01.08.2013

 - Газета

К 2014 году в Беларуси должна появиться сеть кемпингов

Когда заходит разговор о караванинге, на память обычно приходят зарубежные фильмы, в частности, американские, где счастливые семьи, собираясь на уик-энд или в далекое путешествие, радостно грузят в дом на колесах всякую необходимую в дороге всячину, а потом колесят себе по просторам страны. Эта радужная картинка всегда вызывала зависть и вопрос: «Почему мы не можем внедрить у себя такой способ отдыха?» В причину глубоко вникать не приходилось, и только теперь мне стало ясно: в нашей стране нет площадок для домов на колесах, а попросту кемпингов.

Надежда СУСЛОВА

Когда заходит разговор о караванинге, на память обычно приходят зарубежные фильмы, в частности, американские, где счастливые семьи, собираясь на уик-энд или в далекое путешествие, радостно грузят в дом на колесах всякую необходимую в дороге всячину, а потом колесят себе по просторам страны. Эта радужная картинка всегда вызывала зависть и вопрос: «Почему мы не можем внедрить у себя такой способ отдыха?» В причину глубоко вникать не приходилось, и только теперь мне стало ясно: в нашей стране нет площадок для домов на колесах, а попросту кемпингов.

Сaravaning

Именно этой проблеме был посвящен выездной семинар-практикум на тему: «Эффективное использование туристических ресурсов и материальной базы, создание площадок для кемперов в регионах Республики Беларусь на примере Крупского района Минской области», организованный МСиТ для представителей различных министерств и ведомств, райисполкомов и СМИ. Учитывая, что мероприятие началось с практической части, сначала его участники осмотрели главный объект нашего внимания – площадку, где строится кемпинг. Заместитель директора ООО «МАЗ «Купава» Олег Рокач рассказал о возможностях предприятия по изготовлению оборудования для кемпингов, а также пригласил желающих заглянуть внутрь автодомов. «Купава» готова удовлетворить спрос на любое оборудование кемпингов, если они все-таки станут строиться в Беларуси: сегодня здесь выпускается более 200 моделей передвижных модулей. Внутри прицепа действительно очень уютно и есть все необходимое для путешественников. Затем учредитель Группы компании «Купава», директор ООО «Кемпинг-1» Владимир Рудой ответил на многочисленные практические вопросы участников семинара и показал схему размещения многочисленных модулей, среди которых туалет, душевая, мини-дом и пр.

Открывая «круглый» стол, заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга напомнил, что 2013 год объявлен годом зеленого туризма, и призвал не ограничиваться уже известными брендами, а «начать эру новых туристических направлений». Одним из этих направлений и может стать кемперинг. Впрочем, то, что для нашей страны ноу-хау, для других стран – давно пройденный этап. К примеру, в Европе туристические предпочтения делятся таким образом: 8,5 млн размещаются в гостиницах и отелях, а 10 млн – выбирают кемпинги. По мнению Чеслава Шульги, упускается огромный сектор бюджетного отдыха, который мог бы быть востребован и молодежью, и родителями с детьми, и караванерами – как отечественными, так и зарубежными. Почему для строительства первого кемпинга выбран именно Крупский район? Здесь реализуется много интересных проектов, связанных с отдыхом и рекреацией. Например, местные власти с толком использовали административный ресурс – закрепили все зоны отдыха за крупными предприятиями. Мысль о рекреационном потенциале развил заместитель председателя Крупского райисполкома Андрей Воробьев. Он отметил, что в регионе находится 15 историко-культурных ценностей, разработано 17 туристических маршрутов, в том числе экологическая тропа «Прошицкие болота», есть четыре популярных места отдыха, работает 5 агроусадеб. В настоящее время выделено 8 участков для объектов туризма и 8 – для объектов придорожного сервиса. Учитывая, что от столицы до Крупок всего 130 км, отдыхать сюда едут и минчане. Поэтому вопрос о создании в районе кемпинга является, по мнению зампреда, весьма актуальным.

Руководитель Департамента по туризму МСиТ Вадим Кармазин привел такую статистику: в Европе насчитывается 1 500 000 автодомов, 45 000 000 автоприцепов, 25 000 кемпингов и 450 000 000 ночевок в кемпингах ежегодно. Доход составляет почти 16 млн евро в год при средней стоимости 3-5 евро за ночь. В этом смысле европейский опыт очень полезен, учитывая, что Беларуси нет ни в одном авторитетном справочнике для любителей караванинга. И это неудивительно – ведь в стране, по некоторым сведениям, насчитывается не то 4, не то 6 кемпингов. По мнению директора Департамента, кемпинги могли бы быть востребованы возле санаториев, учитывая популярность наших здравниц.

Своим недавно приобретенным опытом в деле создания кемпинга поделился Владимир Рудой. По его словам, он давно начал интересоваться этим направлением туризма, изучал вопросы создания кемпингов в Германии, Голландии и Польше. А после того, как начал сотрудничать с МАЗ «Купава», решил: время пришло! Правда, свою задумку Владимир Александрович назвал авантюрной, но решил все-таки  воплотить ее в жизнь. Местные власти пошли навстречу и выделили 2 га земли в аренду. Планируется, что на этой площадке будут оборудованы 50 мест для прицепов, 20 мест для жилых модулей и небольшой участок для палаток. Кроме того, на территории кемпинга будут построены кафе, детская площадка, пункт проката, баня, магазин – в общем, все, что нужно туристу. На первом этапе инвестиции в проект составили 300 000 долларов, на втором – еще 300 000. Окупить затраты планируется лет через восемь, но точно сказать невозможно, учитывая, что прецедентов пока не было. Проблем, разумеется, хватает. К примеру, с основной трассы до будущего кемпинга всего 30 км, но нет съезда, придется делать крюк. Есть вопросы с выделением земли, экологическими требованиями и пр. Главные инвестиции – это прокладка коммуникаций: электричества, воды и т.д. Поэтому, по мнению предпринимателя, было бы проще ставить кемпинги возле баз отдыха, заброшенных лагерей или возле агроусадеб, да и вообще привязываться к уже известным и хорошо раскрученным туристическим зонам. О строительстве кемпингов могли бы подумать и крупные города: в Польше, например, во время проведения ЧМ по футболу такие кемпинги были очень востребованы болельщиками. Впрочем, Владимир Рудой полон оптимизма и в завершение своего выступления пошутил: «Рядом с нашей площадкой нашли стоянку древнего человека. Поэтому мы вправе позиционировать свой кемпинг как кемпинг № 1 в Европе».

Заместитель начальника отдела РУП «БелНИИ градостроительства» Елена Павлова рассказала о тех нормах, которые существуют в разных странах и в Беларуси при размещении объекта отдыха. Скажем, если подобный объект в России можно размещать в 200 метрах от дороги, то у нас – только в 500 метрах и от дороги, и от жилой застройки. В Польше кемпинги нельзя размещать на территории заповедников, около линии электропередач, в загрязненных зонах. Существуют нормы площади на каждого отдыхающего. В Европе они составляют 90–100 кв. метров, в Финляндии – 80 кв. метров, в Польше – 70 кв. метров и т. д. Нормами предусмотрены также подъездные пути с твердым покрытием, противопожарная безопасность, наличие двух въездов и выездов, наличие зеленой зоны.

Отдельно регламентируются вопросы экологии. Сегодня в НИИ разрабатывается схема развития туризма в РБ до 2030 года. Согласно заключениям специалистов, хорошие площадки для строительства кемпингов расположены между Кобрином и Жабинкой, около населенного пункта Мосты, между Полоцком и Ушачами и пр. Консультант отдела земель и ландшафтов управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Татьяна Трофимович подчеркнула, что сегодня говорить об экологических  требованиях к кемпингам не приходится в виду отсутствия предмета разговора. Вместе с тем, если кемпинг будет строиться на особо охраняемой территории, это очень усложнит жизнь тем, кто инициирует этот проект. Потребуются многочисленные согласования, экологическая экспертиза и пр. Если строительство запланировано на обычной территории – все гораздо проще. «Разумеется, – подчеркнула специалист, – ООПТ гораздо привлекательнее для объектов отдыха, но наша природа называется нетронутой именно потому, что мы смогли ее уберечь от подобных проектов».


Справка

Автодом – туристический прицеп (кемпер), автоприцеп – караван, отсюда караванинг, кемпинг – место, где размещаются кемперы.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах