15.08.2013

 - Газета

«Мотальскія прысмакі» как зеркало событийного туризма в Беларуси

В небольшом местечке Мотоль в выходные состоялся шестой кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі». За эти годы гастрономический праздник приобрел популярность и статус международного, стал широко известен в нашей стране и привлекает пристальное внимание специалистов и СМИ. Вместе с тем в прошлом году после юбилейного феста стали звучать мысли о том, что фестиваль вступил в пору стагнации, не движется вперед и не развивается. Ходили слухи, что после пятого фестиваля наступит перерыв на год, а затем он возобновится, возможно, с новыми силами и в новом формате. Однако эти слухи не оправдались, и шестые «Мотальскія прысмакі» все-таки состоялись.

Надежда СУСЛОВА

В небольшом местечке Мотоль в выходные состоялся шестой кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі». За эти годы гастрономический праздник приобрел популярность и статус международного, стал широко известен в нашей стране и привлекает пристальное внимание специалистов и СМИ. Вместе с тем в прошлом году после юбилейного феста стали звучать мысли о том, что фестиваль вступил в пору стагнации, не движется вперед и не развивается. Ходили слухи, что после пятого фестиваля наступит перерыв на год, а затем он возобновится, возможно, с новыми силами и в новом формате. Однако эти слухи не оправдались, и шестые «Мотальскія прысмакі» все-таки состоялись.

…Для нас, приезжающих в Мотоль с самого первого фестиваля, выработался определенный алгоритм этих визитов, предполагающий мини-открытие «Мотальскіх прысмакаў» в усадьбе «Домик на окраине», где традиционно устраивается первоначальный «праздник желудка».

На этот раз гостеприимные хозяева порадовали нас гусятиной с яблоками и домашней курочкой (не нужно путать с магазинной!), тушенной с овощами, а утром – изумительными драниками, помидорами с грядки и собственным творогом. Подкрепившись таким образом, отправляемся в Мотоль, где уже вовсю разворачивается праздник. Он катится по знакомой колее: народ активно покупает колбасу и сыр, гуляет мимо «выставок», устроенных сельсоветами, любуется на изделия народных мастеров, выпивает и закусывает, хотя в 35-градусную жару это довольно проблематично. Правда, посетителей в нынешнем году гораздо меньше, чем в прошлом, а туристов и вовсе не видать. Получив все возможные впечатления, беседуем на тему, как сделать местные фестивали настоящим событием не только для местных жителей, но и массового посетителя и как они смогут повлиять на развитие внутреннего и въездного туризма в стране.

Мотальскiя-прысмакi

Председатель общественного совета по агроэкотуризму Брестской области, эксперт проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие» Георгий Грибов рассказал, что Видомлянский сельсовет в рамках программы устойчивого развития решил попробовать организовывать небольшие региональные фестивали. 11 августа такой фест под названием «Баранкаўскі завітанак» прошел в деревне Баранки. В прошлом году в деревне Грушевка был организован фест «Грушаўскі світанак». А на следующий год локальный фестиваль пройдет в деревне «Млыны», где находится усадьба «Млынок» самого Георгия Грибова: «Вот тогда мне самому придется этим фестивалем заниматься. Предварительное название, которое уже присвоено будущему празднику, – «Млыновские соловьи». Фишкой должны стать соловьи, вернее, их пение: фестиваль пройдет в июне, как раз тогда, когда эти птицы вовсю заливаются возле речки». Вместе с тем эксперт признает, что местные фестивали остаются развлечением для населения небольшого региона: «Дело в том, что и за границей происходит то же самое – местные жители собираются, и это праздник именно для них самих и гораздо реже – для туристов».

Что касается «Мотальскіх пры­смакаў», на которые Георгий Грибов приезжает практически ежегодно, то он считает, что фестивалю не хватает содержания: «Да, еда – это хорошо! Но это не должно быть главной завлекательной составляющей. Везде можно сказать – вот у меня есть национальная еда. Хоть в Зимбабве объявить – у нас праздник национальной африканской кухни! Приезжайте – и мы вас угостим, скажем, жареными червями! И что, гости из всех стран мира туда поедут? Нет, не по­едут! Еда, кухня – этого все-таки мало. Должно быть что-то еще. Что-то совершенно оригинальное и неповторимое. Здесь, в Мотоле, хорошо просматривается еврейская тема. Но она разрабатывается вяло, и мы не видим здесь большого количества израильских туристов. Почему? Этот вопрос нужно всесторонне исследовать…».

Если проанализировать все прошедшие «прысмакі», то можно с уверенностью сказать: да, здесь появлялись иностранные туристы – были голландцы, шведы, поляки, россияне… Но все-таки основная масса приезжих – это наши соотечественники. Эксперт считает, что в том, что сами белорусы не стремятся выехать в соседние города и области, виноват характер белорусов: «Дело в нашей ментальности. Народ лучше поедет в выходные на дачи, на рыбалку, за грибами, пойдет в магазины и на базар. В основной массе наши люди считают, что на подобных мероприятиях делать решительно нечего».

В этом утверждении Георгий Грибов не так уж далек от истины. Тему взаимодействия фестивалей и туристов еще ранее поднимала заведующая НИЛ регионального туризма Полесского Государственного университета, председатель Пинского отделения Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Татьяна Хвагина: «Учитывая, что территориально мы находимся близко от Мотоля, то, наверное, одними из первых начали отправлять на кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі» группы туристов. И теперь, проанализировав этот опыт, могу с уверенностью сказать, что туристы никак не интегрируются в данный гастрономический праздник. Никто их не ждет, и никому, по сути, они не нужны, их просто в упор не видят. Нет никакого дифференцированного подхода к туристам, а если разобраться, то для польских туристов нужна одна программа (когда мы беседовали с Татьяной, она как раз проводила экскурсию по Мотолю для польских туристов), для гостей из Израиля – другая, для соотечественников – третья. Вот такой простой пример: местные жители собираются в компании, занимают места за столиками, едят, пьют, а туристам даже негде прилепиться! И вот они походили, сфотографировались, отстояли в очереди за колбасой и сыром… всей радости часа на два. Разумеется, турфирма – а я считаю, что на подобные события туристов организованно могут возить только крупные туркомпании – может составить красивую программу и этим привлечь туристов, но отвечать за содержание самого фестиваля и всего происходящего турфирма не может, а значит, зачастую ожидания клиентов бывают обманутыми. Многие наши туристы после посещения фестиваля отзывались так: «Это же просто междусобойчик!» и говорили: «Мы хотели бы приехать сюда не в праздник». Мне кажется, для того чтобы туристы ехали на фестивали, необходимо разрабатывать концепцию этих праздников, ориентируя их именно на гостей, а не на местных жителей. Мне приходилось знакомиться с организацией событийного туризма за рубежом. Там развлекательная и познавательная части существуют по раздельности. Перед нами стоит несколько другая задача: совместить эти части, одновременно и развлекая, и занимая туриста. К примеру, мы включили «Мотольские прысмаки» в нашу экскурсионную программу «Полесский венок», и там фестиваль смотрится вполне органично».

По мнению заместителя председателя Ивановского райисполкома Елены Дорогокупец, на предыдущих фестивалях познавательная составляющая явно страдала. В нынешнем году эту ошибку решено исправить и сделать следующий день праздника познавательным. Разумеется, это очень хорошая задумка, однако, насколько она воплотится в жизнь, учитывая отсутствие потребителей турпродукта, сказать трудно.

Самое сложное при организации фестивалей, считает руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, это соблюдение традиций: «Можно провести первый праздник – и это будет круто, можно провести второй и третий – и это тоже будет замечательно. Начальный этап всегда основывается на энтузиазме и патриотизме. Но затем энтузиазм иссякает, и должна начинаться серьезная работа. Причем эту работу нужно начинать после окончания очередного праздника, когда сделан анализ того, что получилось, и того, что не получилось. Сразу создавать оргкомитет или творческую группу, разрабатывать сценарий… Недопустимо устраивать аврал за месяц или неделю». Возможно, сказала руководитель общественного объединения, проводить большие фестивали ежегодно очень сложно и есть смысл сделать перерыв, чтобы свежие идеи оформились и вызрели. А для того, чтобы делать фестивали каждый год, нужны ресурсы, как финансовые, так и людские, которых, как правило, на местах не хватает. Не должна страдать и финансовая сторона: «Пообщавшись с теми, кто торговал различными товарами, я поняла, что многие из них считают мероприятие настолько престижным, что готовы платить за место и за стенд. Вот вам и бюджет. За эти средства можно нанимать специалистов, сценаристов и пр. Кроме того, необходимо искать людей, которые хотят и могут помочь, спонсоров, и они, безусловно, найдутся...»

Что касается тенденции увеличения количества небольших местных фестивалей, то Валерия Клицунова не видит в этом проблемы: «За границей во многих странах праздники устраиваются в каждой деревне, и все довольны, гуляют, веселятся. Главное, чтобы у нас это не превратилось в одну ремесленно-фольклорную кашу. Нужна интересная идея, а для туристов – хорошая программа, места для проживания, удобные подъезды, развлечения. У фестиваля в Мотоле такая идея есть, и эту тему нужно углублять, охранять от всего наносного. В будущем фест может стать прекрасной лабораторией гастрономического туризма. Но для этого потребуется серьезная работа по продвижению, пиар и реклама».

Хозяйка гостинично-ресторанного комплекса «На Росстанях» Наталья Алейник, которая не раз бывала на фестивале, высказала мысль о том, что «Мотальскім прысмакам» не хватает раскрутки и рекламы: «Я заранее собиралась на фестиваль, но рекламы в масштабе страны практически не было! Программа фестиваля появилась на сайте Ивановского райисполкома только за неделю до события. Разумеется, при таком подходе туристов оказалось очень мало, да и те, кто приезжает сюда, как я, с профессиональными интересами, не сомневаюсь, запросто могли весьма скромную информацию о фестивале пропустить. Кроме того, почему бы не пригласить туристов, отдыхающих в соседних санаториях и на базах отдыха? Для них это было бы дополнительным развлечением!»

По мнению Сергея Сергачева, доктора архитектуры, профессора, причиной отсутствия популярности региональных фестивальных мероприятий являются такие глобальные явления, как сокращение сельского населения: «Для кого проводятся праздники и фестивали в глубинке? В основном, для молодежи, а она повально уезжает в города. Так что перспектива у подобных мероприятий достаточно зыбкая».

Вместе с тем эксперт признался, что для него лично такие региональные фестивали интересны тем, что можно увидеть, как формируется и укрепляется местное сообщество. Это определенный механизм регулирования отношений с начальством, укрепление самоуправления и пр. А что касается количества гостей, то Сергей Сергачев считает, что к участию в фестивалях необходимо приобщать детей, школьников, чтобы они видели, как сохраняются традиции, как живут в другой местности.

«Мне очень понравилось, что в нынешнем году было предусмотрено большое количество развлечений для детей. А ведь во всем мире развивается такой принцип: если с детства что-то заложить в головы подрастающего поколения, это останется на всю жизнь», – подчеркнул он.

Тема влияния фестивального движения в стране и его взаимосвязи с туризмом не раз обсуждалась в различных аудиториях. В частности, подобный разговор состоялся во время семинара на тему: «Фестиваль как один из видов событийного туризма», организованного НАТ во время поездки в Глубокое на «Вишневый фестиваль». К примеру, свое мнение высказала руководитель туристической компании «Трэвел» Лариса Хмельницкая. Она отметила, что каждый фестиваль, для того чтобы стать привлекательным для туристов, должен быть основан на интересной идее, и привела в пример прошлогодний клюквенный фест в Миорах «Журавы и журавіны». «Если фестиваль состоится и в следующем году, я обязательно соберу группу туристов, чтобы и они смогли поучаствовать в этом интересном мероприятии», – сказала она. По мнению Ларисы Хмельницкой, для того чтобы начать работу по сбору туристической группы, нужна подробная предварительная информация, которая зачастую или вообще отсутствует, или слишком общая. Кроме того, фестивали должны носить постоянный характера. Пример – «Конфетный фест» в Ивенце – два года подряд он устраивался в июне, а в нынешнем году перенесен на осень. НАТ издает «Календарь событий», но там зачастую нет ни точных сроков проведения, ни описания, ни программ.

Разговор продолжил Анатолий Акантинов, возглавляющий «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы». По его мнению, именно через событийный туризм, через фестивали и праздники Беларусь может показать себя с самой лучшей стороны и изменить свой имидж в глазах зарубежных туристов. Поэтому это направление туризма может сыграть важную стратегическую роль. Вместе с тем необходимо учитывать ментальность белорусов – это нация, критично относящаяся к самой себе, не имеющая достаточной коммерческой жилки и, ко всему прочему, привыкшая, что решения принимает кто-то и кто-то оказывает финансовую поддержку. Необходимо тщательно прорабатывать технологию создания события, чтобы всем участникам было это выгодно. Как пример привел организованный «Центром» «Сырный фестиваль» в Строчицах. Обязательным атрибутом любого фестиваля, по убеждению эксперта, должен быть сайт или хотя бы страничка на сайте райисполкома, а также слаженная команда единомышленников.

Ольга Веденеева, возглавляющая ОО «Клуб северных ездовых собак», рассказала о проблемах, мешающих сделать международные соревнования «Завируха» привлекательными для туристов. Прежде всего, это дорогие визы. Затем – отсутствие информации о мероприятии за рубежом. По словам Ольги, на полноценную рекламу просто не хватает бюджета. В-третьих, беспрецедентные меры безопасности поражают гостей праздника. В-четвертых, это различные бюрократические препоны при подготовке документов на проведение массового мероприятия. В-пятых, это многочисленные вопросы с организацией торговли, туалетами и пр.

В процессе обсуждения участники семинара пришли к выводу, что привозить туристов просто на фестиваль нецелесообразно. Необходимы полноценные экскурсионные программы, где фестиваль или другой праздник будут лишь составной частью.

Например, в Глубоком такой вариант более чем приемлем: рядом находятся такие интересные объекты, как Мосар, Удело, Париж... Да и сама экскурсия по городу вызовет подлинный интерес. Правда, необходимо еще поработать над качеством фестивальных мероприятий, к примеру, для гостей праздника явно не хватает туалетов. (Кстати, «туалетные» проблемы характерны практически для всех белорусских фестивалей). Зачастую в ту или иную местность очень сложно добраться. К примеру, дорога до Мотоля из Минска вполне приличная, но есть участок «гравийки» – всего лишь 12 км – буквально отравляющий хорошие впечатления. Каждый год идет разговор о том, что неплохо было бы этот кусочек дороги заасфальтировать, но… воз и ныне там.

Доживем ли до «прысмакаў» №7?


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах