23.05.2013

 - Газета

Фестиваль «Факел» продемонстрировал, каким путем может пойти туризм в Беларуси

На прошлой неделе шведский город Мальме принимал популярный песенный конкурс «Евровидение», а равнозначный белорусский город Витебск принимал корпоратив «Газпрома» «Факел». Собственно говоря, кроме этого предложения, можно было бы ничего и не писать. Тут уже есть ответ на вопрос, заключающийся в заголовке.

Лилия КОБЗИК

На прошлой неделе шведский город Мальме принимал популярный песенный конкурс «Евровидение», а равнозначный белорусский город Витебск принимал корпоратив «Газпрома» «Факел». Собственно говоря, кроме этого предложения, можно было бы ничего и не писать. Тут уже есть ответ на вопрос, заключающийся в заголовке.

Но все-таки присмотримся к прошедшему газпромовскому мероприятию и к тому, какое отношение все это имеет к турбизнесу.

Совершенно темным для меня, как, впрочем, и для знакомых туроператоров, занимающихся въездным туризмом, остался вопрос: зачем организаторы грандиозного турслета российской компании-магната давали рекламу в Беларуси? Рекламы было достаточно много – на билбордах по пути из национального аэропорта, в центральных СМИ. Давали общую программу фестиваля, в котором участвовали самодеятельные творческие коллективы 36 дочерних обществ «Газпрома», потом чуть ли не каждый день публиковали отчеты о прошедших мероприятиях. Это при том, что город на неделю оказался просто закрыт для туристов. Да и самим жителям Витебска в эти дни в городе было достаточно неуютно. Невозможно было попасть ни в один ресторан, ни в один музей. Все парковки в городе были зарезервированы для россиян – участников и гостей фестиваля. Как говорят, куплено было все в радиусе 30 км вокруг Витебска, включая такие базы отдыха, как «Крупенино», – все места, где можно «спать, есть и развлекаться». В прошлый раз подобным образом «Газпром» гулял в Геленджике.

Впрочем, неудивительно, что россиянам пришлось бронировать в Витебске все подчистую, ведь инфраструктуры здесь, несмотря на хваленый «Славянский базар», не так уж и много. Всего четыре гостиницы – «Лучеса», «Эридан», «Витебск», «Ветразь» – и еще небольшое количество номеров в бизнес-центре под названием «Золотой теленок». В ситуации с «Газпромом» Витебск принял приблизительно 2300 российских гостей (1300 непосредственных участников, 1000 гостей фестиваля). На «Славянский базар» обычно съезжаются тысяч пять туристов, но там уж в ход идут общежития, квартиры, агроусадьбы – в общем, все то, что мы запланировали предложить непритязательным фанатам в будущем году на ЧМ-2014.

Как рассказывают в турфирмах, оте­ли встали на «стопы» задолго до приезда российских гостей, и разместить там обычных туристов было нереально уже за месяц до фестиваля.

Поэтому, собственно, и возник вопрос: зачем россиянам было вбухивать деньги в рекламу? Какое-то нелестное компенсационное вливание денежек белорусским резидентам взамен на «блокаду» целого города? Или просто обычная пиар-компания процветающей корпорации? Типа – эх, «Газпром» гуляет! Радуемся, братцы! Но нам-то чему радоваться? Мы-то пока еще номинально живем в другой стране…

Хотя, строго говоря, «гулянкой» «Факел», конечно, не назовешь. Формально все очень чинно: около 40% участников фестиваля – дети, глава жюри – Святослав Бэлза, в отчетах, публикуемых в белорусских СМИ, – поздравления газпромовским сотрудникам по поводу личных ДР.

Правда, при этом в городе, конечно, было полно и сильно подвыпивших туристов, и отдельные россияне, как утверждают очевидцы, ездили на своих джипах прямо по тротуарам и в полной «амуниции» – с газпромовскими флагами и георгиевскими ленточками. В общем, все, что сопутствует отдыху российских туристов, все в Витебске присутствовало.

В целом же вопрос «что это было?» так и остался загадкой этой весны для нашего въездного туризма. Но глава «Газпрома» Миллер пообещал Витебску сделать его постоянной площадкой для своих корпоративов. Впрочем, по моим сведениям, «Газпром» – это не единственная российская компания, которая периодически будет «резервировать» Витебск  для своих мероприятий. Есть и другие претенденты. Да, и не только на Витебск…

Честно говоря, еще лет пять назад представлялось, что в Беларуси въездной туризм (в целом) и event-сегмент (в частности) могут развиваться таким же образом, как в остальной Европе. Но уже ясно, что мы пошли совершенно другим путем. Этот невероятный крен в сторону России, абсолютное доминирование российских инвестиций в инфраструктуре – все это в ближайшие же годы скорее всего превратит всю Беларусь в сплошную площадку для санаторного, корпоративного, активного, индивидуального, охотничьего, игрового и прочего отдыха исключительно россиян. Грустно проводить такие аналогии, но сравнение давно напрашивается: Беларусь рискует стать для России тем, чем когда-то Иордания являлась для Римской империи, а в более поздние времена Гаити – для США.

Печальна участь таких стран, когда протекторат заканчивается. Недаром же существует поговорка о яйцах в одной корзине. Говоря современным языком, нам бы хоть как-то диверсифицировать наше представление о въездном туризме, а заодно о себе и о своей стране.

Но, кажется, мы свой выбор сделали и на других туристов даже не рассчитываем. Для сравнения: на берлинскую турбиржу и в Лондон ездят 2-3 небольшие турфирмы, ну и плюс отели, которым «положено». А на московскую выставку из Минска и других городов Беларуси отправляются сотни посетителей. И это не потому, что наш турбизнес самочинно расставляет такие акценты, а потому что страна оказалась фактически закрыта от всех туристов (визами, имиджем, отсутствием информации и прочим), кроме россиян, ну и казахи, говорят, со временем подтянутся.

Все это в нашей ситуации уже не хорошо, и не плохо. Это просто факт. Не было бы российских туристов, не было бы вообще никаких. С другой стороны, как показали эти майские недели в Минске и Витебске, когда в городе столько россиян, то для других гостей и места нет. Дело даже не в том, что у нас отелей не хватает. Дело в подходах. Ну в каких еще странах отельеры готовы выселять гостей «по звонку» – потому что нужно заселить какую-нибудь «союзную» делегацию и тому подобное? А у нас такое практически в порядке вещей. Это уже не туризм, это что-то другое…

В общем, дело темное. Хотя по существу все ясно. Мне лично на сего­дняшний день интересно наблюдать, как к этим условиям приспосабливается белорусский турбизнес. Кряхтит, конечно, жалуется, но приспосабливается. В меру сил. А силы эти, мягко говоря, весьма скромны. Потому что отечественный турбизнес работает в своем отечестве по многим параметрам на птичьих правах.

К примеру, 80% белорусских санаториев продается россиянам напрямую, без «посредников», именуемых белорусскими турфирмами. Санатории радуются. До поры, до времени…

Или еще один удивительный факт: нонсенс, но ни один белорусский интернет-ресурс не может предоставлять услуги он-лайн-бронирования отелей, туров, экскурсий, билетов и т. д. Потому что, по законодательству, в нашем туризме по-прежнему не действует договор-оферта, все сделки производятся только по типовому договору. Именно поэтому все, что россияне бронируют здесь самостоятельно, они бронируют через российский сервис. Как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку…


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах