26.09.2013

 - Газета

Как организовать в Беларуси грамотный велотрафик, или Куда нас приведет велодорожка?

Жители крупных белорусских городов уникальны тем, что условно их можно распределить по шести категориям.

Дмитрий МЫШКОВСКИЙ

Жители крупных белорусских городов уникальны тем, что условно их можно распределить по шести категориям.

По-моему, мало где в мире можно четко разделить людей по способам их перемещения в городском пространстве сразу на шесть сегментов.

Если взять, к примеру, Данию, то в Копенгагене главенствуют велосипедисты; водители автомобилей такого размера, что их спокойно можно считать велосипедами с моторчиком и с крышей; пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Всего четыре категории. В небольших городах Европы, обходящихся без общественного транспорта, и того меньше.

В крупных городах России расклад иной: есть категория людей, по различным причинам вообще не покидающих стены своего дома и даже квартиры; есть крупные и важные персоны, которые всегда ездят не за рулем, так как в процессе перемещения мыслят, будем надеяться, о том, как улучшить жизнь людей; есть водители, пешеходы и пассажиры, но практически нет велосипедистов как отдельного слоя участников дорожного движения.

Велотрафик

В городах нашей страны нет только велорикш и торговцев мелочами на лодках. Все перечисленные выше категории участников и не участников движения у нас присутствуют в обилии; поэтому их шесть.

За множество лет нас уверили, а мы поверили, что являемся цивилизованными людьми в полной мере. По крайней мере в той степени, которую каждый из нас считает для себя достаточной. А что говорят факты?

Вернемся к нашим категориям. Отбросим из рассмотрения две крайние, как варианты патологии, и остановимся на взаимоотношениях оставшихся четырех групп участников дорожного движения: пешеходы, пассажиры общественного транспорта, водители и велосипедисты.

Написал и усмехнулся: не на слишком ли широкую тему, к тому же хорошо освещаемую в телепередачах вроде «Зоны Х» и по интернету, взялся вести дискуссию?

Итак, наша тема – велосипедный трафик в стране; плюсы, минусы, проблемы настоящие и будущие. И плюс некоторые заметки, касающиеся общественного транспорта.

Пример первый. Недавно построенный подземный пешеходный переход; длинный, с наклонными пандусами для удобства пожилых людей, да и тех же велосипедистов, пешком ведущих своего двухколесного друга по переходу. В «кармане» перехода-тоннеля (подчеркиваю – тоннеля!) работают железнодорожные кассы, постоянно от них отходят купившие билеты на поезд люди. Они проверяют правильность заполнения билетов, пересчитывают и укладывают в кошелек деньги… они заняты своими делами.

И вдруг! Перед самым, как говорится, носом пулей пролетает велосипедист, через две секунды так же, не обращая внимания ни на кого и ни на что, катится и барышня, пытающаяся в пешеходном тоннеле догнать своего приятеля. Даже после «разъяснительной работы» об опасности их действий таких случаев становится с каждым днем все больше и больше.

Пример второй. Минская велодорожка в первые дни, еще до завершения строительных работ и до официального открытия, радовала самим фактом своего появления; верилось, что ее чистота, новые скамеечки и фонари сохранятся, приумножатся, что сама дорожка станет не только прекрасным местом отдыха, по возможности приближенным к природе, но и наполнится определенным функциональным содержанием, какой-то своей идеологией позитива. 

Через две недели на дорожке лежали коровьи лепешки, осколки бутылок. По ее проезжей части как ни в чем не бывало прогуливались молодые мамы с колясками по одной и группками; школьники устраивали на дорожке сдачу норматива по бегу на уроке физкультуры…

Пример третий … и двадцатый можно здесь не приводить: картинка везде похожа. Правда, если вспомнить эпоху зарождения автомобильного движения (сто с лишним лет назад), то и тогда поначалу вовсе не уделялось серьезного внимания появившейся аварийности с участием «самобеглых колясок». Но к концу двадцатого века картина изменилась…

Большинство из нас обожает велосипед. Все мы любим пройтись пешком, подышать свежим воздухом, хоть это уже становится практически невозможным – сигаретный дым уже не пахнет табаком, он в чистом виде химикат и распространяется вокруг с интенсивностью хлора, на 25 метров в радиусе. Так вот о велосипеде. У меня, к примеру, их несколько, есть и почти девяностолетний. Уже сам факт такого долголетия механизма подтверждает, что велосипед в ближайшие сто лет не уйдет в небытие, за ним хорошее и уверенное будущее. Опыт Европы и Азии убеждает в этом.

Для Минска и крупных наших городов, несмотря на полувековые традиции изготовления мотовелотехники, велосипед очень долгое время был в положении Золушки на фоне всеобщего желания стать гордым обладателем автомобиля. Желания исполнились у всех. Бензин дорожает. Все довольны. Надолго?

На днях в столице официально объявлено об открытии велоклуба «Минск» с огромным бюджетом, есть несколько велодорожек (правда, часто не всегда понимаешь – ты на тротуаре или на проезжей части для велосипедистов), есть грандиозный велотрек. Остается вопрос: а зачем горожанину велосипед? Куда мы уедем по велодорожке? На работу, в магазины, в пригород к озеру, или к интересному объекту туризма она нас приведет?

Мы в самом начале пути. Если правильно выбрать направление, четко размерить темп движения, не шарахаться и не мешать при этом друг другу (это касается и ответственных организаций, и простых людей), то можно сделать именно то, что позволит Беларуси обогнать по привлекательности велодвижения любую из стран, сделает в этом вопросе нас примером для подражания под боком у Европы.

Итак… Википедия дает определение:

тротуар (фр. trottoir) – каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над проезжей частью и обрамленная бордюром для функционального отделения от нее.

Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка транспортных средств на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.

Правила дорожного движения:

2.5. велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем;

2.6. велосипедная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты), обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка».

На практике в наших городах существуют тротуаро-дорожки, где опасности подвергается как велосипедист, так и любой пешеход. При этом опасность явно нами всеми недооценена. Современные горные велосипеды бесшумны, обладают большой скоростью, инерцией и в основном слабыми тормозами. Посадка на преобладающих в нашем пользовании горных велосипедах не предназначена для езды по городу, более того, при резком торможении перед препятствием, а пешеходы по тротуару далеко не всегда идут по струнке ровно и прямо, велосипедист на горном байке с большой вероятностью сам может вылететь вперед из седла…

Мне известны еще давние случаи, когда наезд на пожилого человека, совершенный ребенком на «Школьнике» (велосипед габаритами похож на маленький складной «Аист») приводил к трагедии. Даже простой травматизм чреват существенными потерями как для любого из нас, так и для бюджета страны. В каждой семье сейчас есть экономист, он посчитает для домочадцев, стоит ли серьезно относиться к велотрафику.

Риск очень велик. Надо серьезно озаботиться тем, как сделать «волков и овец сытыми и целыми».

Конечно, нужны велодорожки. Не одна, не пять, не только для прогулок. Они должны стать самостоятельной проезжей частью, желательно не на основных городских магистралях, но на параллельных улицах с менее интенсивным движением. Водители должны привыкать к самостоятельному, равноправному с ними движению велосипедов, они привыкнут, можно не сомневаться. Дорожки надо окрашивать в отличный от полос для автомобильного движения цвет, уровень их должен на несколько сантиметров быть выше полос основного движения, чтобы наезд на велодорожку был чувствителен, в опасных местах просто установить ограду. Светофоры, разметка, минимум пересечений с тротуарами – все это, как показывает чужой опыт, вполне воплотимо.

Тротуар – место, где правит бал пешеход. В случаях, когда велосипедист попадает на него (этого исключать не нужно), бесспорным правом приоритета должен обладать пешеход. Вплоть до права не уступать дорогу, если на то нет его желания.

Велодорожка – это дорога только для велосипедистов. По ней не могут двигаться другие транспортные средства, не могут ходить пешеходы. Собаки и кошки…. Ладно уж… И все, кто является помехой для велосипедиста на велодорожке, обязаны уступить ему путь.

По этому вопросу можно дискутировать, но важно не потерять время. Сейчас мы вполне можем сделать верные шаги, а чтобы довести дело до логического завершения, требуется расширить ассортиментный ряд выпускаемых байков. На дорогах должно больше появляться городских моделей велосипедов, приспособленных для езды в деловых костюмах, оборудованных корзинами для небольших грузов и миниатюрными недорогими GPS-датчиками для определения с помощью мобильного телефона местоположения угнанного велосипеда. Обязательно должны выпускаться грузовые модификации «Аистов» с удлиненной базой, кузовом, запираемым в виде клетки, и грузоподъемностью не менее 80 килограмм. Только когда с помощью велосипеда можно будет перевезти диван или холодильник, эти модели найдут своих многочисленных покупателей.

Сейчас проходит реконструкция главных автомагистралей страны. Используются кредитные деньги. Почему не воспользоваться моментом и одну из обочин дорог между населенными пунктами, например правую, если двигаться от столицы в любом направлении, не сделать велодорожкой с правом заезда на нее автомобиля для аварийной остановки? Такого нет в Европе, но будет у нас. Современные велосипеды способны держать скорость более тридцати километров в час достаточно долго. То есть, устроив частные кемпинги для велосипедистов (палаточные в том числе – зимой они не нужны) через каждые 100 километров, у нас появится очень яркая туристическая изюминка, резко возрастет интерес к велодвижению не просто как к средству для «покатушек», а как к интересному и полезному для здоровья и, зачастую, для профессионального дела занятию. Мы сможем сравнить себя с полным на то основанием с путешественниками из века девятнадцатого, неторопливо пересекающих страну от станции к станции, набирающихся впечатлений и потом пишущих заметки на потребу дня вроде этой…

Здоровья и интересных путешествий всем нам!

P. S. Как возможно было сделать такие высокие ступеньки в минских трамваях и такие низкие перроны на железнодорожных станциях?!


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах