19.08.2010

 - Газета

Татьяна Шаматенко: «У Черногории всегда будет свой клиент!»

Неопределенная ситу­ация с безвизовым въездом в Черногорию заставила поволноваться белорусских туроператоров в самом начале сезона. К счастью, разрешилась она благополучно и, что не­маловажно, до апрельской туристической выставки, которая дает старт активным продажам. Как складывался сезон на направлении, хо­рошо знакомом белорусам, и каковы его перспективы в будущем, рассказывает Та­тьяна Шаматенко, директор компании «ТрейдВояж».

Неопределенная ситу­ация с безвизовым въездом в Черногорию заставила поволноваться белорусских туроператоров в самом начале сезона. К счастью, разрешилась она благополучно и, что не­маловажно, до апрельской туристической выставки, которая дает старт активным продажам. Как складывался сезон на направлении, хо­рошо знакомом белорусам, и каковы его перспективы в будущем, рассказывает Та­тьяна Шаматенко, директор компании «ТрейдВояж».

chamatenko- Татьяна, как начинался сезон, учитывая, что ситуация с визо­вым режимом между Беларусью и Черногорией была не совсем ясна?

-  Действительно, в октябре про­шлого года истекло прежнее согла­шение о безвизовых поездках наших граждан в Черногорию. К счастью, уже в марте мы узнали, что мини­стерство иностранных дел обменя­лось нотами с властями Черного­рии, и безвизовый въезд в эту страну сроком до 30 дней будет осущест­вляться на основе туристических ва­учеров. Возможно, это не слишком удобно для индивидуалов, посеща­ющих родственников и друзей, но практически все белорусские тур­фирмы работают на этом направле­нии с компанией R-tours и на основе ее ваучеров. То есть для нас пробле­ма была автоматически снята. Един­ственное, что пришлось учитывать в случае автобусных и автомобиль­ных туров, - новый визовый кодекс ЕС, так как транзитные шенгенские визы в Черногорию мы открывали через посольство Польши, поэтому туристов мы сразу просили прове­рить срок действия паспорта. Доста­точно успешно для этого направле­ния прошла весенняя туристическая выставка: ее, как известно, очень ждут не только турфирмы, но и сами туристы. После выставки мы по ко­личеству интересующихся нашим стендом людей, а также клиентов, оформивших туры, уже можем пред­полагать, как будет складываться се­зон и продажи направления. В этом году практически все компании, ра­ботающие с черногорским направ­лением, запустили акцию раннего бронирования. В ее рамках туры за­бронировало очень большое коли­чество людей, это отметили во всех турфирмах города. Безусловно, для нас это было очень удобно - мы за­ранее смогли настроить людей, ког­да им нужно принести документы для оформления транзитной шен- генвизы. В итоге в этом году работа с посольством складывалась абсолют­но нормально, документы сдавали и получали четко в положенные сро­ки, так как все было достаточно мас­штабно продано в начале сезона. И далее глубина продаж была очень хорошей. К примеру, в начале июля туры на июль и август были прода­ны полностью. На сегодняшний день есть места на автобусный тур 2-17 сентября, почему-то он заполняется медленно, хотя все остальные даты - 11.09 и 20.09 - уже давно проданы. Это вторая такая дата для турфирм, первая была 1 июля, но мы заранее сориентировались, предложили ту­ристам скидки, и автобус заполнил­ся. Так будем действовать и с туром 2 сентября.

Как продавались авиатуры по сравнению с автобусными?

-  Так как средняя цена за автобус­ный тур с 10-дневным отдыхом на море и экскурсионной программой была от 280 до 400 евро, турфирмы за эти цепочки не волновались. Все знали, что эти туры купят, и действи­тельно - продажи шли очень ровно и спокойно. Что касается авиатуров, то здесь ситуация складывалась сле­дующим образом. Первый рейс за­полнился очень быстро, но это и не удивительно - на него всегда вы­ставляют очень привлекательные цены. Продажи второго рейса вы­звали в турфирмах некоторую рас­терянность - видимо, контраст между ценами на первый и второй вылет смутил туристов, были небольшие проблемы. Проблемными датами для турфирм стали также 4 и 7 июля, но спад продаж в этот период, к со­жалению, уже считается традицион­ным. В начале сезона бронировать авиатуры клиенты приходили при­мерно за неделю до вылета, но так как спрос на них был очень хороший, глубина продаж резко увеличилась - в июле уже продавались туры с вы­летом в августе и сентябре.

-   Нет ли опасений, что после та­кого спроса на направлении не­минуемо наступит затишье и усталость от продукта?

Ресурсы Черногории на взгляд малознакомого с ней человека могут показаться ограниченными: в плане инфраструктуры, количества курор­тов, протяженности пляжной линии. Да, это не Италия, большая часть территории которой граничит с мо­рем, а курорты развивались столети­ями. Это туристическое направление развивалось фактически на наших глазах - и оно продолжит свое раз­витие. У этой страны есть свой кли­ент. Человек может съездить в Бол­гарию, насладиться сервисом, но местные пейзажи не так красоч­ны. Черногория радует глаз, ее при­рода отлична от нашей. Недавно по телефону разговаривала с нашим партнером в Черногории - в стране сейчас благоприятнейшая погода, до 30°C, дует северный ветер, а к бере­гу пришли теплые течения. Вечером очень приятно пройтись по набереж­лю назад в Тиват только за один день приземлилось 60 самолетов из России - люди уезжают от пожаров. В Будве постоянно идет строитель­ство - особенно заметно в этом сезо­не: все больше отелей, новых вилл, всевозможных ресторанчиков. При­чем практически в каждом кафе в Будве появился бесплатный Wi-Fi. В этом году для посещения открыли остров Святого Николая, который на­ходится напротив Будвы. Раньше до него можно было добраться на ката­маране, сейчас до острова курсирует водное такси. Остров облагородили, сделали пляж, парковую зону, окры­ли кафе. В самой Будве открылось очень много новых магазинов и бу­тиков с итальянской одеждой. В ито­ге туристы в Черногории могут полу­чить отдых в 2-3 раза дешевле, чем в Италии, но с прекрасным итальян­ским шопингом.

chamatenko1

-   Что происходило с ценами в нынешнем сезоне?

-   Они остались на уровне прошло­го года. До 15 июня поток туристов в страну был очень маленьким, черно­горцы паниковали, что в этом году к ним никто не приедет, но снижать цены и не подумали. Только пля­жи, которые раньше были платны­ми, сделали бесплатными. Впрочем, когда поток увеличился, на туристах снова решили заработать и обязали их брать в аренду пляжное оборудо­вание: два лежака и зонтик. В итоге в Будве осталось только около 30% бесплатных городских пляжей. На каждом - свои цены: Могрен - 9-12 евро за комплект, Маша - 15 евро, Яз - 6-7 евро, а та часть Яза, где был когда-то нудистский пляж, осталась бесплатной. Своим туристам в Буд­ве мы рекомендуем именно эти пля­жи. Для тех же туристов, кто хочет отдыхать совсем по-королевски, - это пляж Короля и пляж Королевы, которые находятся справа и слева от острова Святой Стефан (один из них бесплатный, на втором лежаки и зонтик стоят 25 евро, но после 15.00 - тоже бесплатно), и, конечно, пляж Милочер - это 100%-ный эксклюзив для тех, кто хочет полного уединения и комфорта.

Сами черногорцы говорят, что по­купательная способность наших ту­ристов упала. Меньше людей ходит в рестораны, меньше пользуется ус­лугами такси, спрос на отельную базу в этом году уменьшился. Прав­да, на виллах есть все для комфорт­ного отдыха. Очень довольны мы, к примеру, виллой «Гармония» - на нее в этом году не было никаких на­реканий со стороны туристов. К тому же питание они, при желании, мог­ли заказать в соседнем отеле «Алек­сандр»: завтрак - 5 евро, обед и ужин из трех блюд плюс местные напитки в неограниченном количе­стве - 6 евро. Хотелось бы посове­товать туристам, которые собирают­ся в Черногорию, обязательно зайти в любой из местных национальных ресторанчиков или кафе, располо­женных не на береговой линии, и заказать ассорти из морепродуктов. За 15-17 евро вы получите блюдо на 2-3 человек: вкуснейшую рыбу (не­сколько видов), креветки, кальма­ры, мидии. Стоит попробовать также салат из «хоботницы» - осьмино­га, черное ризотто, красное ризотто, «пунина паприка» - фарширован­ный запеченный перец и, конечно же, негушский стейк с пршутом и сы­ром (7-10 евро). Вообще, в Черного­рии все вкусно, качественно и недо­рого.

-   На черногорском направле­нии в этом сезоне появились но­вые игроки. Конкуренция обо­стряется?

-  Здесь ситуация такая же, как на любом другом направлении: есть ос­новные игроки, появляются второ­степенные, которые тоже на что-то претендуют. Время все ставит на свои места. Мы всегда проводим опрос туристов, которые едут в наши туры. На их основе мы можем следить за качеством услуг, фиксировать какие- то проблемы, а также оценивать пра­вильность своей маркетинговой по­литики. Как правило, новые туристы обращаются к нам по рекомендации уже съездивших знакомых. То есть в лидерах в итоге останутся компа­нии, которые работают лучше и эф­фективнее.

-     Вы уже упоминали отличие Черногории от Болгарии. Эти на­правления, по сути, являются пря­мыми конкурентами. В чем пре­имущества и недостатки этих стран?

-     Болгария как туристическое на­правление развивалось гораздо дольше, чем Черногория. Мне сложно даже сказать, что среди наших ту­ристов пользуется большей популяр­ностью - Турция или Болгария. В этом году по Болгарии было просто огром­ное количество предложений: от эко­номичных вариантов без питания до шикарных отелей, работающих по си­стеме «все включено». Но, по моему глубокому убеждению, не может че­ловек всю жизнь отдыхать только в Болгарии или Турции. В этих странах он будет привязан к конкретному пля­жу, конкретному отелю. Черногория - это в первую очередь активный от­дых. И экскурсионных возможностей она предоставляет гораздо больше. Наши туристы очень любят экскур­сии в монастырь Острог и Бококо- торскую бухту, а молодежь всегда от­дает предпочтение рафтингу по реке Тара. Но мы рекомендуем также об­ратить внимание на экскурсию «2 ка­ньона - Тара и Морача». Это длитель­ная экскурсия, немного дороже, чем остальные, зато за это время можно однозначно увидеть всю Черногорию от Скадарского озера до Жабляка. В последнее время здесь также очень активно развивается горный туризм. Можно в прямом смысле слова пола­зить по горам, но, конечно, не везде. Так, на Жабляке и Колашине разра­ботаны пешие туристические марш­руты по тем местам, где зимой про­ходят горнолыжные трассы. Здесь невероятно красиво, все утопает в зе­лени елей и сосен, температура 17-18 градусов - притом что внизу 30-32, много уютных ресторанчиков в дере­венском стиле.

-    Черногория стремится к всту­плению в Евросоюз, и, возможно, нынешний сезон станет послед­ним безвизовым для белорусских туристов. Как это отразится на на­правлении?

-     Простому обывателю нереально ответить на вопрос, как будет скла­дываться визовая ситуация меж­ду нашими странами - даже работ­ники посольства и министерства иностранных дел не могут этого спрогнозировать. Я думаю, что все турфирмы, которые работают на на­правлении, сделают все возможное, чтобы безвизовый въезд сохранился или визы выдавались по упрощен­ной процедуре. Мы в этом заинтере­сованы не меньше туристов.

   Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах