостей, ни для организации зарубежных путешествий, хотя при самом беглом подсчете, в стране существует более 100 перевозчиков. Кроме того, белорусские «автобусовладельцы» получили карт-бланш в виде президентского декрета № 6 от 07.05.2012 года, дающего право ввозить автобусы без растаможки. На запрос «Продажа автобусов в РБ» интернет дает огромное количество ссылок, в которых содержатся предложения немедленно приобрести машины, начиная от весьма «пожилого» «Икаруса» за 3400 долларов до слегка поношенного Isibus почти за $500 тысяч.

Чем же порадуют туристов организаторы автобусных путешествий перед летним сезоном-2013? 

Как рассказала руководитель туристической компании «ВизитТур» Татьяна Тишкевич, за последнее время к роскошному туристическому автобусу марки MAN, приобретенному полтора года тому назад, прибавился еще один «немец» этой же марки на 57 мест прямо с завода с тонированными стеклами, сиденьями повышенной комфортности с кожаными подголовниками, телевизорами, видеокамерой и доступом в интернет. Подобных трехосных одноэтажных автолайнеров такой вместимости в нашей стране практически нет. Автопарк фирмы, который сегодня насчитывает 15 автобусов, пополнился не так давно и еще одним практически новым автобусом Евро-5 на 65 мест. По словам руководителя фирмы, новые автобусы будут использоваться на экскурсионных маршрутах: «Летом прошлого года у нас был свой маршрут на Италию с отдыхом, на нынешних весенних каникулах отправили три на Европу. Нынешним летом планируем возить туристов в Черногорию и Болгарию. Автобусы постарше поставим на Крым. У нас есть и регулярные рейсы, поэтому проблем с загрузкой автобусов нет». На вопрос, почему турфирмы и туристы так часто жалуются на качество автотранспорта, Татьяна Тишкевич ответила: «Зачастую бывает, что всю зиму автобусы стоят, причем на открытых площадках, а к сезону их «откапывают» – и отправляют в рейс. А ведь за автобусами нужно следить, обслуживать их! У нас, к примеру, своя база, свои мастера, механики и слесари, свои «ямы», поэтому поломки на дорогах летом – крайне редкий случай!» «ВизитТур» сотрудничает и с отечественными турфирмами, однако руководитель отметила, что «в последнее время это сотрудничество невыгодно. Гораздо выгоднее работать с россиянами: если россияне готовы платить 300–350 евро в сутки, то белорусы – максимум 250».

Руководитель туристической компании «Подевюс» Виктор Повзун признался, что с тех пор, как продал свои автобусы, «спит спокойно»: «Раньше, как только ночью зазвонит телефон, я сразу в ужасе думал – где мои автобусы, в какой стране? Что случилось?»

По его мнению, нанимать автобусы гораздо выгоднее во всех отношениях, тем более делать это за границей: «Одно из самых любимых нами направлений – Болгария, и автобусы мы арендуем в этой стране. В прошлом сезоне «подсаживали» для страховки своего водителя, но скорее всего в нынешнем году этого делать уже не будем. Вполне достаточно и руководителя группы. Единственная проблема – дозволы. На совместной коллегии Минтрансов Беларуси и Болгарии выделено всего 400 дозволов, а этого мало».

По словам Виктора Повзуна, приобрести автобусы за рубежом хотелось 10 лет назад, а теперь «охоту отбили». Даже при нынешних условиях, когда не нужно платить за растаможку, желание ввезти бэушные заграничные автолайнеры отсутствует: «Сейчас за границей выбрать уже нечего: те страны, у которых растаможки на ввоз не было, – та же самая Болгария, подсуетились и все, что было более-менее приличного, приобрели. Так что для нас ничего не осталось. А новые машины – это очень дорого».

По мнению менеджера компании «ДАЛСэкспресс» Татьяны Редько, туристические компании уже «проснулись от зимней спячки» и начали заказывать автобусы более активно. Свой небольшой парк – два автобуса и один микроавтобус на 18 мест – к сезону не пополняли, зато обновили сами автобусы – техническую часть, салоны. Какие заявки поступят ближе к лету – пока неизвестно, однако существует беспокойство по поводу конкуренции: «Судя по слухам, в Беларусь в соответствии с декретом президента № 6 ввезли огромное количество автобусов выпуска 2000-х годов. Сами мы сделать это не рискнули: а вдруг какой-то подвох? Но в любом случае большое количество автобусов означает, что конкуренция среди перевозчиков многократно возрастет. Кроме того, есть еще и  литовские и польские перевозчики, предлагающие гораздо более низкие цены». В этом случае важно иметь постоянных партнеров – турфирмы, которых устраивает качество автобусов, профессионализм водителей и цены. Именно это обстоятельство позволяет компании постоянно задействовать транспорт на Польшу и Чехию.

В общем, если подытожить полученные сведения, туристические компании не должны в предстоящем сезоне испытывать недостаток в автобусах, в том числе и хороших.

Предстоящая туристическая выставка «Отдых-2013» традиционно позволит наиболее престижным перевозчикам, что называется, показать «товар лицом», выставив на открытой площадке свои автобусы. А результаты взаимодействия туристических компаний и транспортников будут известны уже после сезона.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах