02.10.2008

 - Газета

Леонид ГАЙДУКЕВИЧ: "Выпускники школ знают, зачем к нам идут"

Десять лет назад на факультете международных отношений Белорусского государственного университета открылась кафедра международного туризма. Накануне круглой даты мы встретились с заведующим кафедрой, кандидатом исторических наук, доцентом Леонидом Гайдукевичем.

ГАЙДУКЕВИЧ Десять лет назад на факультете международных отношений Белорусского государственного университета открылась кафедра международного туризма. Накануне круглой даты мы встретились с заведующим кафедрой, кандидатом исторических наук, доцентом Леонидом Гайдукевичем.

- Леонид Михайлович, пер" вый вопрос традиционный: как все начиналось?

- Десять лет назад все начиналось прозаично. Исходя из ситуации, сложившейся тогда в сфере туризма, была поставлена задача готовить туристические кадры, которые обладали бы глубокими экономическими знаниями и хорошей языковой подготовкой. В начале 90-х годов изменился туристический рынок, куда пришли частные фирмы, и таких кадров не хватало. Мы начали подготовку специалистов-менеджеров в области международного туризма, которые владеют двумя иностранными языками. Сегодня мы готовим всесторонне подготовленных специалистов для туристической сферы. Соответственно, подготовку по такой специальности должны вести специалисты из разных областей знаний, и мы собрали на кафедре интегрированный преподавательский состав экономистов, историков, географов, культурологов.

- Кто ваши студенты?

- Если нарисовать в общих чертах портрет студента-первокурсника, то, во-первых, это абитуриент, который имеет очень хорошую базовую школьную подготовку, потому что проходной балл на наше отделение достаточно высокий, на бюджетную форму в этом году он составил 336 баллов. Во-вторых, к нам приходят школьники, которые выбирают профессию целенаправленно. У нас нет большого отсева, потому что молодые люди, которые приходят, знают, зачем к нам идут. В-третьих, одна из личностных мотиваций студентов - это востребованность туристических кадров на рынке труда.

Если взять пятый курс, это специалисты, которые получили основательные знания в области экономики, внешнеэкономических связей, культурологии, в области дипломатического протокола. Они владеют как минимум двумя языками, причем по первому языку мы даем языковую подготовку почти в объеме лингвистического университета. Студенты-выпускники получают глубокие знания в области культурного наследия не только нашей, но и зарубежных стран. Достаточно большой объем знаний у наших студентов и по географии международного туризма, т.е. подготовка специалистов носит комплексный характер.

- Это теория. А практика?

- Над практикой мы настойчиво работаем, поэтому сейчас переходим к более тесному сотрудничеству с туристическими фирмами в организации практических занятий. Нам удалось организовать зарубежную стажировку наших студентов. Этим летом группа студентов проходила стажировку в Словакии. Мы начинаем сотрудничать с Россией, Польшей, другими странами Евросоюза. На кафедре работают преподаватели - практики туризма: Валерия Клицунова, председатель правления БОО "Отдых в деревне", Андрей Барашко, директор портала Holiday.by. Нашим студентам читают лекции специалисты из других стран. В конце прошлого семестра состоялась встреча с преподавателями из Словакии, Германии, Италии. По экологическому туризму у нас читали лекции преподаватели из США и Польши.

Для нас это норма. Кроме того, мы регулярно организовываем встречи с дипломатическим корпусом, аккредитованным в нашей республике, когда сами руководители дипломатических служб рассказывают о развитии туристического комплекса своих стран. Мы организовываем мастер-классы по узким направлениям и приглашаем вести такие занятия практикующих специалистов из соответствующих сфер туризма.

Конечно, львиная доля практической подготовки - это практика студентов в туристических компаниях. Мы стремимся вместе с руководителями турфирм обеспечить выполнение программы практической подготовки так, чтобы по завершении учебы студент смог придти и полноценно работать на туристическом предприятии. Такой подход дает нашим студентам конкурентное преимущество в трудоустройстве.

- Выпускники кафедры вос" требованы на рынке труда?

- Всех наших выпускников мы трудоустраиваем без проблем. Хотя есть над чем задуматься и нам, и туристским фирмам. Дело в том, что не всегда столь подготовленные в теоретическом плане студенты находят реализацию своих возможностей в туристических фирмах. Если выпускники приходят на работу к туроператору, то, естественно, они получают больше возможностей раскрыться профессионально. В турагентских же предприятиях, напротив, стоит вопрос невостребованности того, что они знают и умеют. Я думаю, это болезнь роста всех туристических компаний.

- Когда, по вашему мнению, туристический рынок "дора" стет" до уровня выпускников кафедры?

- Сложно сказать, когда совпадет шкала интересов наших выпускников и возможностей туристических фирм. Я думаю, этот процесс будет происходить постепенно ближайшие два-три года, потому что мы наблюдаем некоторую реструктуризацию на рынке: идет укрупнение туристических предприятий, они начинают работать с учетом международных связей, на наш рынок приходят зарубежные туроператоры, которые реализовывают стратегию профессионального роста своих сотрудников. Когда рынок заработает в режиме конкуренции за лучшего специалиста, наши выпускники смогут в полном объеме реализовать свои способности.

- Как осуществляется прин" цип непрерывности образова" ния в сфере международного туризма?

- У нас есть магистратура, где мы готовим специалистов в области управления в социальных и экономических системах, присваивая академическую степень магистра управления и экономики. В этом году к нам приехали повысить профессиональный уровень специалисты из Вьетнама, Ирака, Китая и Турции.

- Расскажите о научно"ис" следовательской работе кафе" дры.

- Первым проектом, который выполнялся на кафедре, был заказ Представительства ООН в Беларуси: мы разработали стратегию развития экологического туризма в республике. Сейчас продолжаем сотрудничество и выполняем научно-исследовательскую работу по развитию экологического туризма в заказнике "Средняя Припять". Экологическое направление для нас является приоритетным, и мы сейчас находимся на стадии внедрения наших разработок в практику. Кроме этого, по заказу Министерства спорта и туризма мы работаем над проблемой развития туризма в малых городах Беларуси. Сегодня региональный аспект очень важен, туризм в стране может динамично развиваться, если получит импульс в регионах, где потенциал для развития очень большой. Одним из направлений исследовательской работы является также сельский туризм. Надо сказать, что мы активно привлекаем студентов к научной работе, они же являются и соавторами научных публикаций. Мы стремимся к тому, чтобы наука давала конкретные результаты, в том числе и в туристической сфере, которая столь многогранна.

Беседовала Татьяна ЧУДАК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах