30.05.2013

 - Газета

В Минске обсудили, почему «активный взрослый человек в музей не ходит»

«Круглый стол» на тему «Проблемы и опыт интеграции музеев в национальное социокультурное пространство: перспективные формы работы с посетителями» состоялся в Национальном Художественном музее и объединил экспертов и специалистов-практиков из ряда минских музеев.

Любовь ГАВРИЛЮК

«Круглый стол» на тему «Проблемы и опыт интеграции музеев в национальное социокультурное пространство: перспективные формы работы с посетителями» состоялся в Национальном Художественном музее и объединил экспертов и специалистов-практиков из ряда минских музеев.

Вдохновленные напутствием Владимира Прокопцова, директора музея и инициатора проведения «круглого стола», не заниматься самоотчетами и опережать обывателя с его невзыскательными культурными предпочтениями, эксперты акцентировали свое внимание на проблемах и попытках их решения.

Поскольку миссия у музеев общая – просветительская, – то и опыт нужно учитывать самый широкий: от Харькова до Лондона. А локальные особенности могут его только расширить и укрепить.

По итогам 2012 года, кроме постоянных «настоящих» посетителей, основная часть публики НХМ – школьники, тогда как в Мире и Несвиже – туристы.

Причины того, «почему активный взрослый человек в музей не ходит», исследуются постоянно и в разных аспектах: влияние на выбор досуга – что, кто и как воздействует; быстрая перемена образа жизни и отсутствие общих тем для диалога разных поколений; приход агрессивной массовой культуры, потребляемой, как товар, без интеллектуального напряжения.

Все это глобальные тенденции, а белорусский опыт говорит еще и о такой важной причине неприятия искусства молодежью, как скудный опыт учителей. Отказ от учебной дисциплины «мировая художественная культура», при том, что «изо» и «музыка» остались только в младших классах, выглядит на этом фоне просто разрушительно.

В итоге картина с посетителями-школьниками удручает: сегодняшние планы выполняются, но «добровольно-принудительный приход в музей становится гарантией того, что в следующий раз человек придет к нам через 30 лет». Поэтому НХМ возлагает серьезные надежды и привлекает к работе мотивированных, профильных учителей, которые понимают, что такое воспитание и образование в музейном пространстве и т. д.

«Белорусское педагогическое общество» и некоторые городские и областные структуры повышения квалификации учителей в этом начинании музей поддержали, другие оказались не готовы. Хотя выставки современного белорусского искусства (Василий Сумарев, Владимир Стельмашонок, Сергей Баленок, Леонид Щемелев и другие) и «Мир детства в искусстве XIX века» получили высокую оценку педагогов.

Коммуникативные программы, рассчитанные на сопереживание, эмоциональное вовлечение взрослых, выполняют важную задачу – возможно, не столь масштабно, но зато адресно. Они нацелены на глубокое постижение искусства и работают на перспективу. Их лучше запоминают, они вызывают больше размышлений, атмосфера музея вызывает больший резонанс. А для учителей – ввиду нехватки школьных часов и, соответственно, информации в нужном формате – это вдвойне полезно. Руководство СШ № 5 Партизанского района Минска, Минский областной институт образования уверены в эффективности межведомственного взаимодействия – опыт учителей Борисова, Жодино, Смолевичей показал хорошие результаты. К сожалению, привлечь к музейным семинарам вузы и туристические фирмы пока не получается.

Проблемой для школьников остается система в общении с музеем, точнее ее отсутствие,  – каждый раз они идут во все новые места, таким образом, узнавание коллекции, навыки посещения экспозиций не развиваются.

Впрочем, более тесное сотрудничество дает плоды, в частности, в новых методиках. Игровая форма, как всегда, приветствуется: ученики получают черно-белые наброски известных картин, или разобранный паззл, а потом самостоятельно ищут в музее недостающие части, нужный сюжет или сравнивают свои и «правильные» краски, выбранные для картин автором. За этим следует обсуждение, сообщения о времени, стиле и т. д.

В свое время дискуссию вызвало внедрение в музейную практику информационных технологий, но время показало, что и опция бронирования экскурсий, и раздел научных исследований сайта НХМ очень популярны. Две виртуальные выставки («Алтарная живопись» и «НХМ. Утраты и возвращения»), как и технология 3D, на развитии которой настаивает Министерство культуры, инфокиоски в залах и другие возможности работают, как реклама, то есть привлекают в музей человека, который много времени проводит в сети. По­этому «музей хочет пробиться, и вопреки всему сделать это красиво» – например, разместить свои ссылки на сайтах школ, а в идеале здесь желательны ссылки на все музеи.

Вот и музей Янки Купалы за 4 последние года подготовил 7 новых программ и всерьез намерен изменить ситуацию. Молодые сотрудники музея, несмотря на то, что у музея одного поэта потенциал ограничен объективно, уверены, что белорусская поэзия и музыка – это мода для активных людей. Поэтому здесь проходят концерты, а экскурсии включают фильм о Купалье в 3D формате, который помогает живо и образно воспринимать тему.

Национальный исторический музей много работает со школьниками, но «рекорды посещений ставят пресловутые «Бабочки» и «Восковые фигуры» – ситуация неоднозначная, так как план следующего года увеличивается на процент перевыполнения предыдущего. С момента появления в 2003 году показатели выросли на 100%.

По-прежнему неразработанной видят эксперты нишу посетителей-туристов. Из 17 турфирм, с которыми сотрудничает НХМ, 8 находится не в Минске, что не мешает им быть в музее на хорошем счету. Это компании из городов: Барановичи, Брест, Глубокое, Гомель, Гродно, Могилев, Мосты, Пинск. В Минске активнее других работает в этом направлении компания «Виаполь». Но в целом даже российские туристы, которых в наших музеях большинство, могут дружно записаться на экскурсию, а перед ее началом отказаться от посещения. Есть такая практика…

В то же время в Харькове 9 музеев рекламирует друг друга, а в Голландии объединилось и вовсе 40 – в общий билет (за 50 евро), что финансово поддерживает и крупные, и небольшие музеи.

Коллеги констатировали, что обсуждение новых форм «настройки» посетителей помогает им искать собственные подходы, но в любом случае это будет более точная и тонкая, современная работа, рассчитанная на перспективу.

В «круглом столе» приняли участие: Ирина Скворцова, заведующая отделом научно-просветительской работы НХМ РБ, кандидат искусствоведения; Надежда Красуцкая, заведующая сектором музейной педагогики отдела НПР НХМ РБ; Полина Яницкая, заведующая сектором мультимедийных технологий отдела НПР НХМ РБ, и другие.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах