21.08.2008

 - Газета

Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО: "АлатанТур" всегда позиционировал себя как народная компания"

23 августа одна из крупнейших и, пожалуй, самая известная туристическая компания Беларуси "АлатанТур" отметит 15-летие. О том, его удалось достигнуть фирме за эти годы и что не получилось, об особенностях белорусского рынка и будущем отечественного туризма, мы беседуем с директором "АлатанТура" Алексеем СТРЕЛЬЧЕНКО.

23 августа одна из крупнейших и, пожалуй, самая известная туристическая компания Беларуси "АлатанТур" отметит 15-летие. О том, его удалось достигнуть фирме за эти годы и что не получилось, об особенностях белорусского рынка и будущем отечественного туризма, мы беседуем с директором "АлатанТура" Алексеем СТРЕЛЬЧЕНКО.

О мифах и достижениях

- Когда-то "АлатанТур" контролировал целые направления и перевозку. Только появившись, уже на начальном этапе фирма заявила о себе как о мощном бренде. Кстати, случай "АлатанТура" остался уникальным, никто этот прецедент так и не повторил (кроме, естественно, российских компаний, но это случилось гораздо позже) - чтоб так войти в рынок! Но годы идут. Как менялась жизнь и деятельность компании в эти 15 лет, какие вехи прошла фирма?

33-strelchenko - На мой взгляд, всевластие "АлатанТура" на начальном этапе несколько обросло мифами: О каком контроле над рынком может идти речь, если рынка, по сути, не было? Контролировать было нечего. Мы этот рынок и делали. Всевластие или, скорее, авторитет компании основывался на том, что в свое время "АлатанТур" во многом был первым. Мы первыми предложили отечественному туризму такое понятие, как чартерные перевозки. Мы первыми стали делать "некрымские", несоветские направления - Болгарию, Кипр. У нас первых появился собственный парк автобусов западно-европейского производства. По сути, мы были первыми, кто показал белорусам Европу, Париж...

- Это потому что такие продвинутые личности работали в компании?

- Начало 90-х - это период, когда многое рушилось и что-то создавалось. Люди, которые остались на обломках, но чувствовали острое желание чем-то заниматься, объединялись вокруг тех или иных направлений деятельности. Конечно, больше повезло тем, где у руля фирм, компаний стояли личности,которые могли разгрести мутную волну начала 90-х и выплыть. И вот собралась группа людей. Они хотели заниматься общим делом, имели организационные способности, руководящий и некоторый профессиональный опыт. Эти люди и создали фирму, которая сначала называлась "Алатан", потом "АлатанАвиаТур", а с определенного времени и поныне - "АлатанТур". Все имеющиеся плюсы позволили влиять на создание рынка. Слова звучат общо, но так оно и было. Рынок оказался довольно привлекательным, он быстро разрастался. Если говорить о том, во что трансформировалась компания и брать за точку отсчета сезон 1994 года (наш первый сезон), то нужно, видимо, вспомнить, что поначалу у нас был один офис площадью не более 40 кв.м. Сегодня у "АлатанТура" 3 офиса в Минске и 9 - в различных городах Беларуси. Если за оценку деятельности компании взять оборот денежных средств, то очевидно, что своими легальными объемами на белорусском рынке выделяются две компании - одна из них "АлатанТур". Если анализировать такой важный сегмент туризма, как продажа авиабилетов, то сегодня сетью, аналогичной сети "АлатанТура", не обладает ни одно предприятие негосударственной формы собственности. Логично говорить о лидерстве на этом рынке, поскольку белорусские представительства крупнейших международных авиакомпаний ("Люфтганза", "Австрийские авиалинии", "Чешские авиалинии") ежегодно составляют рейтинги, и каждый год дипломы за первое место по объемам проданных билетов получает наша компания. Мы, являясь генеральным агентом Air China в Беларуси, единственные представляем этот продукт на нашем рынке. По корпоративным программам с нами сегодня работают практически все международные бренды, которые представлены в Беларуси. Следующий сегмент, который для нас важен, - это прием иностранных туристов. Для "АлатанТура" это направление, на котором фирма зарабатывает, а не только сдает статистический отчет. И в этом сегменте мы входим в пятерку компаний-лидеров. Если суммировать все эти составляющие, то, очевидно, станет понятно наше место на рынке.

Сейчас я говорил о том, что фирме удалось создать и сохранить. Причем я ставлю знак равенства между этими понятиями - создать и сохранить. Но, если вернуться к началу разговора, то, в принципе, скажу откровенно - не совсем об этом мы мечтали. Планы были, конечно, гораздо более значительные. Мы видели, как прогрессирует развитие туризма и соответствующего рынка в Египте, Турции, России. Мы наблюдали, как при упорстве и кропотливой работе из простого туристического агентства получается крупный собственник. И мы мечтали о том же. Темпы развития позволяли задумываться и о своей авиакомпании, и о собственной гостиничной сети и так далее. И движение к этому было. Но: Мы говорим о мечтах и говорим о сегодняшних реалиях, которые не позволили нам претворить все наши планы в жизнь. Радует то, что в тактических моментах нас всегда выделяла максимальная легальность в отношениях с государством. Видимые, прозрачные обороты являлись основанием для того, чтобы наращивать вес, создавать филиалы. Странно, что сегодня никого не удивляет, когда у некой фирмы появляются филиалы, а налоговая база этой фирмы, мягко говоря, несерьезная. Откуда?! Это не может не вызывать вопросов. В данном случае, у нас все всегда было логично. Тяга к легализации логично обосновывала те претензии и амбиции, которые были у фирмы в 90-х годах. Сейчас, может быть, они проявляются менее активно. Но мы твердо сохраняем свои позиции.

Об объединениях и разочарованиях

- Что сегодня происходит с выездным туризмом? Скажем, возможно ли, чтобы российские операторы полностью контролировали все основные направления?

- Существует простое правило: кто владеет перевозкой - тот владеет рынком. Тенденция такова, что на сегодняшний день, будучи крупной сетевой компанией и учитывая те экономические и общественно-политические условия, в которых мы сегодня находимся, "АлатанТуру" выгоднее по основным направлениям быть агентом компаний с участием российского капитала.

- Вы говорите об этом с тяжелым сердцем?

- Абсолютно нет. Мы многое создали и многое сохранили. На данном этапе наша задача - зарабатывать больше, для того, чтобы уверенно делать те шаги на рынке, которые мы можем себе позволить. Я подчеркиваю: которые мы можем себе позволить. И мы делаем их без помощи кого-либо. "АлатанТур" не кредитуется, в компанию не вливаются иностранные капиталовложения. То, что мы делаем, мы можем позволить себе исключительно за счет того, что за последние годы мы стали реально больше зарабатывать. Да, мы ушли от рисков на основных направлениях. Сопротивляться этой тенденции в сегодняшних условиях мы (говоря "мы", в данном случае я имею в виду все крупные белорусские компании) не можем. Возможно, в какой-то степени и не хотим. Скажем, для создания мощного национального туроператора нужно, как минимум, желание всех крупных субъектов. Посмотрим, что у нас делается в этом смысле. За 15 лет существования рынка было создано всего одно реально действующее общественное объединение - Республиканский союз туристических организаций. Все остальное, что было и есть, - достаточно условно. РСТО немало сделал за 6 лет своего существования.

Но при всей общности видения ситуации, при многолетнем партнерстве, при взаимной личной симпатии некоторых субъектов этого объединения, мы являемся объединением больше политическим. Так сложилось. Мы вместе лоббируем необходимые законы, организованно противостоим нелогичным и наносящим вред экономике Беларуси шагам государственных и негосударственных организаций. Но за шесть лет мы не создали ни одного коммерческого проекта.

Да, мы объединены общей идеей, но мы не организовали ни одной общей цепочки. Мы замечательно сотрудничаем, продаем турпродукт друг друга, но на сегодняшний день консолидировано мы не заявились ни на одном чартере. Я не считаю это упущением, просто так сложилось. И я не считаю необходимым заявлять сейчас как о национальной трагедии о том, что мы, белорусские компании, лишаемся туроператорства. Наверное, нужно говорить о том, что сегодня у нас нет условий и нет стимула делать турпродукт корректным и конкурентоспособным. Мы ведь должны заботиться не только о собственной экономической выгоде, мы хотим корректно обслужить клиента. Так ради чего мы будем выбирать более сложный путь и создавать проблемы клиентам, если сегодня работа с ТEZ TOUR по наиболее клиентоемким направлениям дает нам возможность и корректно обслужить туристов, и заработать? Но все же: Если говорить об отличиях наших компаний от пришлых операторов, то мы ведь готовы наш заработок оставлять здесь, у нас, в Беларуси. Но тут неожиданно возникли вопросы, и они продолжают оставаться. Государство призывает - инвестируйте в национальный турпродукт, вкладывайте в недвижимость. Еще 10 лет назад все мечтали об этом - вкладывать, обзаводиться собственностью, и этот процесс разворачивался, а сейчас почему-то нет желающих. Почему?

Приведу пример нашего наиболее горького разочарования за эти 15 лет, им стал финал нашего транспортного автобусного операторства. В свое время компания "АлатанТур", которая пять лет серьезно занималась комбинированными турами на базе собственных, но подержанных автобусов, пришла к выводу, что нужно идти на серьезные затраты, но оказывать услуги белорусам на новых автобусах. И мы стали первой компанией, которая приобрела два новых автобуса шведского концерна Scania. Этот проект стоил полмиллиона евро, мы взяли автобусы на условиях лизинга.

Проект успешно выполнялся до 1 января 2002 года, пока неожиданно не поменялись условия временного ввоза. По новым правилам мы должны были выплачивать налог, который в год составлял 36% от заявленной стоимости. Немыслимая сумма! Естественно, растаможить автобусы мы не смогли, и были вынуждены просто вернуть автобусы шведам (то-то они удивились и обрадовались!). В тот момент в Беларуси был вырублен рынок карго-перевозок и погублены ростки национальной автобусной перевозки. Кстати, этот рынок так и не встал с колен и находится сегодня в постыдном для страны состоянии. Казалось бы - господа, полмиллиона евро инвестиций, без всяких кредитов - частная компания взяла это на себя.

Кому от этого было плохо? Клиентам нашим, которые получали безопасность? Природе белорусской, которая получала экологию? Государству, которому мы платили налоги и ничего у него не взяли, чтобы завезти в страну замечательную технику? Вот она - здесь, на белорусских номерах! Хорошо, допустим, это можно оправдать лоббированием мазовского проекта, логикой защиты своего продукта. Но прошло уже 6 лет. Что-то не видно, чтобы МАЗы колесили по дорогам Европы! А если бы нас тогда не вырубили? У "АлатанТура" было бы уже 6 или 8 новых автобусов! В общем, урок, конечно, был крайне болезненный. Но мы по-прежнему готовы оставлять деньги в стране, только нужно создать нам условия.

О богатой и среднестатистической клиентуре

- Не секрет, что за последние годы отдых сильно подорожал - может быть, по нынешнему сезону это особенно заметно. "АлатанТур" всегда являлся одним из лидеров по количеству обслуженных клиентов, вам хорошо видно, что происходит с белорусской клиентурой. Как она меняется? Как меняется ее платежеспособность? Как клиенты реагируют на рынок?

- Действительно, мы всегда имели возможность наблюдать весь спектр белорусских потребителей туруслуг, наши объемы нам это позволяли и позволяют. Хорошо, что на белорусском рынке есть компании, позиционирующие себя как фирмы для элиты, для избранных, пропагандирующие буржуазный гламур. Такие фирмы тоже должны быть на рынке. Но "АлатанТур" всегда позиционировал себя как народная компания. И мы можем авторитетно утверждать, что спрос на туруслугу в стране с годами не падает, более того - он растет. Это не может не радовать. Когда мы слышим обывательские разговоры на тему, хуже или лучше стало жить в Беларуси, то можно отвлечься от эмоций и посмотреть на туризм, который является реальным срезом потребительских возможностей граждан. Наша услуга не является первостепенной. Поесть, одеться, иметь крышу над головой, вложить деньги в здоровье и обучение детей - эти потребности всегда будут превалировать над остальными. Наша услуга (отдых-релаксация) в этом ряду занимает 5-7 место. Если мы видим увеличение спроса на нашу услугу (а мы его видим!), то, очевидно, средств у людей стало больше. С другой стороны, надо констатировать усиление желания отдыхать и путешествовать, это говорит о расширении кругозора наших граждан. И в этом смысле мне кажется неуместной иногда разгорающаяся в обществе полемика на тему, где должны отдыхать белорусы - на родине либо за ее пределами. Люди в принципе должны отдыхать - причем там, где они хотят!

Конечно, плохо, что мы сегодня продаем совсем не много внутреннего турпродукта. Но это не потому, что мы не хотим его продавать. Мы очень хотим. Продавать нечего! Хороших баз катастрофически мало, и большинство из них даже слышать не хотят о турфирмах, о блоках, о выкупленных местах. Если сегодня блоки на жесткой гарантии на любом (подчеркиваю - любом!) зарубежном курорте приветствуются - пожалуйста, работайте! - то в Беларуси мы готовы заплатить хотельерам вперед - только дайте нам места. Ни в коем случае! Нужно ходить, кланяться, причем часто непонятно, кому кланяться: Да и зачем? Ситуация на этом рынке, прямо скажем, нехорошая.

- Богатых клиентов сегодня стало больше?

- В начале 90-х богатые были виднее. И в целом было меньше турпродукта. Клиент, который купил тур за 10 тысяч долларов, - было такое событие, которое обсуждалось в фирме несколько дней. Ну, и вес доллара тогда был другой... Я могу сказать о тенденциях этого года, которые очевидны. Люди стали легче расставаться с долларами. "Евронаправления" вызывают задумчивость. Сокращение европейского продукта очевидно.

Если кто-то сегодня заявит о том, что в этом сезоне на ура продавалась Болгария, - не верьте. Наша фирма сохранила примерно прошлогодний объем, но продавалось направление значительно хуже. По Турции, например, мы уже сняли рекламу августовских туров, а по Болгарии открываем сегодняшнюю рассылку - сплошные акции: ребенок с двумя взрослыми отдыхает бесплатно, скидка - по 200 евро на пакет. И это тур на 20 августа - перед самой школой, раньше мы и не заботились об этих датах, уходили слету. Людей пугает евро - вот основная тенденция сезона. Та же Черногория, которая, казалось, будет только прибавлять: В этом сезоне мы видим серьезнейший регресс на направлении. Турция и Египет, конечно, несколько подорожали. Но сумма в 2-3 (до 4-х) тысячи долларов за отдых для семьи из трех человек сегодня никого не смущает. Причем эти клиенты вовсе не крутые бизнесмены, это обычная белорусская семья, которая легко расстается с этими деньгами.

Наша компания начинает наращивать объем познавательных европейских туров. Благодаря настойчивости нашего уважаемого сотрудника Александра Малика, который известен в отрасли как программист, способный предложить наиболее сбалансированные автобусные туры, мы перешли от обширных программ по Европе к углубленным турам по каждой стране.

Уже несколько лет мы культивируем такие программы, как "Вся Скандинавия", "Вся Англия", аналогичные туры предлагаем по Франции, Италии. Подобные путешествия сегодня продают и другие фирмы. Но в чем наше отличие от глубокоуважаемых компаний "БелОриентир" и "Турлюкс"? Они все-таки в значительной степени ориентированы на российский рынок. Мы работаем исключительно на белорусском рынке. Если в 2006 году таких программ у нас было 8, в этом - 10, то в следующем мы запланировали уже 14. Стоимость такого двухнедельного тура не менее 800 евро. И люди готовы покупать. Это тоже тенденция. Сегодня белорус, скорее всего, задумается, платить ли ему восемь сотен евро за пляжный отдых в Европе, но он готов отдать те же деньги за познавательный тур на автобусе по европейской стране. Правда, нужно еще учитывать возраст этих туристов, молодежи там, как правило, нет. Это люди от 40 до 70-ти. Появление такого класса туристов - тоже новая тенденция, естественно, очень хорошая.

Но если говорить о среднестатистической белорусской семье, которая хочет выехать на отдых за границу, то получится такая картина. Это работающие люди в активном возрасте, готовые потратить на свой отпуск 2-3 тысячи долларов и желающие получить за эту сумму максимум включенных услуг. Вот это и есть белорусская клиентура и наш массовый туристический рынок. Из этого все фирмы и исходят.

О кадрах

- Кто из компаний близок "АлатанТуру" по духу?

- В белорусском турбизнесе, на мой взгляд, много людей, которые создали и возглавляют фирмы и заслуживают большого уважения. Очевидно, что и они, как и мы, когда-то мечтали не совсем о том, что сегодня имеют, но это интересные, мужественные, ищущие люди. Например, глава компании "Санни Трэвел" Александр Ванюков, помимо собственно турбизнеса, занимается еще и журналом; видно, что он душу вкладывает в "Дольче Вита", и это хороший издательский продукт. Владимир Маковский, возглавляющий "Внешинтурист", - это дуайен белорусского туризма. По опыту работы, по этике взаимоотношений, по умению держать себя в любой ситуации, по глубине продуманности бизнеса Владимиру Брониславовичу нет равных. Компания "Смок" специализируется на ноу-хау-технологиях, во многом она часто бывает первой. К примеру, приезжаешь в Англию на выставку, и посольство приглашает на презентацию, которую устраивает Рафаэл Мусаев: Как его после этого не уважать? И этот ряд можно продолжать. Скажем, сегодня энергии, подобной той, которой обладает учредитель "Топ-Тура" Иван Чура, пожалуй, нет ни у кого. Можно только восхищаться, как кропотливо и последовательно он создает это строение фирмы, как с невиданной энергией, словно пчела, он строит эти "соты"-филиалы. По темпам роста, по жажде быть первым лично мне импонирует Михаил Капцевич из "Ростинга". Из близких партнеров я бы отметил главу компании "Дриант" Олега Латушкина, который всегда, в любых обстоятельствах, спокойно и уверенно гнет свою линию.

- Раз уж мы заговорили о людях, то такая крупная фирма, как "АлатанТур" - это, безусловно, еще и "кузница кадров". Что сегодня происходит с кадрами в туристической среде?

- Конечно, 15 лет - немалый срок, за это время много людей поработало в фирме. И как есть люди, которыми мы гордимся (яркий пример - Дмитрий Алешкевич, в настоящее время начальник отдела по работе с агентствами ТEZ TOUR, к которому все относятся с уважением), так существует и определенное количество кадров, которые хоть и выросли в нашей фирме в серьезных профессионалов, но гордиться ими мы не можем. Это очень болезненный вопрос.

Где, собственно, высокопрофессиональные менеджеры? Большое их количество просто исчезает. Куда пропали эти кадры? Ответ неутешительный: они продолжают работать, но становятся призраками в фирмахпризраках, потому что система позволяет им уходить в тень. Эти люди хотят ежедневно достать выручку из кармана или сумочки и просто "раздербанить" ее между участниками процесса. Эти люди отказались от своего паблисити-будущего - ради того, чтобы обитать в тени, нанося ущерб всему туризму. Мне жаль, что сегодня среди этого звена есть и наши бывшие кадры.

В противовес можно много говорить о тех замечательных, преданных делу людях, которые много лет работают в "АлатанТуре". 14 лет бок о бок мы трудимся с Игорем Клевцовым - это большой срок, мы много отдали фирме, но много и получили. Хотел бы отметить вклад в общее дело главного бухгалтера - Светланы Леонтьевны Волчек, которая в фирме с момента основания. Есть прекрасные кадры, которые пришли в компанию, когда та уже стала на ноги, остались в фирме и замечательно работают - благодаря таким, преданным компании людям дело движется вперед.

В то же время я хотел бы отметить тенденцию, которая в будущем грозит обернуться серьезными кадровыми проблемами для всего белорусского турбизнеса. Та "сеть", которую мы ежегодно "забрасываем" среди выпускников профильных вузов, с каждым годом вылавливает все меньше и меньше "золотых рыбок". Виновата, на мой взгляд, развращающая молодых людей тенденция получить все и сразу. Первые выпуски Высшей школы туризма (1996, 1997 годы) были прекрасными: люди хотели работать, хотели заявить о себе, стать профессионалами, многие остались и работают, их имена на слуху. Сейчас же выловить на курсе системного человека - большая проблема. Из трех десятков студентов только один оказывается дельным. Обычно в летний период мы выплачиваем студентам вознаграждение, эквивалентное 100 у.е.

Мы даем им возможность получить бесценный опыт, поработать в авторитетной компании, зацепиться, да еще выплачиваем сумму в два раза больше, чем стипендия. В этом году, когда мы озвучили перед студентами эти условия, то услышали: "А вот девочки пять дней махали флажками на "Моторшоу", им заплатили столько же, сколько вы предлагаете за месяц". Какой ответ напрашивается в этом случае? - "А девочки, которые стоят на выезде из Минска, могут эту сумму заработать даже не за пять, а за один день!.." В общем, у нас возникают логичные вопросы к общей системе подготовки: на что их там, в вузах, нацеливают? На работу и "зарплату" каких "девочек"?

О дне рождения

- Чем отмечен юбилейный год в компании?

- "АлатанТур" продолжает двигаться вперед. Машина работает, механизм крутится, в этом году движение неплохое. Мы открыли филиал в Солигорске. Осенью откроем еще один офис и кассы по продаже авиабилетов в новом бизнес-центре "Столица". Два года мы шли к реорганизации технологии работы, занимались процессом отделения операторства от реализации. Долгие время менеджеры по продажам одновременно являлись кураторами операторских направлений. В итоге это вступило в противоречие с объемом клиентов, система стала нас тормозить, мы поняли, что нужна серьезная реорганизация. Правда, внутреннее сопротивление было велико, потому что новая система на начальном этапе снижает значимость персоналий в общей концепции. Но, понимая, что этот шаг неизбежен, мы создали операторский отдел, где сотрудники не занимаются обслуживанием клиентов, они создают "алатановский" продукт и продвигают его на рынке, а также заняты дистанционными продажами - работой с филиалами и агентствами. Вторая созданная нами большая структура - отдел продаж, в котором работают менеджеры, которые хорошо знают и продают продукт. Этот отдел работает и с людьми "с улицы", поскольку у "АлатанТура" по-прежнему большой объем клиентов "с улицы". Когда мы осуществили реорганизацию, то получили значительный приток клиентуры. В этом году мы также создали новый сайт портального типа. Он принципиально отличается от прежнего. Сейчас на новом сайте идет разворачивание все больших услуг.

Думаю, что в скором времени наш сайт станет настоящим явлением в туристической среде. И, конечно, с особой гордостью я отношу к заслугам фирмы воссоздание флигеля-усадьбы Ваньковичей. В этом здании мы планируем разместить наш головной офис. Хотели бы осуществить переезд к Новому году, и тогда можно будет говорить о том, что "АлатанТур" - первая компания в Беларуси, которая является собственником не просто офиса, а отдельного здания в историческом центре столицы.

-Как будете отмечать день рождения?

- Мы приготовили клиентам подарок. 22 августа при покупке любого тура клиент получает пятипроцентную скидку. Как именно отмечать день рождения - этот вопрос вызвал большую полемику в компании. Первоначально мы предполагали совершить комфортабельный сплав по Щаре и Неману. Но, с учетом мнения большого количества женщин, которые трудятся в компании, вместо сплава решили поехать в парк развлечений. 16го мы всей фирмой выезжали в "Якутские горы", где вполне в туристском духе отметили наш юбилей.

Беседовала Лилия КОБЗИК


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах