04.09.2008

 - Газета

Людмила Костюкович: "Туристы ездят по белорусским дорогам, как по джунглям!"

Недавно в рамках информационного тура Беларусь посетили представители польских печатных СМИ и венгерские телевизионщики. Визит состоялся по приглашению Министерства спорта и туризма, программа тура была подготовлена компанией "ЦентрКурорт". Впечатлениями от поездки - своими и иностранных гостей - с "ТиО" поделилась гид-переводчик Людмила Костюкович.

35-kost Недавно в рамках информационного тура Беларусь посетили представители польских печатных СМИ и венгерские телевизионщики. Визит состоялся по приглашению Министерства спорта и туризма, программа тура была подготовлена компанией "ЦентрКурорт". Впечатлениями от поездки - своими и иностранных гостей - с "ТиО" поделилась гид-переводчик Людмила Костюкович.

Польские туристы и история

- Польские туристы - контингент очень непростой. Например, американцы не знают всех нюансов нашей истории. Когда экскурсовод говорит, что вот эта церковь - во славу "нашего" героя Александра Невского, американский турист не упрекнет: мол, это ошибка - не было у белорусов такого героя. Поляки же очень хорошо знают историю, и эта история у нас с ними общая. Поэтому здесь они на все смотрят особо пристальным взглядом. Допускать исторические вольности экскурсоводам, работающим с польскими группами, невозможно.

Белорусские джунгли


- Если мы хотим, чтобы к нам ежегодно приезжали пять миллионов иностранных туристов, нам надо подумать, что, как театр начинается с вешалки, так страна начинается с въезда и дорог. Даже на магистральных трассах у нас практически нет обозначений туристических объектов на латинице. Стоит съехать с трассы, и человек, который не знает кириллицу, может элементарно заблудиться. Польские журналисты сразу обратили на это внимание: очень плохое обозначение центральных и даже туристических (!) трасс. Если Несвиж и Мир находятся под охраной ЮНЕСКО (а у ЮНЕСКО есть специальные пиктографические знаки), сделайте обозначение, что через пятьдесят километров будет уникальный объект, что рядом можно поесть, переночевать... Никаких обозначений! По белорусским дорогам туристы ездят, как по джунглям...

Марк Шагал

- Музей Марка Шагала совершенно не понравился полякам и не вызвал никаких эмоций. Я заметила, что экскурсовод, который вел в Витебске экскурсию, явно не понравился группе. А вот когда мы приехали с венграми, был уже другой экскурсовод, и она так вдохновенно рассказывала о Марке Шагале, в том числе о его детстве: Как у него очень рано проявился талант: Как он рисовал за печкой: Как мама, у которой было 9 детей, отвела его в школу к Иегуде Пэну: Как по дороге она ему говорила: "Смотри, Марек, если дядя скажет, что у тебя нет таланта, шестьдесят рублей я платить не буду". И как Пэн рассмотрел талант в мальчике и снизил цену наполовину: У венгров дух захватило, и они попросили экскурсовода: "Ты вот эти слова и говори в камеру, а не то, что в этом зале представлены фотографии того и портреты этого". Если воспринимать материал через человеческие эмоции, тогда и становится интересно.

Грамотный подход

- Допустим, приглашаю я к себе гостей, а квартира у меня в состоянии ремонта, или не убрана, или я даже чашку чая гостю не могу предложить. Так, пардон, что же это за приглашение? Если страна позиционирует себя, как уже готовая к приему туристов держава, значит, в этой "квартире" должно быть все готово. У нас с полноценной готовностью нашей "квартиры" к приему гостей (очень, кстати, искушенных и опытных!) - явные проблемы.

Очень дифференцировано надо подходить к туристам из разных стран. В Витебске те же поляки нашли бы для себя массу интересных объектов и поводов для разговоров об общей истории (которая им действительно интересна, в отличие от Марка Шагала). Проанализировав путеводители, которые им раздали, они заметили: "В этих книжечках все одинаковое, одна и та же информация и на английском языке, и на немецком, и на итальянском. Это неправильно. Итальянцев, немцев и англичан в Беларуси интересуют совершенно разные вещи и разные маршруты". К туристическим запросам надо действительно подходить дифференцированно, а не просто массово тиражировать одну и ту же информацию.

35-k

Другой интерес

- Нам, может быть, надо немножко поучиться у поляков. Я просто прочитала их путеводитель по Беларуси и наш. Открываю наш: Брест основан в таком-то веке, один из старейших городов. Дальше идут перечисления памятников архитектуры. Как бы ни старался автор, все равно сама форма подачи материала суховата, это, по сути, уже вчерашний день. И открываю польский путеводитель, где все события и взгляд на достопримечательности изложены через "человеческий фактор", то есть рассказывается об интересных людях, которые жили в этом городе, увлекательно излагаются связанные с ними истории. А не просто - церковь XII века, и все. Надо, чтобы путеводитель работал на определенную аудиторию, не бывает информации "для всех". Например, в путеводителе для поляков написано: "Обязательно посетите старое заброшенное кладбище, там вы найдете могилу младшего брата Адама Мицкевича". Это то, что называется мотивацией.

Улыбайтесь, за вами следят

- Польские гости отметили, что построить отели - это, конечно, хорошо, но надо еще вышколить персонал. Кроме того, они говорят: вот у вас везде написано, когда заходишь на сайты компаний, которые занимаются инкамингом, что отель такойто, тип комнат - после реконструкции. И у всех после реконструкции дороже. Зачем подчеркивать, что номер подорожал? Просто укажите тип номера, и все. Кстати, иностранцы очень смеются над словом "евроремонт". Они говорят: "А что, бывает "азиаремонт" или "африкаремонт"? Персонал слабо обучен в отелях и очень мало улыбается. Это в первую очередь иностранцы и отмечают, а вовсе не "евроремонт". Если на фасаде отеля четыре звезды, то предполагается, что весь сервис будет идти по категорийности четыре звезды. И клиент, который подошел к стойке ресепшен, не будет ждать оформления десять минут, на всю процедуру должно уйти не более трех минут.

Маркетинг и снова дифференцированный подход

- Я думаю, надо больше использовать научные знания, проводить глубокие маркетинговые исследования - что же надо здесь иностранному туристу, что он хочет увидеть. Если мы откроем сайты туристических компаний, то увидим, что все предлагают одно и то же: Хатынь, Дудутки, еще несколько маршрутов. Прогресс в этом отношении очень маленький. Хотя интересные места есть. Маркетологам каждой туристической компании надо очень тщательно подходить к тому, что будет интересно той или иной категории туристов. Причем, это достаточно тонкий вопрос. Например, полякам, как показывает опыт, Дудутки неинтересны, у них самих таких скансенов хватает, причем более масштабных. Зато Дудутки очень интересны американцам или японцам. Весь этот спрос надо отслеживать и изучать.

О стереотипах


- Все меняется. И стереотипы, конечно, тоже. Те польские туристы, которые приезжали еще при Советском союзе, были, как и мы, выходцами из социалистической страны, идеология была похожая. Сейчас мы как бы оказались на разных полюсах или в разных векторах. Скажем откровенно: польская пресса рисует довольно негативный образ Беларуси. И поляки приезжают, конечно, вооруженные этой информацией. Но они видят здесь, что Беларусь вовсе не такая уж "черно-белая", она разная, она интересная. После путешествия все туристы говорят: приеду - расскажу, что все совсем не так. Иногда, правда, добавляют: "Мы видели так мало, может, чегото плохого не успели заметить:".

Еще раз об исторической правде

- Поляков интересует все, что связано с историей Речи Посполитой, от чего у них бьется сердце быстрее. Адам Мицкевич, Тадеуш Костюшко - у нас столько великих имен, которыми мы можем гордиться. Причем, это люди, которые стали героями сразу в нескольких странах. Их слава бесспорна. А что же мы? Как мы увековечили славу этих людей? Польские туристы неизменно поражаются: в Минске есть площадь Калинина, но нет ни одного памятника Костюшко! Для них это дико и странно.

О фотогеничности

- Телевизионная группа из Венгрии согласилась снять одну часть документального фильма о Беларуси. Но когда они поездили по Беларуси, то приняли решение снять четыре серии о нашей стране. Режиссер сказал, что Беларусь очень "полюбила телевизионная камера, Беларусь очень фотогенична, очень много красивых мест".

Тысяча и один сюжет

- Венгерский режиссер нашел для себя очень много сюжетов для работы. Он заметил и туристические возможности, и то, насколько толерантны наши люди. Здесь, конечно, много мест для паломников-католиков. В Новогрудке, например, его впечатлил подвиг двенадцати сестер-назаретянок. От одной из сестер Ордена он узнал о том, что есть специальное решение Ватикана, и сейчас идет процесс причисления их к лику святых. Он увидел возможность снять целый фильм об интересных католических местах на территории Беларуси. Увидел, что здесь можно снимать фильмы на еврейскую тему. Отдельного фильма, по мнению режиссера, заслуживает белорусская кухня (кстати, нами забытая)... Сюжетов и возможностей в Беларуси - тысячи, сами мы их, кажется, не замечаем, а иностранцы приходят в восхищение.

Имидж ничто?

- Здесь уж все в руках политиков. Наш политический имидж не совсем позитивен на Западе, в Европе - и это обстоятельство бросает тень на все другие грани жизни. Когда о нас говорят, как о стране, мягко говоря, несвободной, то и туристам, наверное, не очень хочется сюда ехать. Правда, замечу, что в последние месяцы европейские туристы явно к нам потеплели. Я уверена, если имидж улучшится, люди начнут приезжать. А ничто так сильно не работает, как referrals: гости, которые у нас побывали, расскажут своим друзьям и знакомым. На Беларусь будет работать изустная реклама.

Итого

- Нашим компаниям надо думать о том, что существует не только познавательный туризм. Туризм - это целая палитра: деловой, выставочный, спортивный, культурный сегменты. Кто-то должен подумать о конгресс-туризме, когда для деловых туристов устраиваются семинары, международные конгрессы, и в рамках этой поездки они получают экскурсионное обслуживание. По прогнозам Всемирной туристской организации, такой вид туризма скоро станет лидирующим. Надо грамотно анализировать результаты года и делать правильные выводы. Потому что одно дело - подсчитать количество въехавших и сказать: представителей вот этой страны в этом году в два раза больше, а гостей из того государства - в два раза меньше. Мало констатировать факты! Нужен толковый анализ. С какой целью они приезжали? Кто эти люди - бизнесмены, экскурсанты? Надо делать выводы, глядя на реальную картину. Только так мы узнаем, кому Беларусь интересна и как ее предлагать.

Записала Татьяна Чудак


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах