26.11.2009

 - Газета

Вкус путешествий

Важна ли национальная кухня для туриста? Pro - Катерина ЧЕСТНОВА, медиа-оптимист. Contra - Вячеслав БОНДАРЕНКО, медиа-пессимист.

ЗА 

Катерина ЧЕСТНОВА, медиа-оптимист

kuhnya-pro С каждой новой страной знакомишься по-разному. Подключая разные органы чувств – либо постепенно, либо одновременно. Очарованно или озадаченно смотришь по сторонам. Вдыхаешь чужую смесь запахов – иногда она может состоять из давно знакомых компонентов, которые в этом сочетании все равно непривычны, а иногда примешивается что-то такое, неопределимое, местное… Слушаешь водоворот звуков – журчащие голоса чужого города...

Вкус путешествий составляется из большого количества маленьких фрагментов: впечатлений, ощущений, эмоций… Все они, складываясь в сложный пазл, делают странствие незабываемым, неповторимым, особенным.

Но в путешествии отнюдь не последнюю роль играет и вкус в гораздо более узком значении.

О чем я? Разумеется, о еде!

Какой турист не любит вкусно поесть? Полакомиться чем-нибудь необычным да непривычным не менее интересно, чем обозреть содержимое музеев и сувенирных лавок. А необычное и непривычное в чужих городах это что? Совершенно верно – блюда национальной кухни. Причем национальной кухни именно той страны, в которую ты приехал (а почему это очень важное уточнение, я объясню позже).

Удивительно, но попробовать местную кухню бывает не так уж просто. Даже в туристическом центре, на забитых приезжими улочках, гораздо проще найти заведения, чьи вывески обещают пиццу, пасту, суси, стейки… А стоит сделать два шага в сторону от основного скопления людей и достопримечательностей, так и вовсе кафе да рестораны предлагают сплошь вездесущие, то есть те же, что и в месте, откуда вы недавно уехали, вкусности. Ну или невкусности (ваш глаз гурмана порадует непременное наличие картошки фри и гамбургеров разнообразных – куда ж без них).

Как ни странно, национальная кухня угасает и перестает быть туристическим козырем. С одной стороны, это может объясняться просто – в чужом городе приезжим приятно увидеть что-то знакомое на вкус и запах и съесть свой любимый плохо прожаренный кусок мяса. С другой же – ну а кроме, кроме! В Макдональдсе ты питаться и на родине можешь, и пиццу есть тебе не обязательно в центре Берлина (хотя, когда мы пробегали через Берлин, питаться пришлось именно итальянскими блюдами – времени было мало, а пиццы – на каждом шагу).

Конечно, пробовать незнакомые блюда – это своеобразный аттракцион, иногда даже экстрим. Особенно в экзотических странах – но о них вообще разговор особый, и это другой разговор. Опять же, турист нынче пошел ленивый и пугливый – да, мы приезжаем в незнакомую страну, но мы хотим узнавать здесь хоть что-то, иначе впадем в суеверный ужас. А если на чужих улицах мы видим «Стейк хауз» или рыжего клоуна – мы уже спокойны и нам не так страшно. Мы практически дома, и дом наш при этом может быть где угодно.

К счастью, хоть это и самые предсказуемые туристы, но этой категорией дело не ограничивается. Другая категория приезжающих в разные населенные пункты с интересом выясняет, где же, где можно попробовать что-то новое, вкусное, ароматное… В поисках ресторана, предлагающего национальные блюда, порой нужно хорошо побегать. И делать это будут далеко не все – и времени порой не хватает, и жаль его, это драгоценное поездочное время, да и голод может быть сильнее, чем желание вкусить неизведанное.

Скажете, преувеличиваю? Не соглашусь.

Что там далеко ходить – в соседней Украине вареники с вишней искать придется долго и упорно. Хотя в меню они встречаются частенько. Но вот в наличии – очень редко.

Можно и вообще не выбираться за пределы Беларуси, а осмотреться в столице. Много ли в Минске мест, где большой выбор, именно выбор белорусских кулинарных изысков? По-моему, не очень.

Кстати, вот что еще удивительно – поскольку блюда национальной кухни представляют из себя редкость, за которой нужно долго охотиться, то в результате несколько наименований (и совсем немного!) этих самых блюд встречаются в самых дорогих местах и, соответственно, по весьма экзотическим ценам. Серый рижский горох с кефиром, к примеру, может стоить как неплохой стейк. А в белорусском ресторане национальной кухни, расположенном почти напротив Центрального универмага, за порцию драников желают получить почти 30 тысяч белорусских рублей. Видимо, национальная кухня – это роскошь?

Следует заметить, что, вместо местных блюд, туристам как правило повсеместно встречается… да, тоже традиционная кухня, но почему-то не той страны, где они находятся. А тех немногочисленных стран, кому удивительным образом удалось свои блюда сделать любимыми во всем мире, желанным лакомством не только для приезжающих в страну туристов, но и для большого количества людей, которые и не собирались ехать, к примеру, в Японию. Но с радостью будут есть суси – в родном городе или по всему миру. Между тем суси – блюдо традиционной японской кухни. Опять же традиционное для Италии карпаччо подают практически в каждом минском ресторане (про пиццы и спагетти я уже не раз упоминала и повторяться не хочется). О любимых американских кулинарных изысках вы тоже все сами знаете, их днем с огнем искать не нужно.

И вот что странно – местная кухня ведь отличная туристическая фишка. Нет, это не значит, что нужно закрывать все рестораны другой направленности вблизи туристического центра или обязывать каждое заведение включить в меню два-три самых известных здешних блюда. Пусть будут разные, на любой вкус и предпочтения. Но национальным ресторанчикам, с разнообразным меню и с богатым выбором всевозможных аппетитных яств должно непременно найтись место в каждом городе, которому есть что показать взыскательному туристу. И место это должно найтись именно в центре, среди всевозможных сувенирных лавчонок, а не на закоулках, адрес которых известен лишь коренным жителям. Да и то не всем.

 

ПРОТИВ

Вячеслав БОНДАРЕНКО, медиа-пессимист

kuhnya-contra О проблемах национальной кухни хочется поговорить на примере родной белорусской. И кажется мне, что национальная кухня в нашей стране в данный момент и используется только как туристическая фишка. А ведь это, если вдуматься, жутковато звучит. Неужели наши родные блюда интересуют сейчас только заезжих гостей?.. Ведь все национальное в первую очередь и предназначено для конкретной нации. А у нас – все наоборот?..

Это первое недоумение. Недоумение второе адресовано тем немногочисленным белорусским рестораторам, которые делают ставку на национальную кухню, пытаются сделать ее модной и выгодной.

Начнем с оформления. Вот мы заходим в типичное белорусское заведение, специализирующееся на национальных блюдах. Кто встречает нас у входа?.. Правильно. Конечно же, это рыцарь с мечом (видимо, типичный представитель белорусского народа. Еще немного роликов по ТВ, и я окончательно поверю в то, что все наши предки поголовно были рыцарями. А хлеб кто растил, интересно?..). Где-то рядом будут оленьи рога (варианты: кабанья морда, шкура лисы или медведя). Мебель – непременно темная, дубовая, стулья такие, что с места не сдвинешь. На стенах – какие-нибудь скрещенные алебарды.

Непременным спутником любого посетителя отечественного заведения будет саундтрек. До сих пор помню, как в одном из таких кабачков единственный диск с белорусской музыкой играл нон-стопом в течение нескольких часов… И был это какой-то дичайший набор всего на свете, от суровых фолк-плачей по уходящему в армию рекруту до «Польки белорусской» от семьи Ярмоленко!.. Не знаю, как кому, а мне аппетита такое звуковое оформление почему-то не прибавило. Да, оно было «зроблена ў Беларусi», но этим его достоинства и ограничивались.

Отдельная песня – цены в таких заведениях. Рассчитаны они явно на заезжих гостей. Среднего белоруса тут не ждут, к его появлению не готовы. Ибо простейшие народные блюда стоят тут столько, что невольно хочется заказать чего-нибудь другого. Пиццу, к примеру…

Ну и что тебе не нравится, спросит читатель?.. Да шаблон мне не нравится. Не люблю, когда все сводится к определенному набору штампов, а стоит тебе захотеть чего-то еще, на тебя уже смотрят удивленными глазами: «Извините, мы вас не понимаем». Вот почему в Минске нет ни одного национального ресторана, оформленного в духе начала ХІХ века?.. А в духе середины ХХ-го?.. Здесь что, белорусы не жили в это время? Или просто фантазии не хватает, потому как с рыцарями, фолком и кабанами как-то проще, привычнее?..

Да, вполне возможно, что какому-нибудь японцу все это страшно понравится и он даже снимет все происходящее на цифровик. Но японец, извините, приехал и уехал, а нам тут жить. И хотелось бы это делать со вкусом в прямом смысле этого слова…

Здесь, кстати, место моему третьему недоумению, адресованному уже государству. Общеизвестно, что оно лоббирует интересы национальной промышленности, в том числе и пищевой. Так вот, интересно, почему это лобби до сих пор не распространено на национальную кухню?.. Вот почему пиво везде только белорусское, а кухня – чья угодно?.. Как-то несправедливо получается.

За опытом далеко ходить не надо, достаточно вернуться в советские времена. Тогда каждая столовая была обязана иметь в меню несколько наименований национальной кухни. Скажем, на Украине в любой забегаловке можно было отведать вареники с картошкой или вишнями, а в Латвии – горох с грудинкой. Современные примеры тоже имеются: украинская сеть «Пузата хата», российская «Елки-палки». Внешне все просто: щи или борщ на первое, гречка или картошка на второе, кисель или квас на третье… Фи, скажете вы, кто на это польстится?.. Да миллионы людей, как говорит статистика. «Елки-палки» – одна из самых успешных сетей фаст-фуда в России. Так почему бы и у нас не сделать такое?.. Почему бы не продавать драники в качестве ежедневного блюда, а не изыска для туристов?..

Понимаю, известную роль тут играет не самая приятная черта белорусов как нации – стыд всего своего. На белорусском мы не говорим, потому как не хотим показывать, что мы из деревни. А драники не будем заказывать, потому как о них не пишут глянцевые журналы. Вот суси – другое дело!.. Ты заказал суси – значит, ты молод, активен, крут, в курсе последних новостей!.. Так вот, с таким бредом надо бороться, причем жесткими и решительными мерами. Надо отстаивать свои интересы, а не чужие. И красиво написать на бумажке «Купляйце беларускае» недостаточно, это для современного человека уже не аргумент. Нужна грамотно разработанная пиар-компания по вытеснению с рынка зарубежных блюд (и не только блюд).

Честное слово, как было бы хорошо, если бы в нашей стране ввели квоту на иностранные кухни!.. То есть попросту развели разные национальные блюда по разным ресторанам. Хотите съесть пиццу или спагетти – идите в итальянский ресторан. Хотите суси – в японский. Хотите айсбайн – в немецкий… А в остальных – большой выбор вкусно приготовленных и красиво оформленных отечественных блюд. И не нужно бояться агрессивно и современно рекламировать белорусскую кухню. Кто знает, может быть, лет через сорок именно она вытеснит из общемирового обихода итальянскую, японскую и американскую…

Не хочется мириться с тем, что в век глобализма национальная кухня обречена играть роль медведя с дудкой, пляшущего на потеху заезжих гостей. Прежде всего она должна быть национальной. То есть нашей с вами. Родной.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах