05.08.2010

 - Газета

«Лучший город – лучшая жизнь»

Таков девиз Всемирной выставки «Экспо-2010» в Шанхае, достойное место в которой занял Белорусский павильон. По информации Ивана Найдовича, директора павильона, его уже посетили более двух миллионов человек!

Согласно концепции выставки, каждая национальная экспозиция представляет образ своей страны, а также программы по улучшению качества жизни в городской среде, историко-культурное наследие и технологические инновации.

Таков девиз Всемирной выставки «Экспо-2010» в Шанхае, достойное место в которой занял Белорусский павильон. По информации Ивана Найдовича, директора павильона, его уже посетили более двух миллионов человек!

Согласно концепции выставки, каждая национальная экспозиция представляет образ своей страны, а также программы по улучшению качества жизни в городской среде, историко-культурное наследие и технологические инновации.

Над созданием белорусского павильона на «Экспо-2010» работал большой творческий коллектив.

g1

О концепции внутреннего пространства павильона рассказывает дизайнер Тамара Голубева:

«Лучший город» и «лучшую жизнь» можно понимать по-разному. Мы сосредоточились на необходимости для «лучшей жизни» чистой воды и чистого воздуха. «Лучшим городом» завтрашнего дня может быть любой населенный пункт, где есть эта чистота плюс культура и развитый быт. А вот показывать промышленность и ее достижения очень не хотелось.

Города всегда строились возле воды, и ее чистоту нужно сохранить – это один из главных символов города и огромное благо для его жителей. С таким пониманием концепции проекта мы начали работать.

Наружным оформлением павильона занимался Белгражданпроект. Группа подобралась замечательная, включилась в работу очень быстро. Оболочка, внешний вид павильона должен был быть ярким, чтобы моментально привлечь посетителя. Формат выставки сродни плакатному жанру: идет сплошной поток людей, и все должно быть понятно сразу – никто не будет углубляться в детали...

Думаю, у нас получилось, главное – сделать экспозицию целостной снаружи и изнутри. Это то, что не получилось во многих национальных павильонах, я имею в виду художественную цельность. Эту целостность, ясную и красивую идею, люди считывают сразу – ее чувствуют на подсознательном уровне. И важно, что это позитивная и многоплановая идея.

В ходе работы нам пришлось трансформировать художественное решение. Хотелось сохранить на небольшом подиуме «озеро» – движение воды, ее пульсацию, и через это передать пульсацию жизни, времени. Волны должны как бы смывать изображение, этому ритму должно быть подчинено все внутреннее пространство. Но сделать такую анимацию в полном объеме нам не удалось. А удалось «запустить» аиста – немного наивного, но он летает, и под его крыльями сменяются четыре городские «картинки». Говорят, что китайцы сейчас любят лежать в центре павильона, на поверхности «озера», и смотреть вверх, на летающего аиста.

Вторая часть концепции для внутреннего пространства павильона была сформулирована как «город-клад». Мы выбрали такой прием: в полу сделали ниши и в них уложили 13 голограмм. Это артефакты – серебряные монеты, старинные украшения, оружие, посуда. Самый ценный – пояс Витовта XIV века. В силу технических причин голограммы небольшие и, возможно, не самые эффектные, но эти объекты говорят о том, что у Беларуси богатая история и, по мнению археологов, действительно очень много кладов.

На экранах, расположенных по кругу наподобие городского вала, демонстрируются виды шести областных городов и шести небольших, но с древнейшей историей – Мир, Несвиж, Туров, Заславль.

Сенсорные экраны, на которых зритель мог бы сам выбрать сюжеты о будущих проектах, при мне не работали. Но замысел был очень интересный.

g2

О современной жизни Беларуси рассказывают фильмы «Видеоцентра»; правда, их снимали для других целей, и в художественном отношении они могли быть лучше.

Внутри экспозиции находятся три небольшие выставки. Очень ироничные работы Валентина Губарева, портреты из коллекции Музея современного изобразительного искусства и детские рисунки из художественной гимназии. Это вполне удачная часть проекта.  

Меня порадовало, как работала директор музея Наталья Шарангович: она очень тактично отнеслась к задаче. В результате была собрана серия портретов людей, которые жили или живут в нашей стране, создают наше будущее. Из узнаваемых – портрет Марка Шагала работы И. Пэна и портрет Гавриила Ващенко работы Л. Щемелева.

Каково общее впечатление? Мы победили!

Конечно, главное, что мы сделали, – это целостная в художественном отношении выставка. В нашей стране такого масштабного опыта практически не было – представлять страну не продукцией и не печатной информацией, а созданием образа Беларуси.

Дизайнеры издательства «Рифтур» (Елена Дашкевич, Елена Ждановская, заместитель директора издательства Сергей Скиндер) включились в работу над Белорусским павильоном на том этапе, когда предстояло выполнить его фасад и стены. Рассказывает Елена Дашкевич:

«Мы начали с эскизов – фотографий, сделанных Сергеем Плыткевичем по оригиналам Игоря Римашевского. Тема «лучшего города» в творчестве Римашевского была нам знакома по его картинам, но теперь требовалось сделать из отдельных фрагментов полотна размером 3х12,5 м. В этом была уникальность нашей задачи: масштаб павильона – это уже не печатная продукция, а монументальное искусство. Техническая проблема – «выровнять» все детали, дома, окна, крыши, улицы, то есть соединить в единое целое множество подробностей, сохранив замысел художника – стала принципиально важной. Ведь от ее решения зависел облик павильона, узнаваемость архитектурных памятников. Мир, Несвиж, все минские достопримечательности… Художник доверил нам эту работу, и нам пришлось буквально «внедряться» в его оригиналы.

Кроме внешнего облика здания, мы работали над оформлением фойе, сервисной комнаты. Во внутренней части павильона – изображения для анимации на «озере» и «небе».

Возможно, главное, что мы вынесли из этой работы – и это наша собственная разработка – метод, с помощью которого можно собирать и разбирать эти огромные полотна. Это уникальный опыт, который мы получили. Ничего подобного раньше никто из нас не делал.

Конечно, мы очень рады, что все получилось, и гордимся тем, что принимали участие в этом очень необычном, престижном для Беларуси проекте».


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах