07.10.2010

 - Газета

Новые документы в туризме: ближе к звездам?

От редактора
С 6 октября 2010 года, то есть со вчерашне­го дня, белорусский туризм живет по новым законам.
С различными изменениями, дополнениями и уточнениями вступил в силу Закон «О туризме», из документооборота окончатель­но исключен ваучер. Взамен вау­чера в нормативную базу введен другой документ, который назы­вается «типовой договор», - что­бы, как говорится, свято место не пустовало.

От редактора

gl-red1 Лилия КОБЗИК

С 6 октября 2010 года, то есть со вчерашне­го дня, белорусский туризм живет по новым законам.

С различными изменениями, дополнениями и уточнениями вступил в силу Закон «О туризме», из документооборота окончатель­но исключен ваучер. Взамен вау­чера в нормативную базу введен другой документ, который назы­вается «типовой договор», - что­бы, как говорится, свято место не пустовало. В комментариях юри­стов департамента по туризму, размещенных на сайте mst.by, на­писано, что туристический ваучер исключен как избыточный доку­мент в процессе реализации тура. При этом, правда, нигде не обо­значено, что «избыточный» вау­чер был на четырех страницах, а «скромный» типовой договор - на семи. Но это так, мелочи.

По моим наблюдениям, вплоть до вечера 5 октября, пока подпи­санные документы, наконец, не появились на сайте Министер­ства спорта и туризма, содержа­ние типового договора представ­ляло собой вовсе не конкретный текст, призванный способствовать развитию туризма - как въездно­го, так и выездного, а нечто прин­ципиально другое. Договор и все, что вокруг него происходило (со­ставление, обсуждение, таин­ственное появление некоторых пунктов и не менее таинствен­ное их исчезновение), напоми­нало некий социальный проект, поле боя, стилистически устарев­шую площадку борьбы «добра и зла», «света и тени», состязание «джедаев» из общества защиты прав потребителей (с собствен­ным лобби в Совмине) и плохо объединенных «хищников» из ту­ристического сообщества. В итоге, надо сказать, ничего страшного не произошло. С точки зрения соци­альной справедливости, опубли­кованный документ - нечто до­статочно лояльное по отношению к интересам обеих сторон офер­ты, туристов и турфирм. Но будет ли способствовать типовой дого­вор, который на долгие годы вбит в законодательство, развитию бе­лорусского туризма, в частности - въездного? В пылу «перетягива­ния одеяла» никто этим вопросом как-то даже не задался.

Маленькое лирическое отсту­пление. В 1774 году находящийся в экспедиции немецкий астроном Георг Ловиц был захвачен в волж­ских степях разгромленной стран­ствующей бандой российских бунтарей. «А чем занимается этот человек?» - спросил Емельян Пу­гачев. В ответ Ловиц сообщил, что наблюдает за небесными светила­ми. «А-а, ну так повесить его по­выше - пусть будет ближе к звез­дам», - изрек Пугачев. Красиво, возвышенно? Можно трактовать и так. Во всяком случае, описы­вая эту историю, Пушкин не от­казывает Пугачеву в определен­ном шарме и брутальности. Когда я слышу, что все новые докумен­ты по туризму, вступившие в Бе­ларуси в силу 6 октября, подгоня­лись к европейским, мировым и прочим цивилизованным нормам один к одному, это напоминает мне историю с удушением Лови- ца. Да, формулировки приговора звучат красиво, но туризму от это­го не легче.

В нашей ситуации, то есть при отсутствии практически всего, чем можно приманить в Беларусь мас­сового зарубежного туриста, биз­несу, работающему на въезд (все­го не более десятка фирм), нужно только одно - прозрачная, мак­симально упрощенная схема ра­боты. Новые документы вряд ли приближают инкаминг к этой цели. К примеру, введение типо­вого договора так же поспособ­ствует въездному туризму, как повышение стоимости виз, про­изошедшее в начале этого года, - итоговому увеличению количе­ства зарубежных туристов. То есть те, кому уж очень надо в Бела­русь (читай - бизнесмены и «же­нихи»), все подпишут, все оплатят и приедут. Обычные же туристы и те, кто хотел бы сунуться к нам «на разведку», - никогда! Зару­бежные путешественники заклю­чают договоры только со своими операторами и не подписывают с нерезидентами документов с обя­зательным перечнем «типовых» пунктов. Похожие проблемы воз­никали у въездных компаний и раньше (автограф туриста на ва­учере был такой же головной бо­лью). И раньше 9 из 10 туристов «соскакивали», когда от них тре­бовалось подписать нечто, чего они не хотят подписывать. Так надо ж было перенести те же не­достатки в новый закон!

Кстати, мы, когда едем отдыхать в турецкий, итальянский или ка­кой-либо другой отель, подписы­ваем какой-либо договор с мест­ным оператором? Кто-нибудь из тех, кто сочиняет законы о туриз­ме, когда-нибудь отдыхал за гра­ницей? Можно, конечно, сказать: так пусть зарубежные туристы и не подписывают никаких документов с нашими операторами, этот до­кумент необходим в первую оче­редь для прозрачных взаимоотно­шений белорусских операторов с белорусскими же туристами. Но в таком случае по какому докумен­ту фирма, работающая на въезд­ной туризм, будет освобождена от НДС (преференция, которая, кста­ти, у нас в стране преподносится как небывалый подарок бизнесу и верх либерализации, а на самом деле является нормой - согласно правилам, установленным ВТО)? В Законе «О туризме» об этом ни­чего не сказано. Как нет там и по­ложения о том, что инкаминговые компании могут - если им неу­добно, или не хочется, или турист не соглашается - не подписывать с иностранцем типовой договор. Они обязаны - это закон!

Сам основной документ, по ко­торому отрасль теперь будет не­известно сколько жить, снова закрепляет понятия тура и тури­стического путешествия как соче­тания по меньшей мере двух ус­луг (сопутствующие - не в счет). И тут уж, конечно, авторы как никог­да «близки к звездам», поскольку могут красиво и возвышенно ссы­латься на мировой опыт, в частно­сти - на директиву Евросоюза о путешествиях и отпусках. Правда, директива эта, мягко говоря, уста­рела - все-таки 20 лет. Документ явно составлялся в пору расцвета турецкого «все включено». Сейчас, когда сделки в туризме, между прочим, наполовину ушли в он­лайн, все продается не только оп­том, но и в розницу: только отель, только перевозка, только экскур­сия - и так далее (аналогичные процессы, и это очевидно, идут в обеих ветвях туризма - въездном и выездном). В конце концов, это воля туриста - заказать лишь то, что он хочет - без всяких «доба­вок», необходимых белорусскому туроператору для того, чтобы его деятельность по приему туристов в нашей стране называлась туриз­мом. И раньше наши фирмы про­сили зарубежных партнеров скло­нять туристов к заказу не менее двух услуг (чтобы, во-первых, ле­гализовать свою деятельность, а во-вторых, без этого белорусское консульство просто не открывает иностранцам визу), так и теперь будет продолжаться та же песня. Хороши же наши «новые» законы!

...Когда в разных кругах прихо­дится обсуждать проблемы, воз­никающие у турбизнеса и свя­занные с документами и схемами работы, всегда как резюме звучит одно слово: выкрутятся! Это слово и сейчас читается в контексте но­вых документов. С таким нашим общим подходом нормально­го туризма у нас в стране не будет никогда.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах